Главная / Статьи / Взгляд / СВЯТОЙ ЮМОР
    Вначале расскажу историю, которая произошла с моей знакомой. Она занимается постановкой христианских кукольных спектаклей для детей, где юмор перемешан с серьезными истинами Евангелия. Как-то после очередного такого спектакля из зала встал мужчина и с негодованием сказал: «Что за зрелище вы тут устроили! Где в Библии написано, что Иисус смеялся?» Сестра не растерялась и ответила вопросом на вопрос: «А где в Библии написано, что Иисус ходил в туалет?» Простите за грубость, но это правдивая история. Мужчина ушел, но мне жалко таких людей, кто никогда не смеется и не улыбается, оставаясь постоянно серьезными. Я думаю, их жизнь подобна черно-белому телевизору.

    Сестра подметила точно, и я уверен, что это Бог дал ей мудрость: Библия не упоминает нечто само собой разумеющееся, естественно вытекающее из Богом сотворенного человеческого естества. Там также не написано, что для поддержания жизни люди дышат, но это не означает, что они не дышат. Такими создал нас Бог, и если в нас есть естественное желание выразить сердечную радость улыбкой или смехом, то куда нам от этого деться. Конечно, можно стать абсолютно серьзным, но ведь это искусственно и ненадолго — вскоре потребность смеяться и улыбаться вернется, как возвращается чувство голода после длительного поста.

    Я думаю, человек, утверждающий, что Библия не содержит юмора, просто невнимательно ее читал. Сам Иисус часто говорил с юмором, например, о фарисеях: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф. 23:24) или сравнивая их с «окрашенными гробами» (Мф. 23:27). И в Ветхом Завете мы можем усмотреть юмор. Авраам «пал на лице свое, и рассмеялся» (Быт. 17:17). Если я, подобно Аврааму, осознаю свое неверие в то время, как для этого нет никаких оснований, я также рассмеюсь над собою. И во многих других местах Библии можно увидеть юмор.

    Мое мнение, юмор в христианстве необходим, без него просто сухо. Как проповедник скажу, что проповеди с использованием юмора намного эффективнее. Ничто лучше не может пробудить засыпающую аудиторию, как небольшая смешная история. Да и сама проповедь с юмором, живая и вдохновленная Духом Святым, не позволит людям помыслить о сне.

    Юмор я имею в виду святой, не над святыми. Я читал книгу «Монахи пустынники смеются», где палку перегнули, — обсмеяли и святое, и несвятое, но нам, христианам, над святыней глумиться не подобает. Каким же тогда должен быть христианский юмор? Я думаю, наш юмор должен быть святым, и тот проповедник, на чьей проповеди люди смеются и плачут попеременно, бьет в цель, он достигает сердец слушателей, и истина надолго остается в них. Все мы знаем, что примеры и истории, услышанные нами на проповеди, запоминаются лучше, чем само наставление проповеди, и было бы неплохо каждому проповеднику использовать их. Пусть слушатель не запомнит саму проповедь, но вот яркая история или иллюстрация останется в его разуме надолго. А ценна она тем, что содержит Божественную истину, которая будет назиданием в нужный момент, когда Дух Святой оживит эту историю в разуме.

    Юмор над святым не назовешь никак иначе, как смехотворство, которое нам не прилично (Еф. 5:4). А этот грех часто проникает в христианство и уподобляет нас неверующим, которые смеются над всем. Мы же должны использовать юмор в достижении высоких целей: проповедь Евангелия, наставление в христианском учении, назидание и утверждение в вере и т. д. Да и нашу повседневную жизнь юмор делает красочной и интересной. Конечно, в каждой конкретной ситуации нужна мудрость от Бога, чтобы определить, где нужны серьезные слова, а где с юмором; где юмор, а где смехотворство. В сердце каждого из нас живет Дух Святой, и Он поможет нам в этом.