Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПРОКЛЯТИЕМ ЗАКЛЕЙМЕННЫЕ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ПРОКЛЯТИЕМ ЗАКЛЕЙМЕННЫЕ
ПРОКЛЯТИЕМ ЗАКЛЕЙМЕННЫЕ
ПРОКЛЯТИЕМ ЗАКЛЕЙМЕННЫЕ
24.09.2011
1047
Библиотека христианской литературы, в которой я служу, находится в Санкт-Петербурге, на улице Жуковского. Возвращаясь с работы, я часто прохожу мимо огромного, сильно выделяющегося на фоне исторического центра здания, исполненного в стиле советского модерна. Это Большой концертный зал «Октябрьский» (БКЗ). 

В нашем городе есть немало более достойных внимания памятников архитектуры, но и это сооружение, хотя его история насчитывает только несколько десятилетий, по-своему интересно. Найдутся люди, которые еще помнят, что на этом месте стоял православный храм, который был снесен лишь для того, чтобы заменить его храмом культуры (пролетарской), прославляющим завоевания того самого октября, именем которого оно и было названо. Сейчас уже эти завоевания мало кому из людей хочется воспевать, но бетонный исполин продолжает их прославлять. 

Над стеклянными витринами, украшенными яркими афишами с портретами популярнейших звезд эстрады, нависает черное, сделанное будто из чугуна мемориальное панно. Прямо под ним часто собирается огромное количество людей — тех, кто пришел на концерт, или ожидают кого-то, назначив встречу в столь оживленном месте, на пересечении многих городских магистралей. Молодые и пожилые, они, возможно, ни разу и не взглянули на это панно — не до этого. Но если все же поднять голову и внимательно посмотреть на скульптурный барельеф, то можно с удивлением обнаружить, какую забытую идею он несет. Глубоко «патриотическое» содержание этого шедевра, наверное, никого не оставит равнодушным. 

В центре мемориальной экспозиции находится, конечно, В. И. Ленин. Вождь пролетариата изображен с простертой вперед рукой в театральной или даже балетной какой-то позе. В правой части — расстрел белогвардейцев. В левом верхнем углу — многофигурная, полная экспрессии композиция — расправа над священнослужителями и верующими. У всех у них в руках святые образа, на которых добросовестный скульптор изобразил лик Христа. Строй красноармейцев производит ружейный залп, и вот уже один священник на земле, остальные роняют иконы и падают под выстрелами. Среди расстреливаемых — женщины и дети. Вот мужчина прижимает руки к голове — пули попали ему в лицо. Мальчик лет двенадцати, его сын, в ужасе порывается бежать, но огромный бородатый мужик (крестьянин?) из другой скульптурной группы замахивается кулаком над головой мальчика, которая куда меньше, чем его кулак. Нет сомнения, что сейчас от головы мальчонки ничего не останется. Таким образом подчеркивается единство армии и народа в борьбе против суеверия. Промежутки между этими сценами заполнены множеством мужских и женских фигур. Кто в шинели, кто в гимнастерке или бушлате, но все с оружием, обвешаны боеприпасами и почему-то... босиком. На каждом головном уборе — красная звезда. 

Может быть, кто-то скажет, что и не стоит обращать внимание на такие частности, тем более, что разным людям, толпящимся под панно, нет до этого никакого дела. Может быть. Но когда власти пытаются многим историческим памятникам в преддверии 300-летнего юбилея города вернуть их первозданный вид, почему бы не вспомнить о том, что в самом центре города еще сохранились «реликвии», на которые без возмущения не сможет взирать ни один истинно верующей человек. Ведь гости нашего города, ради которых в основном и старается городское руководство, обязательно обратят внимание на эти вопиющие «шедевры», и тогда великолепие музеев и дворцов в их глазах может просто поблекнуть. Никто, наверное, не решится предлагать, чтобы на месте БКЗ восстановить разрушенный храм, хотя такие прецеденты уже имеются (храм Христа Спасителя). Все, что хотелось бы, — снять кощунственное панно. Само здание от этого нисколько не пострадает. Но если сделать это, то, возможно, еще одно проклятие снимет Господь с нашего народа и с нашего города, и с нас, которые терпеливо и покорно продолжают жить рядом с такой «красотой». 

В ночь на 1 января 1908 года, после вечерней молитвы Иоанну Кронштадтскому было видение. События, запечатленные на октябрьском панно, можно назвать иллюстрацией к некоторой части этого видения: «Весь народ кричал: «Вставай, проклятьем заклейменный!» Появилась масса бесов, все красные, и клеймили народ, прикладывая каждому печать на лоб и на руку в виде звезды».

Смысл печати сам Иоанн Кронштадтский прокомментировал следующим образом: «Восприятие мира умом и глазами антихриста. И работа на лукавого отныне, чем бы ни занимались...» Надо заметить, что в 1908 году старец не мог знать слова гимна пролетариев, но проклятьем заклейменных увидел и услышал отчетливо. 

Пусть патриоты нашей доблестной истории обвинят нас в мистицизме, но панно с концертного зала нужно снять, ибо где проклятие — там нет благословения. Мы намерены обратиться с ходатайством по этому поводу к правительству Санкт-Петербурга, а может быть, и России. Обращаемся также к нашим читателям и всем христианам нашего города за поддержкой. Присылайте нам свои отклики.