Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА
ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА
ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА
24.09.2011
1268

«Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых, и не будет взирать на величие Господа»
Ис. 26:10


Сразу прошу прощения у горячо любимого мной классика за использование его заголовка. Просто лучше сказать нельзя. Заключение, не считая тех редких людей, кто попал туда вместо другого или за драку, или дорожное происшествие, действительно дом «мертвых», наполненный в основном «мертвыми» людьми. Кому-то эта фраза покажется слишком жестокой, но я говорю то, что знаю из личного опыта общения с теми, кто там находятся.

Да, я знаю, и уверен в Господе моем, что люди, наполняющие тюрьмы, изначально не виновны в своих извращенных умах. Они только пожинают плоды, взращенные поколениями их предков, как сказано, что детей Бог ревнитель наказывает «за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх. 20:5). Но дела, злые и жестокие, делаются именно детьми, и только они должны за них ответить. Родители, будьте ответственны за все свои слова и чувства. Ваши грехи не умрут вместе с вами, но могут стать проклятием для всех ваших потомков на долгие века. Как проклятие рода Баскервилей.

В нашей стране сегодня идет поток писем из тюрем. Главным образом они адресованы христианским организациям и отдельным, чем-то проявившим себя христианам, имя которых было «засвечено» на страницах изданий или каким-то другим образом. Как правило, письма начинаются с рассказа о том, как имярек вначале вел беспутную жизнь, за что угодил в места не столь отдаленные, где потом «пришел к Богу», и как это изменило его миропонимание. После этого следует более или менее длинный список книг (духовной литературы), которые он хотел бы получить, и перечень товаров, которые ему необходимы, с точным указанием размера и граммов положенных ему благ. Думаю, просимые книги хотя бы частично будут прочитаны, но, поверьте, все же главным в этом перечне являются товары в конце списка.

Еще я знаю, что книги будут прочитаны весьма критически. Критика, причем очень нелицеприятная, звучит в ответных письмах облагодетельствованных, где они осуждают высказывания богословов, авторов газетных статей и... обвиняют во всех смертных грехах самих добрых самаритян, выславших литературу. Здесь уместно вспомнить сюжет, из литературы вошедший в криминальную психологию, – о Жане Вальжане. Типичный случай, характеризующий лиц с преступными наклонностями. После того как священник приютил и обогрел беглого каторжника, последний обворовал его на приличную сумму. Каторжник посчитал ниже своего достоинства быть кому-то обязанным. Он рассуждал так: «Чем этот святоша лучше меня? Ему просто повезло. Он хорошо устроился и еще надеется на мою благодарность! Да он просто нехороший человек! Я отомщу ему за всех обиженных и несчастных! Он не достоин своего положения!» Сюжет классический, со мной он повторился один в один, и я однажды почти дословно слышал подобную философию из уст современного преступника.

В добрых самаритянах вальжаны видят исключительно «лохов», которые существуют лишь для того, чтобы помочь им спастись в данный момент. Глупо ждать от вальжанов благодарности и исправления. Их вражда с Богом и миром началась не сегодня. Она досталась им от предков, и излечение не может быть быстрым. Чем больше любви и милосердия вы проявите к таким людям, тем больше ненависти накопят они против вас и Бога. Ситуация совершенно безнадежна – обида, которую они питают к Богу, намного сильнее вашей истинно христианской любви. Поэтому, скорее всего, вам уготована участь жертвы, но не апостола, приведшего несчастного к Богу.

Самообман приятен, но слишком далек от истины. Самообман способен привести к тому, что вы сами превратитесь в раба сатаны и долгие годы будете вскармливать преступников, тратя свои средства и силы, но никогда не сможете спасти того, кто предназначен для погибели. Скажете опять, жестоко, но разве не жестоко духовно и материально поддерживать человека, который, выйдя на свободу, тут же замучит, зарежет ни в чем не повинного. О том, что это происходит гораздо чаще, чем мы думаем, можно узнать, познакомившись с биографией какого-нибудь рецидивиста. Каждое из последующих преступлений у него страшнее предыдущего. И об этом надо говорить прямо, слишком серьезные материи мы разбираем, чтобы обходиться одними лозунгами и призывами. А их хватает.

В последнее время все чаще слышен призыв: «Христиане, идите и помогите заблудшим! Помогите преступникам. Помогите алкоголикам. Помогите наркоманам. Помогите умалишенным...» Многие верующие откликаются на подобные призывы, и начинается безнадежная борьба за спасение погибших. Не знаю, чего больше в этих попытках – наивности или мании величия. Знаю только, что подобная практика не ведет ни к чему, кроме отчаяния. У меня есть свидетельство одного доброго христианина, который продал все свое имущество и поехал в Турцию проповедовать христианство. Только Бог спас его потом от самоубийства.

Подавляющему числу христиан, к моему глубокому сожалению, внушили убеждение, что их святой долг помогать всем страждущим вне зависимости от того, почему и за что они страдают. Добрые самаритяне четко усвоили евангельскую мудрость, что солнце одинаково светит злым и добрым, не удосуживаясь вникнуть в ее контекст. Солнце действительно светит злым и добрым, но только для того чтобы мы смогли при ярком свете сделать выбор между добром и злом. Ну а смешивающие два этих разных понятия будут причислены к тем, кто «не горяч и не холоден». Известно, какая судьба их ждет.

Мы действительно обязаны помогать своим ближним, не считаясь ни с чем: ни с издержками, ни с хлопотами, ни с лишениями. Только всегда надо помнить, кого Христос назвал нашим ближним. Он назвал так не нашего брата или единоплеменника. Ближний, по Христу, тот, кто однажды сделал нам добро, проявив милосердие и бескорыстие, совсем так же, как это делал и Сам Иисус, пока ногами ходил по земле. Человек, убивший нашего брата, не может считаться ближним, хотя бы он и жил за стеной нашей комнаты.

Когда только мы научимся не попадать в ловушки мертвых слов и различать духов?! Сегодня это делается самым актуальным. Обратитесь к фактам: вместе с гуманизацией законов в христианских странах растет число преступлений против личности и самой жизни. Их совершают те, кто никогда не знал и не хочет знать Христа как высшую ценность мира. Одержимые манией убийства сегодня считаются просто людьми с иными взглядами на мир. Таким образом сегодняшние вершители судеб ставят под сомнение не только заповедь «не убий», но и само существование нашей цивилизации.

Важно также не путать пострадавшего с разбойником. Неужели и вправду можно думать, что пострадавший и нанесший ему раны равны в глазах Господних? Если это действительно так, то господа зовут как угодно, только не Иисусом Христом. Добрые самаритяне вроде бы сообразуют свои действия с Писанием. Да, в нем говорится: «...в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:43). «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах...» (Евр. 13:3). Но обратите внимание, эти слова относятся к узникам веры. И о разбойниках, «распятых с Ним», говорит Писание. Только значение слова «разбойник» было тогда совершенно иным и означало борца за свободу Израиля, иначе говоря, разбойником называли по нашим понятиям патриота, который бунтовал против установленных порядков, борясь за свободу своего народа. Он не обижал слабых, он дрался с самыми сильными, выступая против властей того времени. Согласитесь, здесь есть большая разница. Один из таких разбойников, висевший рядом с Иисусом, первым вошел в рай, чего и вам желаю.

Рабоче-крестьянское понимание Евангелия – самая большая беда нашего мира. Смешивание и неразличение добра и зла, основанные на недомыслии и психологической неграмотности, дают сатане в руки сильное оружие, которым он пользуется с самого начала христианства. Мало кто из христиан смог понять основы Христова учения, которое несет жизнь. Комплексы, унаследованные от предков, не позволяют нам видеть мир и Бога такими, какими они являются на самом деле. Мы пребываем в плену уверенности, что в какой-то мере познали Бога, и мало стремимся узнать себя и своего ближнего. Но поскольку мы отказываемся понимать себя самих, то, соответственно, ничего не понимаем и в Боге, по образу и подобию Которого созданы.

Кроме этого, есть стремление изучить Бога по Его Писанию, но нам и в голову не приходит простая мысль, что невозможно познать Того, Кто больше мира, учитывая, что познающий сам лишь часть этого мира, а познанием мира мы пренебрегаем на том основании, что заняты более важным делом – познанием Бога. Изучение Бога по Его книге – такое же заблуждение, как и служение Ему во время литургии. Когда придет осознание, что не мы служим Ему, а Он нам в наших богослужениях, то праведность и спасение приблизятся к нам. Но этот час для многих и многих христиан еще не наступил. Беспробудная наивность в суждениях приводит к бедам, которые они не в состоянии ни осознать, ни осилить, и поступки ясно говорят о состоянии их душ. Твердо решив помочь «человеку в беде», такие христиане даже не дают себе труда понять, кто перед ними, кому именно и как они хотят помогать. Но ведь это первое, что необходимо сделать, – уяснить, кто перед тобой.

Вероятно, каждый из нас припомнит, как в детстве сталкивался со сверстниками, которые не могли победить ни в одной игре. Эти несчастные хитрили, придумывали более сложные правила, обижаясь, что никто не придерживается их, потом сами нарушали все правила, лишь бы выиграть и тем самоутвердиться. Неудачники так и познаются по тому, что они устанавливают свои правила игры и после неудач отрицают все правила. Из них-то и выходят преступники. Это несчастные люди, которые не могут выиграть по правилам. Мир может относиться к этому как угодно, но христианин не должен забывать, что правила установлены Богом и нарушать их – более чем рискованное мероприятие.

Что говорят воровские законы? Не иметь дома, не иметь семьи, не иметь работы. Согласитесь, это девиз идущих к смерти. Еще один штрих к характеристике преступника дает цитата из классика: «Человек, мучимый органической болью и неприятными ощущениями, теряет интерес к объектам внешнего мира, поскольку они не относятся к его страданиям. Более точное наблюдение показывает, что у него пропадает также либидозный интерес, он перестает любить пока страдает». Бог есть любовь, и если кто-то перестает любить, то он теряет Бога. Об этом главном, что есть в Его учении, увы, не хотят помнить большинство христиан.

Места заключений в России хуже всего, что можно было бы придумать. Человеку там действительно очень плохо. Он недосыпает. Недоедает. Не имеет необходимой одежды. Его понуждают трудиться. Он боится за свою жизнь и теряет здоровье. Испытывает унижения, психологический дискомфорт и постоянный сенсорный голод. Его действительно там медленно убивают всем бесчеловечным образом жизни, и он вопиет о помощи. Просит и не находит. Никому нет дела до его страданий, даже родственникам, которые нередко отворачиваются от заключенных, не хотят знать бывших отцов, братьев, матерей и сестер, сыновей и дочерей. Только истинные христиане входят в их ситуацию. Им жаль человека. Им нет дела до того, кто это. Человек страдает! Что еще? Солнце одинаково светит над злыми и добрыми!

Именно в этот момент истинный христианин попадает а ловушку сатаны, из которой ищет выход долгие годы или не находит его. Простота воистину хуже воровства. Простые души учат нас с кафедр: «Не помогать ближним – грех! Не греши и спасешься. Делай благо – и благо тебе будет!» Плюс и минус – что может быть проще? Вот только в жизни все не так просто, как нам хотелось бы. Мы – создания гораздо более сложные, чем даже можем себе представить. Наши отношения с миром и Богом куда запутаннее, чем мы в состоянии понять. Мир, в котором мы живем, сложен и далеко не до конца изучен. Ну, а душа наша намного сложнее этого мира.

Сегодня можно наблюдать тенденцию, когда все чаще церкви и отдельные люди тратят свои ресурсы, материальные и моральные, на попытки спасти заведомо погибших. Я совершенно убежден, что это – новая уловка сатаны, который обольщает людей заведомо неосуществимыми идеями, чтобы ослабить Церковь Христову. Тратя деньги и силы, вы не спасете рецидивиста. Он далек от понимания ваших истин. Он с детства обижен на мир и Бога. На самом деле он враг Бога, Которого обвиняет в своих несчастьях. Оглянитесь вокруг! Посмотрите на улицы вашего города. Там ходят тысячи людей, которые могут быть спасены, хотя пока еще очень далеки от спасения. Не ставьте себе неразрешимых задач. Не мните и «не мечтайте о себе» (Рим. 12:16). Не считайте себя спасителями погибающих. Не стремитесь занять место, принадлежащее Богу. Это уже было в истории. И герой ее звался сатана. Тратьте свои невеликие силы на то, что может и должно принести пользу.

Сегодня мы дожили до того дня, когда сатана стал явен в мире и его слуги убивают невинных людей сотнями. Убивают женщин и детей, туристов и пасторов, которые пытаются проповедовать язычникам. Друзья мои! Поверьте, христианин не тот, кто все всем прощает. Христианин тот, кто не приемлет зла. И, если надо, с оружием в руках сопротивляется ему. Сопротивляется во всем: в большом и в малом, выступая против преступников уголовных и преступников военных, преступников экономических и преступников идеологических. Против всех, кто, будучи болен душой, не любит жизнь и стремится к смерти, не осознавая этого и не ведая, что творит. Пусть Господь спасет нас от этого и убережет, для того чтобы и наши дети смогли увидеть радость жизни.