Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
РАССЕЛ И ЕГО ОБЩЕСТВО "СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ" / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / РАССЕЛ И ЕГО ОБЩЕСТВО "СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ"
РАССЕЛ И ЕГО ОБЩЕСТВО
РАССЕЛ И ЕГО ОБЩЕСТВО "СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ"
24.09.2011
2468
Чарльз Тейз Рассел: кто он?

Основатель движения свидетелей Иеговы родился 16 февраля 1852 года в Пенсильвании, США. В возрасте 18 лет Рассел организовал в Питсбурге библейский кружок, на котором в 1876 году его избрали «пастором» группы. Летом 1879 года Рассел основал журнал «Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова» и свою собственную независимую деноминацию. Журнал «Сторожевая башня» и книги Рассела уделяли особое внимание 1874 году, как началу незримого «присутствия» Христа. Рассел предсказывал и другие события конца света, исходя из этой даты. Точкой отсчета в своих хронологических исчислениях он берет размеры Великой пирамиды в Гизе, называя ее «Божьим свидетельством в камне, Великой пирамидой Египта». Каждый дюйм различных внутренних коридоров пирамиды он принял за один год и на основании полученных цифр предсказал, что верующие будут восхищены в 1910 году, а конец света наступит в 1914 году. В 1884 году «пастор» создал общество «Сторожевой башни Сиона» и написал шесть томов «Изучений Писаний». Седьмой том был составлен уже после его смерти по материалам его записей.

Рассел проповедовал свои взгляды до самой смерти. Однако он прожил достаточно долго, чтобы собственными глазами увидеть крах всех своих предсказаний о дате Вознесения, и, проезжая Техас в трансконтинентальном экспрессе, 31 октября 1916 года умер, на два года пережив предсказанную им самим дату конца света.

Некоторые факты биографии

В 1880 г. Рассел женился на Марии Экли. В 1897 году миссис Рассел оставила своего мужа, а шесть лет спустя подала на развод по причине его жестокости и неправедных отношений с другими женщинами. В суде она доказала существование предосудительных связей между ним и особой по имени Роуз Болл. В 1906 году «пастор» проиграл дело. Затем последовала долгая тяжба, так как «пастор» не желал выплачивать своей бывшей жене деньги. Тяжба разрешилась в 1909 году выплатой суммы в 6.036 долларов. В ходе разбирательства выяснилось, что религиозная деятельность «пастора» распространялась на ряд дочерних обществ, весь капитал которых стекался в акционерный совет, где в распоряжении Рассела было 99% акций и только 1% – у двух его последователей. Таким образом, Рассел единолично контролировал все огромные финансы общества и ни перед кем не отчитывался.

Рассел судился с журналом Eagle по поводу следующего обвинения: «Сторожевая башня» занялась рекламированием пшеницы (1 доллар за фунт), обещая, что «чудо-пшеница» дает в пять раз больше урожая, чем остальные сорта. Почитателей общества призывали покупать ее, уверяя, что доходы от продажи пойдут на нужды общества и на публикацию проповедей «пастора». Лучшие специалисты изучили зерно, которое Рассел продавал по доллару за фунт, и стали важными свидетелями на суде, состоявшемся в январе 1913 года.

«Чудо-пшеница» оказалась низкосортной. Журнал Eagle выиграл дело. Но еще до суда The Brooklin Daily Eagle заявил: «Мы пойдем намного дальше, на суде откроется, что религиозный культ «пастора» – это всего лишь путь к выкачиванию денег». Решение суда подтвердило это заявление Eagle. Рассел подал иск за клевету на преподобного Дж. Росса, пастора баптистской церкви в Гамильтоне, штат Онтарио, который бесстрашно обличил богословие и личные качества Рассела в своем блестящем памфлете под названием «Некоторые факты о самозванном «пасторе» Ч. Т. Расселе». В этой статье было множество обвинений в искажении библейского учения, в попытках выдать себя за представителя всех деноминаций, в то время как он не связан ни с одной из них и отвергнут всеми ими, в нечестном ведении бизнеса, в отношениях с женщинами, в давлении на больных и умирающих с тем, чтобы они составляли свои завещания в его пользу и т. д. Рассел проиграл дело в суде штата Онтарио в марте 1913 года. Суд постановил: никакой клеветы не было и нарушений закона нет, что «...было подтверждено словами самого Рассела».

В своих трудах и лекциях Рассел отрицал многие библейские доктрины – Троицу, божественность Иисуса Христа, телесное воскресение Христа и Его второе пришествие, вечные муки, ад, бессмертие души, искупительную жертву Христа, и это далеко не все. Рассел не получил достаточного образования, чтобы как-то обосновать свое истолкование Писания. Мы не хотим сказать, что для толкования Писания необходимы фундаментальные знания, но если уж человек отвергает все основные библейские доктрины, ему должно быть по силам защитить свою точку зрения. Что Рассел сделать не мог.

Как человек, он был самоуверенным с безграничным воображением, мог внушить последователям мысль о своей избранности, вследствие чего те считали Рассела великим толкователем Евангелия, ставя его наравне с апостолом Павлом, Уиклифом и Лютером. К чему это могло привести? Однажды Рассел дошел до утверждения, что лучше читать не Писание, а его книги. Для наивных верующих, утверждающих, что Рассел ничего подобного не говорил, приведем цитату из «Сторожевой башни» от 15 сентября 1910 года, с. 298, где «пастор» пишет о своей книге, говоря о ее «непреложном» значении: «Шесть томов моей книги «Изучение Писаний» – это практически Библия, составленная по темам, каждая из которых подтверждается библейскими текстами. Ее можно назвать Тематической Библией. Иными словами, это не просто комментарии к Библии, но сама Библия... Люди не только не способны понять намерения Бога без моей книги, даже если человек читал «Изучение Писаний» в течение 10 лет, если он научился понимать Библию должным образом и если он отложит мою книгу и попытается читать только Библию, опыт показывает: через два года он окажется в полной темноте. С другой стороны, если он станет читать только «Изучение Писаний» и те ссылки, которые там даны, то, даже не открывая Библии, он будет в свете через два года, потому что он будет видеть свет Писания». Нигде самоуверенность и дерзость Рассела не выражена так явно, как в этих строках. Подумайте только: по словам Рассела, невозможно понять Божий замысел спасения без его богословия: тот же, кто пытается самостоятельно изучать Библию (без толкования Рассела), окажется в полной темноте через два года. Но для подобных глупцов есть луч надежды. Если все примут учение Рассела, человечество вступит в новый век Царства, так как благодаря «пастору» оно поймет истинный смысл Писания. Росс удачно заметил: «Источник его вдохновения – преисподняя».

К сожалению, учение Рассела не умерло вместе с ним. Мечта «пастора» пережила своего создателя и по сей день угрожает христианам во всем мире «Сторожевой башней, возвещающей царство Иеговы».

Украинское служение
Международного общества Благодати

www.pastor.ru