Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПРАВО ПРОТИВ БЛАГОДАТИ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ПРАВО ПРОТИВ БЛАГОДАТИ?
ПРАВО ПРОТИВ БЛАГОДАТИ?
ПРАВО ПРОТИВ БЛАГОДАТИ?
24.09.2011
2878
В предыдущем номере мы опубликовали письмо Антона Савкова «Все права на Благую Весть защищены...», который пригласил читателей высказать свое мнение о соблюдении авторских прав в христианской среде. Предлагаем вам ознакомиться с тем, что думают об этом другие наши читатели.

Антон Савков из Магнитогорска поднял очень интересный и сложный вопрос об отношении к закону о защите интеллектуальной собственности в христианском сообществе. В заключение, Антон пригласил высказать свое отношение к обозначенной им проблеме юристов и профессиональных музыкантов. К сожалению, я не юрист и не потяну даже на музыканта-любителя, но тоже хочу высказаться по данному вопросу. Прежде всего, хочется поблагодарить Антона за письмо. Мне всегда интересно читать письма и статьи, где автор честно признается, что не знает ответ на интересующий его вопрос и хочет, как пишет Антон, «услышать и другие мнения по этому вопросу». Чаще, увы, приходится читать письма, когда никаких других мнений, кроме отраженного в письме, даже и не предполагается.

Проблема эта не касается исключительно христианского сообщества. Так автору этих строк пришлось участвовать в подготовке учебно-методических материалов для светской организации, которые впоследствии этой организацией продавались. И вот где-то через несколько месяцев мы с удивлением обнаружили, что другая организация, расположенная в Украине, распространяет фактически те же самые материалы (там было изменено или добавлено не более, чем 5% содержания).

Начну с того, что такие понятия, как интеллектуальная собственность, лицензирование и прочие, пришли к нам с Запада. Следует отметить, что есть существенное различие в подходе к тому, за что готовы платить мы, россияне, и люди, которых я условно назову «западными». Безусловно, такие обобщения проводить достаточно сложно и они будут очень приблизительные, но одно бросается в глаза – мы не очень готовы в принципе платить деньги за что-то, что нельзя увидеть или потрогать. Так несомненным приоритетом для многих людей на Западе является безопасность и здоровье. На что в первую очередь следует потратить деньги – на страховку или на приобретение нового автомобильного магнитофона? На Западе, как правило, пусть с неохотой и ворчанием, но человек готов потратить существенную сумму на свое здоровье, даже, если при этом придется существенно сократить другие статьи своих расходов. У нас же мне нередко приходилось видеть людей с готовностью расстающихся с приличной суммой на покупку самой престижной модели мобильного телефона, но при этом никак не собравшихся потратить деньги на то, чтобы вылечить больные зубы, а то и просто вставить недостающие. Если мы не готовы платить за свое физическое здоровье, то за здоровье духовное платить кому-то покажется еще более нелепым. Для многих из наших сограждан кажется чем-то странным то, что, например, за участие в христианском обучающем семинаре надо платить, что обучение в христианском университете стоит денег, а покупка хорошей книги по душепопечительству обойдется недешево.

На такое отношение в какой-то мере повлияла и широко распространенная в начале 90-х годов практика бесплатной раздачи христианских книг, журналов, кассет. В результате у определенной части христиан в нашей стране в сознании прочно закрепилась аксиома: христианское – значит бесплатное. Проявив интерес к работе издательства, миссии или любой другой христианской организации, мы как бы считаем, что в обмен на нашу готовность потратить свое драгоценное время в ответ мы должны получить целый букет бесплатных предложений, одно заманчивей другого.

Необходимо понимать что при прочих равных условиях, цена на христианскую книгу, журнал или кассету будет значительно больше, чем на пользующуюся массовым спросом аналогичные товары. Последние издаются гораздо большими тиражами и поэтому имеют меньшую себестоимость. Покупая же христианскую продукцию, мы часто возмущаемся не только ценами, но и предупреждением производителей, что незаконное копирование запрещено. Возмущаясь, мы фактически требуем от производителя или от автора проявить благотворительность и отказаться от своих прав, проще говоря, поработать бесплатно. В то же время мы вовсе не склонны проявлять подобные добрые качества, просто заплатив за приобретённый товар указанную цену.

Одновременно, несмотря на все то, о чем я писал выше, на вопрос, поставленный Антоном, я тоже не имею однозначного ответа. Мне кажется, что, требуя от других выполнения закона (в том числе и об охране интеллектуальной собственности) следует самому действовать законными методами. Иногда же получается, что производитель, не утруждая себя оформлением договора с автором, переводчиком, музыкантом, в то же время требует, чтобы другие уважали его законные требования. На Руси издавна для решения подобных вопросов существует два подхода: по закону и «по понятиям». Первый нам в силу исторических традиций кажется «недуховным», а второй мы легко переименовываем и называем уже «по благодати», забывая, что речь идет вовсе не о спасении. Антонимом термина «по закону» у нас всегда был термин «по справедливости». Мысль о том, что эти вещи далеко не всегда несовместимы, нам как-то не приходит.

Как я уже писал, я не знаю ответ на поставленный вопрос, точнее, теоретически я понимаю, что надо быть честным и по возможности не нарушать закон, но вот практически… Например, это письмо я пишу на компьютере, но совсем не уверен, что все программное обеспечение на нем лицензионное и уж совсем не уверен, что в случае, если выяснится, что оно установлено незаконно, я тут же сотру его и пойду в магазин приобретать лицензионную версию.

Михаил НЕВОЛИН,
Санкт-Петербург


* * *

Полностью согласен с Антоном Савковым – делать деньги на Боге... простите, не могу найти слов. Представляете картину, если бы апостол Павел писал: «Распространение моих посланий преследуется по закону»? Но вместо этого он пишет в Послании к Колоссянам 4:16: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». Имели бы мы Новый Завет,если бы у Павла были бы мысли, как у тех, кто лишь научился рифмовать кровь – любовь, нас – спас.

Я не отрицаю, что для записи альбома необходимы средства, но думаю, что если Бог избрал вас для того, чтобы нести Благую весть, Он не оставит вас голодными. А если вы сами себя избрали, то вы нашли не лучший способ заабатывать деньги. Богом не торгуют.

Я живу за 200 км. от С-Петербурга и только там могу купить аудиозаписи с христианскими песнопениями, которые, к слову, стоят намного дороже, чем то, чем потчует нас лукавый на каждом лотке. Это тоже к вам братья-музыканты. Вы утверждаете, что человек, переписавший кассету, уже не купит ее в магазине и, следовательно, вы лишитесь прибыли. А купит ли ее вообще человек? Продается она только в специальных магазинах,а стоит дороже, да и не слышал он такие группы. Зачем ему покупать ваши кассеты? Одного из авторов-исполнителей я услышал на переписаной кассете и, как только случалась возможность, я покупал его записи. Покупал, переписывал и дарил друзьям и знакомым, а этот автор на обложке своего последнего альбома обещает, что у меня волосы повылезают и вообще я наживу кучу всяческих болячек. Во, любовь братская! Не о заблудших и погибающих вы печетесь, а о своем кармане. Но помните, что «корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10).

Не скажу, что все такие. Как приятно было увидеть на конверте с записями прославления одной из церквей надпись: «Если вы хотите использовать нашу кассету в коммерческих целях, свяжитесь, пожалуйста, с нами». Да, они тоже берегут свои права, но допускают, что я буду благословлять людей их песнопениями, а не обзывают меня огульно вором и преступником.

Исходя из вышесказаного заявляю, что копировал, копирую и буду копировать. Благословлял, благословляю и буду благословлять этими записями всех, кого смогу. Молился, молюсь и буду молиться обо всех авторах и исполнителях, которым Бог даровал талант, но пока еще не изменил их сердца.

Александр ПЕТРОВ

* * *

Не буду касаться вопроса об авторских правах на музыкальные альбомы – пусть это сделают те, к кому обращается автор статьи. Хочу коснуться только лишь «практики бесплатного (или условно бесплатного) распространения христианской литературы».

К сожалению, бытует такое мнение, что литература может быть бесплатной. Или хотя бы, что ее нужно бесплатно распространять. В некоторых кругах прямо заявляют, что у них, дескать, литература бесплатная. Но такого не бывает. За нее тоже кто-то платит и зачастую жертвует на это не только десятину, но намного больше. А кое-кому, конечно, нравится, если он получает все бесплатно. Такие иждивенческие настроения в христианстве весьма вредны. Не всегда будет возможным получать все бесплатно. Когда-нибудь станет необходимым вставать на собственные ноги, самому начать думать, как помочь (христианским) издательствам в изготовлении литературы для евангелизации, которую везде в мире распространяют бесплатно. Но когда вопрос касается личной библиотеки, в которой иногда еще не хватает скажем Библии в особо интересном переплете, то за это надо – обязательно надо – требовать оплаты и при том в полном размере без всяких скидок, так как такие скидки опять-таки придется оплачивать за счет пожертвований какой-нибудь вдовы, отдающей последнюю лепту.

Яков ЯНЦЕН,
Германия