Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ИНЫЕ ЖЕ ЗАМУЧЕНЫ БЫЛИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / ИНЫЕ ЖЕ ЗАМУЧЕНЫ БЫЛИ
ИНЫЕ ЖЕ ЗАМУЧЕНЫ БЫЛИ
ИНЫЕ ЖЕ ЗАМУЧЕНЫ БЫЛИ
24.09.2011
1478
Памяти христиан — жертв сталинских репрессий, в связи с 60-летием мученической кончины брата Павла Дацко

1941 год. Страшный год. Он страшен не только тяжелейшими потерями первых месяцев войны, но и тем еще, что в СССР попираются элементарные человеческие права. Тысячи наших соотечественников уничтожены по клеветническим обвинениям палачами Сталина, а многие находятся в тюрьмах и лагерях, и война не сделала коммунистов добрее к "врагам народа". 

Со следами тех преступлений довелось столкнуться и мне в 1982 году на Чукотке в городе Певек. Я подымался в распадке между сопками. Вдруг... Что это? Мне начинают попадаться щели. Одна, вторая, третья... Да тут их десятки! А в них человеческие кости! Как выяснилось, это старое лагерное кладбище. Ведь порт Певек, как и многие окружающие прииски и рудники, строился в 30-е годы трудом заключенных. Колымские лагеря... Отсюда, как правило, не возвращались. Страшен был и тот заговор молчания вокруг этой темы. Были совершены чудовищные преступления против миллионов наших сограждан, но молодое поколение комсомольцев 70-х ничего не знало о них, и это было сознательной политикой коммунистической партии и советского правительства.

Безымянные могилы бесчисленных жертв ГУЛАГА, людей, попавших сюда не по своей воле. Среди них были и христиане, наши братья и сестры.

ные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу" (Евр. 11:35-36). Эти слова Библии относятся и к тысячам наших братьев и сестер, жившим в жестокие 30-40-е годы ХХ столетия, мужественно принявшим свою долю, ради Христа ставшими мучениками за веру. Сатанинским атеистическим вихрем они были разбросаны по необъятным просторам Сибири и Крайнего Севера, жили в нечеловеческих условиях и подвергались издевательствам в тюрьмах и лагерях. Многим уже не суждено было вернуться домой. Сегодня нам неизвестны даже обстоятельства и время смерти многих из них. Среди замученных сталинскими палачами христиане-баптисты Павел Павлов (1936), Петр Винс (1937?), Михаил Тимошенко (1938), Николай Одинцов (1938?), Андрей Костюков (1940?), Павел Дацко (1941?), Иван Шилов (1942), Павел Иванов-Клышников (1943?) и многие другие. Мы расскажем о жизни и судьбе одного из них — Павла Дацко.

Павел Яковлевич Дацко родился в 1884 г. в с. Снежкове Харьковской губернии в крестьянской семье. Отец был неверующим и умер рано. Мать была баптистка. Из пяти детей Павел был самым младшим. Уверовал Павел в раннем возрасте. В 20 лет он уже одаренный проповедник. Сохранилось свидетельство, что его проповеди особенно трогали людские сердца. 

Многие годы жизнь и служение Павла Дацко были связаны с Харьковом, где он жил с женой (детей у них не было). В 1925 г. он избирается заместителем председателя Союза баптистов Украины. Основными направлениями его работы были издательская деятельность, организация регентских курсов, проведение духовно-назидательных конференций. В это время раскрывается и его талант писателя и ответственного редактора журнала "Баптист Украины". Он — автор многих статей и стихотворений. При его участии издается значительное количество евангельской литературы, в том числе нотный сборник духовных песен "Родные напевы". В этом сборнике увидели свет гимны, написанные на слова Павла Дацко: рождественский "Ангельское пение в небесах звучит", пасхальный "В вышине под небесами", молитвенные "Иисус — души Спаситель" и "Ты для меня, Спаситель". Кому из евангельских верующих неизвестны эти гимны сегодня, спустя 75 лет? И в недавние пасхальные дни снова звучали свежо и победно, вызывая ликование, слова: "Он разрушил узы тленья и воскрес в день третий, рано на рассвете! О, воспойте песнь хваленья: подарил нам жизнь Христос".

В декабре 1926 г. в Москве на XXVI Всесоюзном съезде христиан-баптистов Павел Дацко был избран в Правление Федеративного Союза баптистов СССР и переехал в Москву. Теперь при его участии осуществилась давняя мечта братства иметь библейские курсы для подготовки пресвитеров и благовестников. Дацко преподает предмет "Жизнь и труды апостолов", а также гомилетику и историю мировых религий. Он пишет статьи, цель которых познакомить читателя с уникальной личностью Иисуса Христа: "Личность Христа есть чудо. Сочетание в Нем смирения и величия во всяком непредубежденном человеке вызывает не только чувство удивления, но и чувство святого благоговения и преклонения пред Ним. В Нем чувствуется полнота совершенства, бесконечно превышающая меру наивысшего естественного человеческого развития. Средневековые рыцари видели в Нем высокий идеал рыцарского благородства; монахи видели в Нем человека, познавшего истину; историки — разгадку всей истории; метафизики — символ небесной мудрости, воплощение идеального нравственного совершенства и союз божественного с человеческим. В таком совершенном образе непредубежденному человеку открывается чудная евангельская истина: "И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1 Тим. 3:16).

Окунувшись в большой труд Союза баптистов, Павел Дацко и в потоке многих дел не утратил теплоты и сердечности, сохранил кротость, смирение, упование на благодать Божью. Он по-прежнему прост в обхождении с людьми, ласков и приветлив, а главное, всем доступен. К нему шли посоветоваться, высказать наболевшее, помолиться.

Между тем тучи уже сгущались. Наступил 1929 год, год "великого перелома". Если и раньше советское государство лишь терпело евангельских христиан и баптистов, то теперь была начата планомерная политика ликвидации церкви как таковой. Начался крестный путь наших братьев и сестер, их восхождение на Голгофу. Курсы были закрыты, просуществовав только три семестра. Здание, где были курсы и квартиры членов правления Союза баптистов, конфисковано. Начались аресты руководящих братьев. После ареста Одинцова Дацко возглавлял Союз баптистов, но затем в начале 1934 г. был арестован и отправлен на четыре года в лагеря (по другим данным, арестован летом 1935 г. и отправлен в ссылку в Восточную Сибирь). Осенью 1938 г. по отбытии срока ему было разрешено вместе с женой Верой Ивановной поселиться на Украине, в Бердянске. Он хотел написать историю евангельских христиан-баптистов в России, собирал для этого материалы. Но добрым этим планам не суждено было осуществиться. Менее года Павел Яковлевич был на свободе. В марте 1939 г. его снова арестовали и осудили на 10 лет без права переписки. По имеющимся сведениям брат Дацко умер в 1941 г. в одном из лагерей Сибири. Дожил ли Павел Яковлевич до 1941 г. — это тоже большой вопрос. По мнению историков, разоблачавших преступления сталинского режима, формулировка "10 лет без права переписки" означала расстрел. В дела арестованных в этом случае могли заноситься фиктивные сведения о месте их пребывания, дате и причине смерти. Лишение права переписки делало жертвы безгласными перед произволом сталинских палачей.

Тоталитарная система, созданная Сталиным, сначала уничтожала человека нравственно, а затем и физически. Люди не выдерживали чудовищной несправедливости. За что страдаем? Да и невозможно это было выдержать человеческим силам, как показал это Солженицын в своем "Архипелаге ГУЛАГ". Иное дело христиане, которым давал силы Бог. "Они шли в лагеря на мучение и смерть — только чтоб не отказаться от веры! Они хорошо знали, за что сидят, и были неколебимы в своих убеждениях! Они единственные, может быть, к кому совсем не пристала лагерная философия и даже язык", — писал Солженицын обо всех христианах, не отрекшихся от веры. Баптистов же писатель выделил особо: "Вера у них — очень твердая, чистая, горячая, помогала им переносить каторгу, не колебнувшись и не разрушившись душой. Все они честны, негневливы, трудолюбивы, отзывчивы, преданы Христу. Именно поэтому и искореняют их так решительно".

Да, большинство живших в те годы братьев погибли в лагерях смерти. Но их смерть стала их победой, потому что они были верны до смерти, исполняя заповедь Иисуса Христа: "Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8:35). Неизвестны могилы христиан-мучеников, но имена многих живы в нашей памяти, а главное, что никто из них не забыт Богом, что они пребывают теперь с Ним на небесах. Среди них — Павел Яковлевич Дацко, проповедник и поэт, посвятивший Небесной отчизне пророческие применительно к своей жизни слова:

О, как пленительно прекрасна
своим величьем та страна,
Ни бурь, ни туч, где небо ясно,
где тишина царит одна...
Там правда царствует повсюду,
любовь объемлет всю страну,
Там все поют, и я петь буду
ту песню общую одну.
И мнится мне, что уж недолго
мне остается здесь витать,
Нося в груди сознание долга,
дорогу пыльную топтать,
Что час за часом незаметно
своей скитальческой тропой
Я подойду к стране заветной,
где обрету навек покой.