Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
515 - МОЖНО ЛИ БЫТЬ ДОВОЛЬНЫМ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / 515 - МОЖНО ЛИ БЫТЬ ДОВОЛЬНЫМ?
515 - МОЖНО ЛИ БЫТЬ ДОВОЛЬНЫМ?
515 - МОЖНО ЛИ БЫТЬ ДОВОЛЬНЫМ?
24.09.2011
987

515 гривен (около 102 долларов США) - минимальная заработная плата в Украине с 1 января 2008 г.

«Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим.6:5-11).

В эпоху небывалого потребительства слова о благочестии и довольстве кажутся неактуальными и экзотичными. Однако для многих наших соотечественников, живущих скромно и даже бедно, христианские рецепты довольства очень даже насущны.

Согласно Владимиру Далю, быть довольным – значит не желать иного, или ограничивать желания свои тем, что есть. «Будь малым доволен, больше получишь». «Кто малым доволен, тот у Бога не забыт». Эти русские пословицы выражают нетипичную для современности связь довольства и успеха в жизни.

Еще более странное слово – благочестие. В русском языке 287 слов начинались с «благо». То есть благом было все, что верующий человек встречал в жизни. После революции 1917 года многие слова исчезли из русского языка – блага в жизни осталось мало, его заменили хаос, ненависть, зависть.

Благочестие – это богобоязненная жизнь, воплощение истин веры в практической жизни. В библейском богословии благочестие – это верность завету с Богом или родственным связям с людьми, жертвенная любовь к ближнему, сострадающая доброта. Согласно пустыннику Антонию Великому, «быть благочестивым значит исполнять волю Божью.., когда кто старается быть независтливым, целомудренным, кротким, щедрым…» Интересно слышать это не от богатого спонсора, а от самого основателя отшельнического монашества.

Современный мир стоит на пороге глобального экономического кризиса. Многие страны, переживая спад производства, призывают свое население ограничить потребление и уменьшить расходы. Однако потребности растут. При ограниченных природных ресурсах потребности неограниченны. При спаде экономики спрос на товары и услуги растет стремительно. Очевидно, что гораздо труднее научиться самоограничению, нежели добиться материального благополучия и гнаться за все новыми благами.

Независимо от размера доходов и социального положения вновь становятся актуальными вопросы о смирении и довольстве в имеющемся благополучии.

Для поколения, выросшего в СССР, до сих пор помнящего дефициты и очереди, потребительский бум стал вначале утешением, но затем - новой болезнью. Трудно объяснить, почему не стоит покупать понравившуюся вещь, когда есть такая возможность – наличие продукта в продаже и наличие денег в кошельке. А то, что не все деньги нужно тратить на себя и не все то, что можешь потратить на себя, стоит транжирить на материальные блага и примитивные удовольствия, объяснить практически невозможно. Тут, как говорил Эрих Мария Ремарк, можно или понимать или не понимать, объяснять тут нечего. Но дело даже не в понимании, а в культуре, в ценностях, в мировоззрении, о чем и вовсе трудно говорить с людьми-потребителями.

Показательно, что во всем мире семьи с более высоким уровнем образования, культуры, достатка тратят на питание меньше, чем бедные. В их структуре расходов нематериальные нужды являются главными. В далеко небедной Америке СМИ предупреждают: не тратьте деньги на дорогие подарки в праздничные дни, лучший подарок вашему любимому человеку - это вы.

Наши же соотечественники могут выложить последние деньги (и даже взять в долг) за костюм, чтобы в нем выглядеть «как нормальные люди». Ориентация на завышенные стандарты характерна для комплексующих, ущемленных, обиженных на судьбу людей. А ведь вовсе не стоит копить на дорогой костюм, можно купить джинсы, а лишние деньги пожертвовать не имеющим одежды и пищи.

Постсоветские люди открыли для себя радость приобретения, всеядного потребления, накопления, но для них мало знакомо чувство особого рода счастья, когда отдаешь (хотя и самому нужно), жертвуешь (не от достатка), делишься (отдавая лучшую часть), помогаешь (когда не обязан).

Довольным можно быть не только при получении зарплаты и покупке вещей, но и при отдаче, когда ты честен перед Богом и людьми в своих финансах и при этом радуешься тому, что ты служишь не себе, но другим.

Недавно в обновленном списке грехов Римской католической церкви появился новый грех – грех неумеренного накопительства. Христианину должна быть знакома аскеза – то есть самоограничение своих потребностей, смирение плоти, желаний, амбиций ради служения другим, отдачи своего другому.

Христианином можно быть в любом социальном статусе и важно быть довольным для себя минимумом и служить другому, находя радость в отдаче, а не в приобретении и владении. Ведь богатство – не количество имущества, а степень его важности для тебя, когда оно занимает первое место, подчиняя себе все другие ценности и саму жизнь.

Для того чтобы быть довольным, получая 515 гривен, нужно изменить порядок ценностей и посмотреть на работу не как на проклятие и рабскую эксплуатацию, а как на призвание, творческое задание. Если видеть в работе служение, то степень нашего усердия, мотивации, качества работы, не будет зависеть от размеров зарплаты.

Разумеется, нужно будет отказаться от приятного, но непозволительно дорогого. Возможно, придется выбирать другой ценовой диапазон продуктов. Найти другие способы отдыха. Заниматься спортом или шейпингом не в клубе, а в огороде. Сдерживать соблазн зайти в кафе или ресторан.

Статьи бюджета должны соответствовать ценностям. То есть, если в моей шкале ценностей доминируют нематериальные блага, то я не могу себе позволить тратить большую часть зарплаты на вещи или удовольствия.

Важно не сравнивать себя с другим, но быть довольным и благодарным Богу за свою жизнь. Если я получаю 515, а не 5150, значит наверняка у меня больше времени для семьи и служения, меньше требований на работе, больше возможностей научиться экономии.

Равняться нужно не на высший или низший, но на средний уровень доходов. При рассудительности, здоровом образе жизни и трудолюбии христианин может рассчитывать на благополучие.

Капитал - это не только деньги. Имея 515 в кармане, можно иметь также капитал знаний, умений, опыта, отношений. Все этапы жизни, богатство и бедность, верх и низ карьерной лестницы, можно воспринимать как неоценимый опыт духовного возрастания, преобразования себя, подготовки для служения.

Имея в кармане необходимое для жизни, хотя и недостаточное для богатства, я убеждаю себя: используй все, что есть по воле Божьей и для славы Его как средство, данное для служения.

Я вспоминаю притчу Христа о талантах и говорю себе: имея меньше других, не позволь зависти овладеть тобой.

Когда в сердце закрадывается жалость к себе и ложное смиренномудрие, я думаю: не будь довольным на 515, но будь предприимчивым и развивай свои возможности, будь прилежным и трудолюбивым.

Мечтая о благословениях и дальнейшем росте, стараюсь не забывать: верный в малом и в большом будет верен.

Если мы принимаем данное Богом с благодарностью и довольством, Он благословляет нас и чудесным образом приумножает наши деньги, способности, усилия.

Господи, пошли необходимое, а при этом мудрости распорядиться им!

Даруй довольства и благодарности за свою жизнь и Твои дары!

Научи мудрости, чтобы не сравнивать себя с другими, но видеть и выполнять свое призвание!

Расширь мое сердце, чтобы оно было открыто к ближнему!

Наполни жизнь особым смыслом служения!

Вот мои пять хлебов и две рыбки, благослови их, чтобы хватило и осталось!

Вот мои таланты, употреби их! Вот 515 – они Твои. Приумножь их и благослови меня и других через них!

www.bez-sten.com