Главная / Статьи / От редактора / Есть ли альтернатива?
Есть ли альтернатива?
Есть ли альтернатива?

Победа/поражение или компромисс. И все?
 

19.08.2014
825

В 2011 году умер Стивен Кови, автор широко известного бестселлера «Семь навыков высокоэффективных людей». В прошлом году была переведена на русский язык его последняя книга «Третья альтернатива» с подзаголовком «Решение самых сложных жизненных проблем».

Кто из нас не хочет научиться решать свои жизненные проблемы, количество которых не уменьшается с годами?

Кови в своей книге предложил алгоритм нахождения таких решений, который позволяет использующим его не соперничать и не бороться друг с другом, а находить возможность для взаимного развития и роста.

Считается, что есть две возможности, две альтернативы: либо победить/проиграть, либо найти компромисс. Но Кови предлагает третий вариант, третью возможность – третью альтернативу. Это синергия – такой взаимодействие людей, когда полученный результат превосходит для всех результаты компромисса и даже победы одной стороны.

Кови был религиозным человеком, что ясно видно из его книг, хотя он и довольно редко прямо об этом пишет. Но это видно по тем ценностям, которые он продвигает в своих книгах, и особенно это заметно в «Третьей альтернативе».

Первым шагом на пути решения любой межличностной проблемы Кови видит способность, умение человека увидеть самого себя. У него это Парадигма 1: «я вижу себя».

Я не буду пересказывать все, что автор подразумевает под этим и как он это описывает, но одну мысль я хотел бы выделить. Для того чтобы научиться решать жизненные проблемы, нужно прийти к глубокому пониманию того, что всё, что мы видим, понимаем, осознаем в любой сфере человеческой жизни, - это лишь часть общей картины.

Будь мы хоть семи пядей во лбу, обладай мы самым разносторонним жизненным опытом или духовным видением, мы всегда видим лишь часть, всего несколько пазлов большой картины жизни.

Павел много раз подчеркивает эту же мысль в своих посланиях, убеждая читателей, что «мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно…» «теперь знаю отчасти…» (1 Кор. 13:12). «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1 Кор. 8:2).

Почему это важно – не только в человеческих отношениях, но и в отношениях с Богом – хорошо знать самого себя?

А возможно ли на самом деле понимать себя, свои желания, свои мотивы? Осознавать свои ограничения и возможности, слабые и сильные стороны, греховные наклонности и чистые побуждения?

Я не очень большой оптимист в этом смысле. Глядя в самого себя и на окружающих меня людей, - кстати, очень приличных людей, - я вижу, что чаще всего нам не очень хочется глубоко вникать в самих себя.

По разным причинам. И одна из них заключается в том, что это сложный и не всегда приятный процесс. Мы предполагаем, что то, что мы увидим, не обрадует нас, а потому предпочитаем не рисковать.

Но в то же время это чрезвычайно практичная вещь. Ведь проблемы лишь нарастают и мы хотим их как-то решать. А лучше не как-то, а кардинально и эффективно.

И путь разрешения любых проблем, который предлагают Стивен Кови и апостол Павел, начинается с того, что мы называем смирением. Или, говоря нерелигиозным языком, это адекватный, взвешенный взгляд на самого себя.

Наиболее ярко это проявляется в тот момент, когда человек приходит к Богу. Именно тогда – для многих людей впервые – в свете Творца мы видим себя такими, какие мы есть на тот момент. Это произошло с разбойником на кресте, который, увидев висящего рядом Христа, сказал: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по нашим делам приняли». И именно в таком состоянии – при полном и ясном понимании себя и своей жизни – открывается возможность разрешить самую большую жизненную проблему для человека: его конфликт с Богом.

Жаль, что такое озарение, или прозрение, приходит не часто и не ко всем. Чаще нас можно сравнить со слепцами: «Слепые ведут слепых…» или «ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг».

Но это же понимание – я вижу лишь часть картины – помогает разрешать и проблемы между людьми.

Столкновения мнений, подходов, взглядов и убеждений становятся опасными, разрушительными и ведут в тупик тогда, когда каждая из сторон незыблемо уверена, что видит и понимает лучше другой. Как кто-то верно заметил, что мы слишком часто думаем, что границы нашего зрения совпадают с границами Вселенной. А тогда есть лишь один путь взаимодействия – моя победа и твое поражение.

Кови и Павел предлагают другой путь. Увидеть себя таким, каким я являюсь на самом деле. (Как христианин, я сказал бы – увидеть себя таким, каким видит меня Бог. Вот уж чей взгляд – это не взгляд человека, замыленный либо гордостью, либо лжесмирением, что, по сути, одно и то же). Понять свои ограничения, осознать, что вся картина значительно больше, чем я вижу и понимаю, и, внимание!, - открыть свое сердце, свой разум и свои уши, чтобы услышать другого человека.

У Кови это Парадигма 2: «я вижу тебя». У Иакова: будь «скор на слышание».

Когда я думаю об Иисусе, мне Он видится в большей степени слушающим и задающим вопросы, нежели говорящим или проповедующим. Хороший, хотя и редкий пример в Евангелиях, - это разговор с самарянкой.

Когда мы слушаем других, задаем вопросы, проявляем искренний интерес к взглядам и жизни другого человека, нечто незримое начинает связывать нас. Наша картина мира расширяется, в нее добавляется несколько новых пазлов, мы начинаем понимать лучше и глубже как нашего собеседника, так и самих себя.

Человек перестает быть нашим врагом, противником, оппонентом, просто незнакомцем. Мы находим общие точки соприкосновения, общее понимание, общие проблемы, общую боль и общую надежду. Открывается возможность построить добрые отношения, сделать что-то вместе, рождается сотрудничество и есть надежда достичь синергии.

Будучи интровертом, я ценю и уважаю в людях открытость и откровенность. Для меня эти вещи особенно важны, потому что они создают атмосферу безопасности и принятия. Быть открытым и откровенным рискованно и зачастую опасно, но оно того стоит.

Но быть по-настоящему, непритворно открытым возможно лишь, когда видишь и понимаешь себя. И я не уверен, возможно ли это без помощи Божьей, без помощи Его Духа.

Как для того чтобы увидеть Царство Божьей, нужно рождение свыше, так и для «трезвого» взгляда на самого себя, нужна помощь Духа Божьего. Который не только откроет глаза, но и поможет правильно понять и принять увиденное.

Бог готов; глазная мазь в Его руках. Он ждет, когда в ответ на Его вопрос: «Что ты хочешь?», я скажу: «Прозреть, Господи!»

А такой глазной мазью в руках Бога может быть что угодно, в том числе и хорошая книга, такая как «Третья альтернатива» Стивена Кови.