Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Осмысление истории / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Рецензии / Осмысление истории

Татьяна Никольская. Кровь без почвы. Спб.: ИТАР, 2013. – 200 с., ил. Куратор проекта А.В. Жервэ.

 

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать», – сказал когда-то французский философ-энциклопедист Дени Дидро. Рискну дополнить классика, что не каждая книга способна будить мысль. К сожалению, в наше время книжный рынок перенасыщен низкопробной макулатурой. Она издается гигантскими тиражами, выдается назойливой рекламой за современные шедевры.

Особенно не повезло исторической прозе. То она растворяется в безразмерном жанре фэнтези, где «выходцы» из нашего времени взрывают изнутри различные исторические эпохи с бесцеремонностью прогрессоров ранних романов Стругацких. То на каждой странице встречаются «ляпы» в стиле школьных текстов с намеренными ошибками. Но на уроке истории такой текст — упражнение для учащихся. А авторы поделок в жанре «легкой истории», похоже, сами уверены, что русские XVI века, например, ели картофель. В другом историческом романе, где описаны события русско-шведской войны 1788-90 гг., персонажи поют... песню Александра Городницкого.

Многострадальный жанр исторической прозы, тем не менее, продолжает пользоваться читательским спросом. Интересно же знать, как жили-были наши предки, о чем они думали, что чувствовали, к чему стремились. Тем более, что их ошибки и прозрения, победы и поражения во многом определили жизненный путь потомков. И, конечно, хочется достоверности, подлинности. Поэтому особенно ценно, когда в жанре исторической прозы успешно выступают ученые-профессионалы (например, Дмитрий Балашов, автор исторических романов о русском средневековье).

Недавно в С.-Петербурге вышла книга Татьяны Никольской «Кровь без почвы». Уже много лет она занимается исследованием истории русского протестантизма, является автором монографии «Русский протестантизм и государственная власть в 1905 — 1991 годах», которая сейчас переводится на английский язык.

Т.К. Никольская известна и как прозаик. Любители истории, вероятно, помнят ее рассказы, опубликованные в «Мирте» и других христианских изданиях, а также роман «Время Маккавеев», посвященный теме разделения церкви ЕХБ в 1960-е годы.

На этот раз под одной обложкой собраны две исторические повести – «Кровь без почвы» и «В местах не столь отдаленных», а также две статьи — «Евреи в русском протестантизме» и «Адольф Иоффе».

Как это ни парадоксально, проще порой понять эпоху античности или средневековья, чем перипетии XX века. Чем ближе к нам историческое событие, тем больше оно вызывает боли, вопросов, споров, неоднозначных толкований. Причин тут множество, укажем лишь одну – «большое видится на расстоянии». Не случайно Л.Н. Гумилев принципиально отказывался говорить и писать о событиях и процессах «после 1815 года». Но, безусловно, тяжелейший век новейшей истории нуждается и в историческом, и в художественном, и в духовном осмыслении.

Хочется отметить хороший, правильный литературный язык повестей. Т. Никольская ориентируется на классические образцы — можно вспомнить Лиона Фейхтвангера, Эриха-Марию Ремарка или наших русских писателей. Книга читается легко, увлекательно, на одном дыхании, что не делает ее поверхностной. Тексты дополняет красивое оформление, сделанное Дмитрием Дервеневым и Игорем Гавриным.

Главные герои повестей — люди с разными судьбами и характерами. Первый — родился в баптистской семье, вырос и возмужал среди верующих, но выбрал другую «религию» — идеологию нацизма. Второй никогда не был христианином. Сын богатого купца-еврея, он стал революционером, коммунистом, но обстоятельства жизни поставили перед ним духовный вопрос, казалось бы, давно решенный. Тема первой повести — поиск самого себя; тема второй — верность себе и своим убеждениям.

Действие повести «Кровь без почвы» происходит в Германии середины 1920-х гг. — начала 1930-х годов. В судьбах героев отражается духовная и мировоззренческая сумятица, в которой оказалась униженная союзниками, несправедливым Версальским миром побежденная страна-изгой. Именно тогда в германском обществе зрели настроения и идеи, благодаря которым к власти пришла нацистская партия. Почему христианская церковь оказалась бессильна перед этим злом?

Автор очень тонко, без фельетонной карикатурности показывает, как нацистские идеи начинают вызывать массовое сочувствие, в том числе у людей из христианского сообщества. Очень интересны и неожиданны сюжетные ходы, которые подводят и читателя к неожиданным выводам. Например – жизнь всегда богаче и сложнее теорий, а о человеке нельзя судить только по его высказываниям, особенно публичным. Мотивация «очень правильных» слов может быть вполне приземленной и расчетливо меняться при изменении политической обстановки. И наоборот — под ненавистью может скрываться «оскорбленная любовь» (по определению Саши Черного). Повесть о предвоенной Германии «рифмуется» с чувствами и поступками наших современников.

Повесть «В местах не столь отдаленных» рассказывает о троцкистах, очень разных людях, собранных в небольшом сибирском поселке. За участие в антисталинской оппозиции, разгромленной в конце 1920-х годов, они оказались в ссылке. Но через несколько лет власть снова добирается до них, требуя полной идейной капитуляции. Даже теперь побежденные почему-то не дают покоя победителям. Можно вздохнуть, глядя из нашего времени: революция, мол, пожрала своих детей, так им и надо. Однако, вопросы, которые встали перед героями — верность себе и своим убеждениям, духовный и нравственный выбор — остаются вечными и для нас.

Нет смысла раскрывать всю интригу повествований, сообщая, чем закончились искания героев. Об этом можно узнать, прочитав книгу. А статьи из приложения позволят лучше разобраться в описанных реалиях и понять замысел автора.