Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
АВАТАР: БИТВА ДУБОЛОМОВ С ДУБОМОЛАМИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Творчество / АВАТАР: БИТВА ДУБОЛОМОВ С ДУБОМОЛАМИ
АВАТАР: БИТВА ДУБОЛОМОВ С ДУБОМОЛАМИ
АВАТАР: БИТВА ДУБОЛОМОВ С ДУБОМОЛАМИ
24.09.2011
1164

Фильм "Аватар", собирающий полные залы от Нью-Йорка до Владивостока, можно было бы отнести к сфере индустрии развлечений и на этом успокоиться, но делать это, пожалуй, не стоит. В наше время именно сфера развлечений — это то, что во многом формирует взгляды людей, закладывает те идеи, которые они не всегда осознают и которые принимают как что-то "само собой разумеющееся" и "всем известное". Люди, знающие историю Церкви по "Коду да Винчи" (а таких, увы, немало) знают духовный мир по голливудским фильмам — а "Аватар" несет несомненное духовное, религиозное послание.

О чем сам фильм? Сюжет и набор персонажей никак нельзя назвать новым, и, похоже, голливудские сценаристы предпочитают проверенные наборы героев и сюжетных ходов смелому полету фантазии. На некой далекой планете Пандора появляются земляне — представители Корпорации, заинтересованной в добыче некоего ценного минерала. На планете существует пышная флора и фауна, а также разумная жизнь — некие долговязые синекожие туземцы, живущие в гармонии с природой, и, в общем и целом, воспроизводящие хорошо знакомый еще со времен Жан-Жака Руссо стереотип "благородного дикаря".

Один туземный клан живет вокруг Священного Дерева, под которым находятся большие запасы того самого минерала, и Корпорации надо — добром или силой — заставить туземцев уйти. Чтобы уговорить туземцев (напоминающих хорошо знакомых нам индейцев) переселиться (или, если не получится, собрать разведданные для атаки против них) земляне используют "аватары" — генетически выращенные искусственные тела индейцев, в которые может переселяться сознание человека, так, что люди могут общаться с местными жителями.

Один землянин, простой десантник, человеческое тело которого изувечено в результате ранения, подключается к аватару и начинает жить среди туземцев. Там он встречает Прекрасную Туземку (хорошо известный штамп) , которая учит его Индейской Мудрости, он становится Другом Индейцев (как мы это неоднократно видели в других фильмах) и выступает против Корпорации.

Силы зла в фильме представлены такими знакомыми фигурами, как Алчный Капиталист и Тупой Солдафон. Солдафон, или, вернее, Полковник, явно пародирует неудачный поход Буша в Ирак — он не то, чтобы мерзавец, может, он даже в чем-то и неплохой мужик, слуга демократии, отец солдатам, но слепая вера в превосходство своей цивилизации и склонность решать все проблемы прикладом по зубам выносит его на неправильную сторону. Он искренне не может понять, чего надо этим туземцам — им и школы-больницы пытались строить, и по-хорошему уговаривать — а они все никак не хотят променять свою древнюю культуру на пиво и джинсы.

Наконец, напряжение переходит в открытую войну — Капиталист и Полковник со своими подчиненными против индейцев, и некоторых перешедших на их сторону землян: Друга Индейцев и ученых, которые обнаруживают какие-то научные подтверждения вере местных жителей в священные деревья. Оказывается, деревья образуют что-то вроде глобальной информационной сети, в которой хранится вся родовая память местных жителей, а вся экосистема планеты — единая энергетически-информационная сеть.

Перед решающей битвой Друг Индейцев возносит молитву — но не Богу, как можно было бы подумать, а Священному Дереву. Его молитва услышана, полки конкистадоров обращены в бегство бросившимися на них местными волками, носорогами и птеродактилями, а сам он навеки остается в дивном новом мире Пандоры.

Этот сюжет развивается в декорациях, созданных по последнему слову компьютерной графики, и, надо сказать, с несомненным техническим мастерством, так, что отличить натурные съемки от компьютерной прорисовки совершенно невозможно.

В чем же его духовное послание? Оно отнюдь не замаскировано, но провозглашается прямо и настойчиво: молитесь деревьям, ищите гармонии с природой, осознайте себя частью всеобщей цепи живых существ. Обратитесь от дуба-полковника к священным дубам. Материализму Капиталиста и милитаризму Полковника противопоставляется совершенно определенная духовность — неоязыческая духовность поклонения природе. Индейцы, собравшиеся на дубомолье, и распевающие Древние Песнопения под кроной Священного Дерева, воплощают мечту современного офисного работника о тех временах, когда люди жили в гармонии с природой — предположительно, до того, как явилось Христианство с проповедью внеприродного Создателя, которое десакрализировало природу и разрушило контакт человека с природными стихиями.

Интересно, что современное неоязычество из всех сил заигрывает и с наукой — ученые в фильме, вместо того, чтобы насмешливо разоблачать наивные дубоверские мифы, напротив, могут показать потоки мистической энергии прямо на мониторах.

Это религиозное течение уже достаточно хорошо известно, и имеет свое название — New Age. Что можно сказать об этом культе природы? Прежде всего, это культ, который исповедуют горожане, которые соприкасаются с природой во время лыжных прогулок или, в лучшем случае, отпуска. В этих условиях можно верить, что "раньше люди жили в гармонии с природой". Жизнь реального язычника на лоне реальной природы не имеет к этим мечтам никакого отношения. Язычники действительно поклонялись деревьям; но современным ньюэйджерам едва ли понравилось бы такое поклонение.

Как пишет Джеймс Фрезер в своей знаменитой "Золотой Ветви":

германцев священные рощи были обычным явлением; поклонение деревьям не совсем исчезло и у их потомков. О том, насколько большое значение придавали этому поклонению в прежние времена, можно судить по жестокости наказания, которое по законам германцев ожидало всякого, кто осмелится содрать кору стоящего дерева. Преступнику вырезали пупок и пригвождали его к той части дерева, которую он ободрал; затем его вертели вокруг дерева до тех пор, пока кишки полностью не наматывались на ствол. Наказание это было явно направлено на то, чтобы заменить засохшую кору дерева живой тканью преступника. Действовал принцип зуб за зуб: жизнь человека за жизнь дерева".

Древние язычники поступали так вовсе не потому, что были садистами — а потому, что со Священными Деревьями шутить нельзя, акт святотатства надо срочно компенсировать, иначе на все племя обрушатся беды, которые всегда готовы на него обрушиться. Природа, если и была матерью, то матерью, совершенно чуждой снисхождения и прощения. Каждый следующий день жизни приходилось вырывать с неимоверными усилиями, и несчастный язычник, который пытался задобрить немилостивые природные божества человеческими жертвами, был куда как далек от созданного горожанами образа "благородного дикаря". Живя в отапливаемых домах с водопроводом и канализацией, и приобретая продукты в ближайшем супермаркете, легко вздыхать о "гармонии с природой", которую мы утратили в результате ее "десакрализации". Это никак не отменяет того факта, что наша реальная жизнь на лоне природы была бы "печальной, жалкой и недолгой".

Но является ли эта жажда гармонии с природой чем-то пустым, нелепым мечтанием, которое можно только отбросить? Нет. Она отражает очень глубокую и подлинную духовную интуицию — мы действительно созданы для гармонии с природой, утратили ее, и переживаем острую тоску по этой гармонии. Как говорит русский духовный стих, "Восплакался Адамий, перед раем стоя: - Ты раю мой, раю, прекрасный мой раю!". Этот плач по утраченному раю — отдаленно и искаженно — звучит и у ньюэйджеров. Только мы утратили эту гармонию не когда порвали с язычеством, и не когда создали технологическую цивилизацию — а значительно раньше, когда вкусили Запретный Плод. Мы находимся в ужасающей дисгармонии с природой, с самими собой, с ближними — но это только результат того, что через грех мы находимся в дисгармонии с Богом. И чтобы исцелить эту дисгармонию, нам надо искать примирения не с дубами — а с Создателем Дубов. И это примирение всем нам предложено — в Господе нашем Иисусе Христе. Мы призваны принять его через покаяние и веру.

ватар" как манифест неоязычества, указывает на глубокую реальность человеческого сердца — жажду чуда, тайны, молитвы, поклонения. Материализм и атеизм глубоко противоестественны, и человек, который позволил убедить себя, что Бога нет, в тоске и потерянности начинает молиться деревьям. Но это не те деревья, которые могут нас спасти; обратимся к другому Древу — Древу Крестному, на котором нам открылась любовь Божия, любовь, возвращающая нас в Отчий Дом, к подлинной гармонии с Богом, друг другом, и природным миром.

www.radonezh.ru