Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Рене Магритт - в поисках смысла / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Творчество / Рене Магритт - в поисках смысла
Рене Магритт - в поисках смысла
Рене Магритт - в поисках смысла

Культурный код Игоря Попова

08.04.2015
4874

Хочу вам сразу признаться - я не люблю сюрреализм, не смотря на то, что именно это направление в современной живописи дало искусству художников уникальных и гениальных. В отличие от абстракционистов, сюрреалисты великолепно передавали все детали художественных образов, даже искажая их. Но при этом часто сюрреализм - это искусство никто в никуда. Подсознательное, возведенное в религиозный символ, становящийся актом поклонения, как у Дали.

Но есть и исключения из этого моего субъективного восприятия сюрреализма. И имя этому исключению - Рене Магритт. Необыкновенный, всегда выделяющийся даже среди таких острых индивидуальностей, как сюрреалисты, Магритт обрел свой голос, сумел не сгинуть среди параноидальных миров своих коллег. Он был чужим среди своих, таким он остается и до сих пор.

XX век подарил нам множество направлений, претендующих на революционные перевороты в искусстве. Сюрреалисты были одними из таких бунтарей.

Как направление в искусстве сюрреализм (фр. surrealisme — сверхреализм) сформировался к началу 1920-х годов во Франции. Он отличался использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Гийом Аполлинер, один из самых влиятельных деятелей европейского авангарда,  в 1917 году одну из своих пьес обозначил как «сюрреалистическая драма». Величайшими  представителями сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт.

Собственно, что же такое сюрреализм в искусстве? Чем он отличался от других авангардных течений, десятками возникавших в XX веке?

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made».

Техника реди-мэйд использовалась в разных видах искусства (главным образом — в изобразительном искусстве и в литературе). Благодаря ей  автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект или текст, созданный не им самим и не с художественными целями.

Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда. Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность. И вот тут Маргритт вступал в главную конфронтацию со своими коллегами по цеху.

Рене Франсуа Гислен Магритт (фр. René François Ghislain Magritte; 21 ноября 1898, Лёссин — 15 августа 1967, Брюссель) родился  21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине. Детство и юность провел в небольшом промышленном городе Шарлеруа.

На любого человека, его жизнь и его устремления огромное влияние оказывают биографические ландшафты детства. Маргитт был не исключением из этого правила. В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре. Это трагическое событие не могло не оказать влияние на мальчика. Но при этом не стоит думать, что только это событие оказало на него влияние. В своей лекции, которую он прочитал в 1938 году, Магритт сказал, что вынес из детства множество других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, которые позже нашли отражение в его творчестве.

Два года Магритт проучился в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, которую оставил в 1918 году. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер, на которой женился в 1922 году и с которой прожил счастливо до своей смерти в 1967 году.

Он вообще всегда отличался от своих коллег-художников. Он никогда не эпатировал публику своей внешностью и образом жизни, как Сальвадор Дали, и никогда не изображал на картинах безумные китчевые фигуры нереальных форм и цветов, как Макс Эрнст. Магритт выстраивал сюжет своих полотен на игре контрастов. Художник, тесно сотрудничающий с сюрреалистами, всегда просил называть его «магическим реалистом». Более того, он весьма скептически относился как с самому фрейдизму, так и к его влиянию на искусство.  Его работы были обращены не столько к подсознанию, сколько побуждали  к активному размышлению и поиску ответов на вечные вопросы.

Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.

Этот период жизни выработал у него стойкую неприязнь к рекламному бизнесу и декоративно-прикладному искусству.  Марритт позже написал: «Я ненавижу декоративно-прикладное искусство, фольклор, рекламу, голоса, которые делают объявления, аэродинамизм, бойскаутов, запах нафталина, события одного момента и пьяных людей».

В 1926 году художник завершает первую стоящую, по его мнению, картину «Потерянный жокей». Картина вызвала интерес. Магритт продолжил работу в этом направлении, и в 1927 году состоялась его первая выставка.

К сожалению или к счастью для художника, критики выставку не оценили. После провального дебюта Рене с Жоржеттой уезжают в самый значимый для художника город — Париж. Именно Париж 20-30-х годов был охвачен страстью ко всему сверхреальному. Именно французская богема приняла Рене Магритта с распростертыми объятьями и навсегда повлиляла на стиль его работ.

В столице Франции Рене сближается с ведущими представителями сюрреализма: Максом Эрнстом, Сальвадором Дали и Андре Бретоном. Особо знаковым стало знакомство с Полем Элюаром — поэтом-сюрреалистом. Обладая общностью взглядов и убеждений, но не имея повода для конкуренции, этот тандем отлично сработался и подарил миру прекрасный сборник стихов, дополненный не менее прекрасными иллюстрациям.

Самая главная идея всех картин Рене Магритта в том, что только соседство несочетаемых вещей позволяет отчетливо понять суть и природу каждого из них. Игра контрастов отличают все работы Магритта.

Во время Второй мировой войны он принимает решение наполнить свои картины позитивом для поднятия духа подавленного общества. По стилю и манере эти картины похожи на работы французского художника Ренуара.

В 1948 году Магритт все же возвращается к прежнему своему стилю и больше не экспериментирует. Его выставки в 50-е годы прошли во всех культурных центрах: Риме, Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Брюсселе.

В 1956 году за выдающийся вклад в культуру Бельгии Рене Магритт удостоен премии Гуггенхейма. К этому времени уже рождены такие известные полотна как «Голконда» и «Империя света». В шестидесятых «магический реализм» на картинах Магритта приобретает черты позабытого, но не утерянного символизма. 

Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».

Не смотря на богатое наследие Магритта, я бы хотел вернуться к самой ранней и самой любимой мной картине «Потерянный жокей». Итак, в 1948 году Магритт создает новый вариант уже прогремевшего «Потерянного жокея».  Зачем? Почему художник вернулся к своему шедевру и решил заново его написать? Все очень просто - изменилась философия художника, его отношение к искусству и жизни, он изменяет не только вещественный мир картины, он создает новую картину и наполняет ее другим содержанием.

В первом варианте картины занавеска справа разделяет полотно на два плана: с одной стороны находится зритель, наблюдающий картину, практически введенный в композицию, по ту сторону происходит само действие. Магритт повторял: «За всем, что мы видим, скрываются другие вещи, мы всегда хотим видеть то, что скрыто за тем, что мы видим».

Таким образом, за занавеской открывается именно сюрреальный мир, причем переход к нему оказывается очень близким – достаточно лишь отодвинуть занавеску-пелену с наших глаз. И вот в этом странном мире потерялся почти реалистически написанный жокей, произошло алогичное столкновение миров. Работа очень графична, хотя и выглядит недописанной до конца. Постепенно Магритт стал уделять огромное внимание проработке деталей, чтобы сделать сюрреальность такой же осязаемой, как и обычный мир.

Для картин Магритта характерен отстраненный, как бы, невозмутимый стиль. Изображаются на них обычные предметы, которые у Магритта, в отличие от других крупных сюрреалистов (Дали, Эрнст), почти никогда не теряют своей «предметности»: они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Однако само странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься. И невозмутимость стиля только усугубляет это удивление и погружает зрителя в некое поэтическое оцепенение, вызванное самой тайной вещей.

Цель Магритта, по его собственному признанию, - заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, но ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт все время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.

Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка». Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета — не сам предмет.

Вообще названия картин играют у Магритта особую роль. Они почти всегда поэтичны и почти всегда никак на первый взгляд не связаны с самим изображением. И именно в этом видел их значимость сам художник: он считал, что скрытая поэтическая связь названия и картины опять же способствуют тому магическому удивлению, которое Магритт видел предназначением искусства. Мастер стремился решить в своем творчестве проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. Поэтому Магритт нередко использовал образы картины в картине, зеркала, окна, глаза, сцены или занавеса.

Но что все-таки меняется в «Потерянном жокее»?  Посмотрите внимательно на картину. Сюрреалистический эффект достигнут здесь гораздо более экономичными средствами - деревья напоминают не то листья, от которых остались только прожилки, не то схемы нервной системы. Жокей скачет на лошади не то в снегу, не то в каком-то странном тумане, словно он попал внутрь собственной души и пытается от себя убежать.

Это удивительная аллегория трагедии одиночества современного человека, который страдает от собственного одиночества, пытается от него убежать, но убегает лишь от самого себя. На самом деле Магритт показывает трагедию человека, потерявшего духовные ориентиры, запутавшегося и заплутавшего в бесконечности своих представлений об истине, но так ее и не обретший. И поэтому он обречен на бесконечную скачку внутри собственной души. И как тут не вспомнить евангельские слова: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

Еще читать