Главная / Статьи / Взгляд / Ненужные вещи
Ненужные вещи
Ненужные вещи

Прощение и примирение

04.02.2016
1350

Прощение

 

Самые дорогие вещи нельзя купить. Они даются даром. Жизнь, любовь, свобода, достоинство, дружба, счастье... Все это нам подарено.

Но человек отказывается от дара и пытается перевести все это в разряд товарно-денежных отношений, обмена: "ты мне - я тебе". Дар оказывается ненужным. Вместо того чтобы его принять, мы начинаем торги.

Почему так? Потому что дар ставит нас в неудобное положение. Положение кланяющегося, принимающего, благодарящего (дарящего ответное добро). Все это неприемлемо для нашего «Я», которое готово платить и воевать, даже давать и прощать, но не готово смиряться, принимать, быть прощенным и принятым.

В этом смысле наиболее унизительно прощение. Кто-то должен подарить мне эту милость, потому что я не смог ничего предложить в оправдание своей вины и в уплату за свой долг. Я оказался несостоятельным и сдался на суд или милость. Теперь я в руках другого.

Я делал все, чтобы этого не случилось. Воевал до последнего патрона. Торговался до последнего гроша. Блефовал. Врал. Играл. Но вот теперь у меня ничего нет - кроме вины и долга.

Прощение - прекрасная вещь, особенно для того, кто прощает. Но принять его сложно. Если можно не принимать, его не будут принимать.

Принять прощение – значит принять свою несостоятельность, пройти через смерть своего «Я» и смиренно отдаться на милость другого.

Это совершенно ненужная, смертельно опасная вещь. После прощения нельзя жить прежним. Все меняется, «Я» уменьшается до исчезновения. Но именно с прощения начинается новая жизнь, жизнь благодарения.

 

 

Примирение

 

Когда я говорю о войне, я могу рассчитывать на поддержку одной из сторон конфликта. Когда я говорю о примирении, я получаю шишки со всех сторон. Никогда еще меня так не проклинали, как за дерзость оспорить войну.

Примирение не нужно никому. Агрессор действует с позиций фактической силы, и моральные аргументы его не остановят. Потерпевший действует с позиции моральной силы, надеясь, что рано или поздно она станет силой фактической и позволит восстановить справедливость и отмстить обидчику.

Каждый считает себя добрым и не желает мириться со злом и злыми. Каждый делит всех на наших и не наших. И деления эти неустранимы, и война потому бесконечна.

Но правда в том, что без примирения добрые не смогут победить злых. Почему? Потому что добрые не смогут проявить свое добро, а злые раскаяться в своем зле.

Примирение начинается не с военного трибунала, когда чувство мести удовлетворено и можно проявить великодушие победителей. Примирение нужно уже сейчас, в разгар войны.

Нужно исцеляющее примирение с Богом как с высшей правдой, с собой, своим прошлым, своими ближними. Тогда мы становимся цельными, неделимыми, непобедимыми. И как раз тогда, когда мы становимся внутренне цельными, мы начинаем понимать условность делений и обретаем силу их устранить, то есть победить.

Ведь чего больше всего боится "враг"? Того, что его "враг" и его война - не правдивые. Того, что все это обусловлено не объективными условиями, а его собственным преступным, ложным, аморальным выбором. Такое примиряющее видение ведет не к поражению, а к победе.

Напротив, отсутствие нашей внутренней цельности усиливает "врага", создает для него удобный "вражеский" образ, подтверждает его безумную версию, что все всем враги и потому война оправдана всегда и со всеми.

Примирение не нужно тем, кто верит в "объективную реальность" врага и войны. Они боятся его как утреннего света. Потому что тогда откроется, что они воевали сами с собой; что они сами сделали себя врагами всех; что они сами лишили себя добрых соседей и верных друзей; что никто против них зла не замышлял; что их злой выбор ничем не был оправдан; что их вину не с кем разделить; что стрелки не на кого переводить.

Примирение (видение и практика жизни без "врагов") не делает нас беззащитными. Мы можем и должны защищаться от людей с оружием. Но не как от "врагов", а как от душевнобольных, обезумевших ближних, вообразивших себя героями священной войны и объявивших ее всем сразу.

Смирительная рубашка и принудительная изоляция могут обезопасить буйных от самих себя и всех небуйных от буйных. Но только любовь сможет исцелить их. Ее понадобится очень много, чтобы однажды смирительные рубашки можно было бы снять, чтобы на смену кулакам пришли объятия.

Читать по теме