Для евангельских христиан России 2019-й год особый. В этом году отмечается 150-летие со дня рождения Ивана Степановича Проханова. В протестантской прессе вышли и продолжают выходить статьи, посвященные этому выдающемуся человеку, проходят различные конференции, приуроченные к годовщине.
Сегодня многие российские протестанты признают Проханова одним из отцов-основателей евангельского движения России, с удовольствием называют себя последователями Проханова. Указывают на то, каким талантливым организатором, руководителем, проповедником он был, какой огромный вклад внес в создание церкви в нашей стране.
Действительно, Иван Степанович был личностью уникальной. Сегодня, изучая то, что он сделал, не всегда понимаешь - а как вообще он мог все это успевать, да еще и в пору, когда не было компьютеров? Он был отличным инженером, талантливым организатором, издателем, проповедником, автором христианских гимнов, бизнесменом.
Сейчас мы восторгаемся многогранностью таланта Проханова, но в его время это воспринималось отнюдь не так однозначно. Его активность и слишком уж широкое поле деятельности нравились не всем. Проханова легко можно было посчитать выскочкой, который пытается «бежать впереди паровоза».
Безусловно, Иван Степанович был очень энергичным человеком и, пока другие обдумывали, с чего бы начать, – он уже действовал. Например, в 1905 году после получения религиозной свободы он немедленно регистрирует первую евангельскую общину в Петербурге, хотя начал он свое служение в городе относительно недавно.
Можно легко понять чувства тех, кто задолго до него несли служение в евангельской общине, которая, конечно, в более ранние времена гонений не могла быть зарегистрирована. Впрочем, надо признать, что руководителю второй зарегистрированной общины (которая на деле существовала гораздо раньше прохановской) – Ивану Вениаминовичу Каргелю – хватило мудрости принять все, как есть, и продолжать служение, не тратя сил на выяснения, кто первее и кто главнее.
В последующие годы Проханов также очень выделялся из среды евангельских служителей страны. В отличие от многих своих единоверцев, он был удивительно гибким человеком. Гибким не в смысле отсутствия прочного основания веры – тут-то он как раз был очень тверд. Речь идет о гибком подходе к методам, которые он использовал для распространения Евангелия.
Если молодежь увлекалась разного рода кружками, популярными в то время, он тут же брался организовывать кружки. Понимая, что печатная пресса тогда была фактически единственным средством массовой информации, а ее влияние было очень сильным, Иван Степанович начинает издавать газеты и журналы. Причем делает это не от случая к случаю, а на регулярной основе.
Он также активно включается в правозащитную деятельность, преподает, проповедует, организует Всероссийский союз евангельских христиан. Иван Степанович был вхож во многие кабинеты. У него получалось выстраивать отношения с представителями власти, студентами, писателями.
Не все баптисты (в том числе и служители) одобряли его активность. Кто-то считал его выскочкой, кто-то – оппортунистом, а то и вовсе карьеристом. Та открытость миру и всему новому, которой мы сегодня восхищаемся, не всегда принималась при его жизни его же единоверцами. Стремление Проханова «быть на одной волне» с молодежью, использовать новые методы в служении далеко не всеми одобрялось. Однако не о них, а именно о Проханове мы вспоминаем сегодня, как о человеке, внесшим огромный вклад в развитие евангельского движения в стране.
Изучая деятельность Ивана Степановича Проханова, его успехи и ошибки (которые совершает любой человек), сегодня не менее важно задуматься и над тем, насколько мы сами готовы к появлению такого рода людей?
Конечно, спустя десятилетия, нам легко обвинять тех, кто не соглашался с ним и не одобрял его служение в те годы.
Но так ли сильно церковь сегодня отличается от той, что существовала тогда? Насколько она готова сегодня к появлению новых успешных в служении людей, которые гораздо более открыты миру и по-хорошему гибки? Ведь соблазн отмежеваться от слишком уж активных и деятельных лидеров «во имя стабильности» велик в любое время.