Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ОТКАЗЫВАЮСЬ БРАТЬ ОРУЖИЕ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ОТКАЗЫВАЮСЬ БРАТЬ ОРУЖИЕ
ОТКАЗЫВАЮСЬ БРАТЬ ОРУЖИЕ
ОТКАЗЫВАЮСЬ БРАТЬ ОРУЖИЕ
24.09.2011
1369
Я всегда придерживался и придерживаюсь пацифистских взглядов. В армии не служил по причине слабого зрения, но этот вопрос меня все же волнует. Часто он вызывает борьбу между чувствами и разумом — внутренний конфликт. И я вполне согласен, что каждый должен сам определиться в этом вопросе. Вначале, когда я только уверовал, мне было все ясно и понятно. Я мог любому аргументированно, по Библии доказать свою позицию и при этом никогда не испытывал сомнений в своей правоте и не колебался. Однако с некоторых пор мои чувства стали конфликтовать с моим разумом и с моими убеждениями. А хотелось бы найти те правильные, верные ответы на волнующие меня вопросы, которые помогли бы мне понять волю Божью в отношении армии и оружия, так чтобы быть полностью уверенным и не колебаться.

Мне всегда было интересно, может ли кто-нибудь аргументированно и убедительно объяснить пацифистскую позицию, рассказать об истории пацифизма как такового хотя бы в память о братьях, расстрелянных и замученных за отказ брать оружие. В надежде услышать голос из лагеря пацифистов я обращался к разным людям и книгам, но не встретил еще ни одной убедительной статьи, ни одной книги на эту тему. Тогда я взял Библию и стал перечитывать все места, касающиеся этой темы. Думал, найду поддержку в одном стихе из Откровения, который мне вспомнился: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем» (Отк. 13:10). Но этот стих привел меня в еще большее замешательство. Выходит, что если кто-то возьмет меч, чтобы убивать, кто-то другой должен взять меч, чтобы совершить мщение над убийцей? Но это же совсем не в пользу пацифизма. И что же тогда делать со следующими словами: «Здесь терпение и вера святых»? И что за войну вел зверь со святыми? Вернее, как святые воевали? Терпением и верой? Или кровью Агнца и словом свидетельства своего (Отк. 12:11)? Так, может, имеется в виду, что те, кто убивают, будут убиты мечом Господним во время Его пришествия (Отк. 19:15, 20-21)? Эти доводы явно не в пользу оружия.

Как справедливо писала некогда газета «Мирт», римские воины, мужественные сильные люди, услышав Евангелие о Христе, бросали оружие. Это было массовое явление, зафиксированное как исторический факт. Такое и сейчас нередко происходит — услышавший или прочитавший Евангелие непредвзято почему-то становится неспособным дальше нести службу, как подобает. Я думаю, можно понять чувства людей, бросающих оружие после того, как они познали Господа. Но все же, что ими руководит?

Когда альтернативщиков просят обосновать свою позицию по слову Божьему, они нередко делают это неубедительно. Попытаюсь объяснить, как лично я понимаю это. Кроме известных слов Иисуса Мф. 5:39 и 26:52, у нас есть на эту тему беседа Иисуса с Пилатом, записанная апостолом Иоанном в его Евангелии. 

Иисус отвечал: «Царство Мое не от мира сего, если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:36). При Своем аресте Он запретил Петру вступаться за Него. Не просто запретил, но сказал, что «взявший меч от меча погибнет». 

Как понимали все это апостолы и первые христиане? Мы видим в Деяниях, что некий Савл терзал церковь. Заключал в темницы и мужчин, и женщин. Побит камнями Стефан. Обезглавлен Иаков. Петра заключили в темницу. Один вид реакции на опасность, гонения и притеснения — бегство. Ученики, как написано, рассеялись из Иерусалима. Второй вид реакции — церковь прилежно молится Богу. 

На последней вечере Иисус сказал ученикам: «...продай одежду свою и купи меч». Ему ответили: «Господи! вот, здесь два меча». Он прекращает дискуссию: «...довольно» (Лк. 22:36-38). Ученики здесь, как и во многих других случаях, не смогли Его понять. Что же значило это «довольно»? Если отвечать в контексте того, что предшествовало этому повелению, то, скорее всего: «не такие мечи, какие вы думаете, следует купить». О каких же мечах и о каком оружии Он им говорит? Не о том ли оружии, что описано в Послании к Ефесянам (6:10-18). Броня — праведность; щит — вера, меч — Слово Божье. Апостол Павел говорит также, что «оружия воинствования нашего не плотские» (2 Кор. 10:4). 

Также мы знаем из Писания, что современное человечество произошло от Ноя. Соответственно, все люди родные друг другу. Вот основные аргументы в защиту пацифизма, какие я нахожу в Писании. И это именно то, что смущало древних воинов, заставляя их отказываться от оружия. Сегодня эти места Писания по-прежнему приводят к внутреннему душевному конфликту военных людей так же, как пацифистов смущают некоторые другие места Писания, о которых хочу сказать позже.

Каждый, кто проходит комиссию, проверяющую его годность к военной службе, заполняет анкету (или тест). Там есть такой вопрос: были ли у вас мистические переживания. Видимо, «мистические переживания» должны указывать на веру в Бога. Человеку, пережившему реальность встречи с Богом, реальность общения с Ним, невозможно доказать, что Бога нет. И кто решается доверить Ему свою жизнь, того уже ничто не может остановить в его следовании за Христом.

В истории протестантизма можно найти разные примеры отношения к войне и насилию. Лютеране за свое будущее воевали с оружием в руках. Эти «вооруженные конфликты» носили характер гражданской войны, в которую втягивались многие семьи, разделившиеся на католиков и протестантов. В бою друг против друга, лицом к лицу оказывались отец и сын, брат и брат. Тех, кто не желал подчиниться папе и католической вере, ждало истребление. Людей сжигали на кострах, при этом священники объясняли, что так хорошо для спасения их души.

Позднее, мы видим, от оружия отказались почти все протестанты: пиетисты, меннониты, пуритане, анабаптисты, баптисты, пятидесятники.

Мои пацифистские взгляды укрепились, когда в 1992 г. я уверовал и сразу испортились отношения с родителями, в частности, с отцом. Он мне часто говорил: «Вы фанатики! Вам что говорят, то вы и делаете, ни о чем не думая. Скажут взять оружие, вы возьмете и будете убивать тех, кто не так верит, как вы». Я ему отвечал, что никогда оружия в руки не возьму, что это не по учению Христа. Однако одновременно с этим он злился и ругал меня за то, что я не патриот родины, что я предатель и т. д.

Примерно год назад мне нужно было написать письмо домой. Было желание в конце письма написать что-нибудь о Христе. Стал думать. Вспомнил беседы с отцом на эту тему. И пришла мысль, из-за которой я так и не дописал письмо. А что если я не прав? С этой мыслью до сих пор еще не разобрался так, как хотелось бы. Я тогда вспомнил, что есть ведь в Писании места, которые можно расценить и в пользу оружия, применения силы против зла. Одно из них — первые стихи главы 13 Послания к Римлянам. На них указал мне новообращенный брат, когда основывал свою позицию. Он был армянин и рассказывал, как Армения еще в IV веке приняла христианство, которое было пацифистским. Поэтому мусульмане быстро захватили почти всю Армению, не встретив никакого сопротивления. Северные армяне, видя такое положение дел, решили дать отпор. И мусульмане были остановлены. Они не смогли пройти дальше ни на Кавказ, ни в Россию. Но тогда мне удалось его переубедить.

Сегодня американская пятидесятническая церковь приняла решение о необходимости несения воинской службы членами церкви. Случись война между Россией и США, наши американские братья будут бросать на нас «томагавки», пускать ракеты и убивать нас из снайперских винтовок и автоматов. Может, и российским верующим считать себя обязанными воевать против христиан? В этом случае мы уже не будем такими изгоями в глазах общества. Но разве наша цель — угодить обществу? Иисус говорил, что мы «не от мира сего» и «мир любил бы вас, если бы вы были от мира». Чтобы угодить миру, мы должны отказаться от Бога и от Евангелия.