Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПОЧЕМУ МНЕ ПЛОХО, ЕСЛИ Я С БОГОМ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ПОЧЕМУ МНЕ ПЛОХО, ЕСЛИ Я С БОГОМ?
ПОЧЕМУ МНЕ ПЛОХО, ЕСЛИ Я С БОГОМ?
ПОЧЕМУ МНЕ ПЛОХО, ЕСЛИ Я С БОГОМ?
24.09.2011
1544
Наша читательница, фамилию которой по этическим соображениям мы не упоминаем, обратилась в редакцию с вопросом. Она пишет, что вот уже три года, как приняла Иисуса Христа, но в ее жизни наблюдаются изменения не в лучшую, а в худшую сторону. Ее волнует то, что она не «говорит языками», на сердце постоянно тяжесть. Муж был здоров, а когда она стала верующей, у него случился инсульт, и теперь он инвалид II группы. Сын обвиняет ее в несчастье отца, так как считает, что она ходит в секту. «Я знаю, что Бог любит нас всех, но ничего не могу поделать, я как мертвая. Во мне нет радости. Я сейчас плохо слышу. Я очень хочу, чтобы муж выздоровел, чтобы мои родные увидели, что Иисус действительно живет во мне, и Он может изменить моих родных. Что делать?»

    Я знаю такие случаи, проповедовал на эту тему. Действительно, жизнь христианина не всегда одни благословения (в нашем, общечеловеческом, понимании). Мы часто видим, что она также сопряжена с какими-то скорбями. Причины этих горестей, скорбей и страданий всегда волнуют человека, это естественно. Мы не считаем горе комфортным и приятным, какой бы области оно не касалось. Есть несколько причин, которые в нашей христианской жизни могут служить источником «неприятностей».

    По-разному люди приходят к Богу. Иногда человек уверовал и разительно преобразился. Он становится радостным, прекрасным и замечательным христианином, начинает служить Богу. Отношения в семье налаживаются. Иногда после уверования в обстоятельствах жизни человека вроде бы ничего не меняется. А иногда все меняется радикально, весь образ жизни — происходит разрыв прежних связей: социальных, бытовых, даже семейных. При этом неизменно возникает много вопросов: всегда ли за этим стоит Бог и причиной этих перемен является вера человека или, может, есть место козням лукавого, нашим несовершенствам, нашему непониманию?

    Ни в коей мере не могу отвечать на конкретное письмо, потому что это напоминает ситуацию, когда человек приходит к врачу или просто звонит и говорит: «У меня болит живот, доктор, что делать?» Может, у него какая-то серьезная болезнь, а может, съел что-то некачественное, возможно, более серьезные трудности. Нельзя без детального знакомства с ситуацией давать советы и рецепты. Это добра не принесет. Поэтому мы будем говорить об общих принципах и положениях, когда жизнь человека после его обращения к Богу ухудшается.

    Прежде всего следует вспомнить, что Иисус Христос говорил Своим ученикам о том разделении, которое Он принес, в частности, что враги человеку — домашние его. Само это заявление очень коробит сердце человека, но так бывает. Приведу пример из моей жизни. Мы всей семьей стали ходить в церковь и полгода слушали проповеди, радовались, все было замечательно. Но когда во мне произошли глубокие изменения — Господь дал покаяние и обращение — наступило сложное время. Процесс обращения изменил все мои мысли, чувства, а у моей жены пока этого не произошло. Она смотрела на меня с недоумением. Ее слова доставляли мне боль, я думал: Господи, неужели Ты желаешь, чтобы наша семья распалась?! Мы до этого семь лет прожили прекрасно, не ссорились никогда, дочь росла и радовала. Я молился постоянно, и, слава Богу, через полгода Бог дал моей жене покаяние. Теперь вся наша семья служит Господу — это великая милость. Но во время испытания было очень больно. Несовместимость, отсутствие единства в семье — это всегда трудно. Какой выход? Любовь все преодолевает. Много раз в Священном Писании Господь говорит, что, обретая веру, вряд ли мы можем рассчитывать на постоянные земные благословения.

    Апостол Павел, отстаивая свое апостольство, предъявлял аргументы: я апостол, потому что больше был в гонениях, скорбях, меня избивали, в тюрьмы сажали больше, я там чего только не натерпелся. Он не говорит: я апостол, потому что большие аудитории собираю, у меня проповедь — все падают от счастья. Он приводит аргументы совершенно непривычные для современного понимания. Для нас сегодня большое смущение видеть страждущего христианина, мы наверняка скажем ему: «Э-э-э, брат, куда-то ты не туда идешь, что-то в твоей духовной жизни не так, если у тебя такие несчастья».

    Немало проблем появилось у учеников, когда они пошли за Христом. Зачастую они были нищи и вели жизнь не такую, как прежде, когда спокойно ловили рыбу. Когда Господь вознесся и они исполнились Духа Святого, их жизнь не стала легче. Но надо видеть другое: Господь, приходя в нашу жизнь, меняет ее фундаментально. Писание однозначно говорит, что если человек надеется только в этой жизни на Христа, то он несчастнее язычника. И здесь каждый может задать себе вопрос: моя надежда на Христа простирается дальше земной жизни или вся она направлена на земные благословения и обетования? Если второе в моей жизни играет главную роль, то я самый несчастный человек, тогда мои ожидая очень сильно расходятся с Писанием.

    Бог желает, чтобы мы принесли добрый плод, плод Духа Святого. И прекрасное многообразие этого плода рождается именно в серьезных испытаниях. Радость, несмотря на обстоятельства, мир, любовь, милосердие в любых условиях... Как я могу проверить, есть они у меня или нет, если не будет трудных и тесных обстоятельств? Для того чтобы соделать нас плодоносящими в этом смысле, чтобы у нас было благо и блаженство доброго плода, Господь проводит нас через разные серьезные испытания. Всякую добрую ветвь, приносящую плод, Отец очищает. А очищение зачастую очень болезненно и не радует никак. Господи, что Ты меня режешь по живому?! Но ведь мы молимся: дай мне возрастать духовно. Господь должен очищать, чтобы мы возрастали духовно. Посмотрите на садоводов, огородников, как они помидоры выращивают или что-то другое. Все лишнее обрезается, лишь бы были плоды. Так и Господь готовит нас, чтобы мы не боялись испытания, не переживали, когда искренне ищем Его, хотим исполнить Его волю.

    Разногласия в семье не повод враждовать с нашими домашними, а возможность всегда побеждать любовью. Если домашние наши ополчаются на нас, когда мы обратились к вере, то самым благословенным будет считать, что это — их мольба о том, чтобы они могли в нас увидеть Христа. Это их просьба, может, неосознанная, увидеть Бога. Мы же молимся: Господи, дай им покаяние в жизнь! Для того чтобы они обратились к Богу, им надо как-то Его ощутить. Покажите им Иисуса, им хочется Его видеть! Это требование можно удовлетворить не преимуществом в споре, не мощными аргументами, не цитатами из Библии, а только так: явить просящему Бога в своем преображенном естестве.

    Вторая причина неприятностей может означать признак серьезного духовного роста и укрепления того, что есть в нас хорошего. Если в первом случае Христос приходит в жизнь и изменяет ее, и это не может не принести каких-то сложностей, разрывов, изменений всех отношений, то во втором случае надо иметь в виду людей, укрепленных в вере. Это пример апостола Павла и примеры, которые содержатся в Псалмах, такие замечательные, как: «Блажен человек, которого сила в Тебе, и у которого в сердце стези направлены к Тебе» (Пс. 83:6). И дальше слова несколько странные для человека, который думает о земном: «Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением». Тогда, когда человек все силы свои и пути направляет к Богу, когда он целиком посвящен Богу (неважно, какой «стаж» веры — 30 лет или 1 год), то Господь может провести его долиной плача. Он не избавляет от долины плача, но ведет, чтобы человек выдержал. Кто другой покажет упование на Христа, доверие Богу, проходя долиной плача? Неужели наше христианство направлено только для нашей пользы, неужели Господь через нас, через христиан не захочет обогатить других тем богатством, которое Он нам дал?

    Бог проводит нас порой через долину плача не только ради нашего смирения, но и для того, чтобы другие увидели Бога. Когда люди видят, как мы преодолеваем долину плача, они понимают, что есть и иные ценности. Бог открывает источники благословения и для других. Это то, о чем Христос говорил: вы — свет миру, вы — соль земли. Даже с точки зрения социальной: если мы стали народом Божьим, царственным священством, это совсем не избавляет нас от сложностей и проблем той страны, в которой мы живем. Вспомним, как израильский народ, избавляясь от рабства египетского, не одну, а несколько казней претерпел вместе с египтянами, хотя Господь делал это для их освобождения! Почему же тогда мы думаем, что будем свободны от всех сложностей жизни, которые есть в нашей стране?

    Скорби, которые Господь иногда допускает, разумеется, воспитывают и смиряют нас самих. У каждого свои привычки, характер, каждый своеобразен — это замечательно. Но немало людей впитали в себя все то нехорошее, что присуще миру, и, в сознательном возрасте приходя к вере, имея опыт жизни, переносят этот негативный опыт на сферу отношений с Богом и на церковь: карьеризм, стремление во что бы то ни стало быть первым, находя этому оправдание в словах апостола Павла: я бегу, чтобы быть первым, получить награду. Многое из того, с чем бы нам следовало расстаться, мы вполне можем обосновать словами Писания, но к чему это приведет?

    Господь порой нас смиряет, чтобы мы расправлялись с гордыней. Писание дает нам удивительный пример апостола Павла, который говорил о жале в плоти, о том, что его удручает ангел сатаны. Апостол дважды свидетельствует: я знаю причину моей болезни — чтобы я не превозносился. А молится он не о том, чтобы Господь смирил его сердце, а чтобы избавил от жала! Пример этот не камень в сторону апостола, а научение для нас.

    Я понимаю, что если я молюсь: «Господи, смири меня» — то после этого могут последовать неприятные переживания. Но что для нас главнее? Мой личный опыт говорит о том, что, когда Бог открывает Свою волю для меня или моей семьи, она, как правило, не соответствует моим естественным, земным, человеческим желаниям. Первое чувство — я воспринимаю ее с большим нежеланием. Но со временем я понимаю, что это воля Божья, и начинаю молиться, чтобы Он дал принять и исполнить ее. Впоследствии вижу удивительные дела Божьи.

    Есть категория людей, которые, приходя к вере, обретают реальные, видимые благословения. Когда смотришь на них, думаешь, как хорошо, вот бы и мне так! Но не спешите брать пример с этих людей и молиться: дай мне жить так же. Не все так просто. Я знаю людей не только в нашей стране, но и в других странах, когда за такие благословения держатся сознательно, явно в ущерб своему духовному росту. Они сознают и понимают, что Бог не один раз подвигал их к зрелым шагам в жизни, но они сказали нет, мне важно мое благополучие: я готов бы был пойти за Тобой, но с богатством мне расстаться жалко. Расценивать это как благословение от Бога невозможно, это слабость человеческая, немощь духовная, которая вызывает только сочувствие, побуждает молиться за этих людей. Речь не о том, что мы должны нищенствовать. Я говорю о послушании Богу. Есть истинные христиане, которые очень богаты, но они относятся к своему богатству не как к самоцели, а как к средству служить Богу и людям делами милосердия. Если человек богат Христом, для него деньги целью не будут никогда.

    Нельзя забывать и о таком аспекте больших сложностей в нашей жизни, как предыдущие связи с миром оккультным, сатанинским. В Книге Деяния (19:18-19) мы читаем, что когда Павел проповедовал, многие из уверовавших приходили и сжигали свои колдовские книги. Это те, кто уже уверовал, стал христианином, но не расстался со своим колдовским прошлым. Ситуация очень близкая нам. Наверное, не часто можно встретить в нашей стране человека, который никогда не сталкивался бы с какими-то колдовскими проявлениями. Бабушки-заклинательницы, к которым носили в детстве, астрология, гадания и многое другое не могут не накладывать отпечаток на жизнь человека. В подавляющем большинстве те, кто не искали этого самостоятельно, при искреннем покаянии освобождаются и могут уверенно духовно возрастать, не имея никаких ограничений в своей жизни.

    Однако бывает так, что человек сознательно практиковал эти вещи. Тогда ему надо серьезно беседовать с пасторами, служителями, которые могут помочь разобраться с этими проблемами и укрепиться, противостать, разрушить разного рода обременения, отягощенности, не говоря об одержимости. Любая такая несвобода грузом лежит на духовной жизни человека, и он претерпевает напасти, не зная, в чем дело. Здесь нужна помощь зрелых и знающих христиан.

    В то же время, как я понимаю, найдется немало людей, которые могут зацепиться за эти слова и сделать вывод: вот где причина моего духовного неблагополучия! Поэтому скажу сразу, что 90 процентов такого рода проблем разрешается регулярной практикой молитвы, чтения Слова Божьего, посещения церкви и сознательного предоставления всего себя Богу. Мы настолько греховны по своей природе, что даже не представляем этого. Мы склонны всю вину перекладывать на других: там дьявол виноват, там ближние, я же — замечательный человек, вот только обстоятельства против меня. Попробуйте взять себя в руки и заставить вести серьезную духовную жизнь. Упражняйтесь, говорит Павел. Упражнение — это не порыв, не эмоциональное действие. Посмотрите на спортсменов. Каждый день тренировки, да еще и по два раза, если хотят результат получить, достичь успеха. Я занимался в юности спортом и знал, что после трех часов дня мне нельзя обедать, потому что буду плохо чувствовать себя на тренировке. Жизнь была расписана по минутам. Если хотите возрастать духовно, примите это на вооружение. Попробуйте строго и серьезно относиться к своей духовной жизни. Думаю, большинство вопросов, которые мы списываем на лукавого, будут сняты. И мы увидим открытую дверь, в которую спокойно войдем и будем возрастать.

    Ну а в частных вопросах пусть Господь даст помощь тем, кто в ней нуждается.

    Еще один сложный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Встречаются люди, особо ищущие духовности и в результате образующие некую группу святых. Внешне они выглядят, как чрезвычайно духовные люди, которые отрешились от всего земного. Но во всем их поведении сквозит гордость по поводу достигнутых «высот». Это, как ни печально, просто прельщение, и оно очень опасно. Люди из мира чаще всего попадают именно в такие группы, и тогда неизбежны переживания и проблемы. Ничего общего со смирением и кротостью это не имеет, по сути своей это даже не христианство, а заблуждение, которое возникает из стремления человека к хорошему. Обольщаться можно и хорошей идеей, попадая в зависимость от лукавого.

    Мы должны быть трезвы и бодры в этом плане, иметь общение с другими христианами, смотреть, насколько общение, в котором я нахожусь, не отрывает меня от всего мира. Иисус молился: «Я не прошу, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла». Мы не вправе относиться к этому миру свысока. Порой я смотрю на бомжа, опустившегося на самое дно, и думаю, может, жизнь его более праведная, чем моя? По сравнению с ним, я — правильный и порядочный человек, но почему-то Господь уже призвал меня к покаянию, а его-то еще не призывает. Наверное, у него не такая греховная жизнь, какая была у меня. Эта мысль позволяет здраво смотреть на остальных людей, не свысока.

    Сложности, возникающие в жизни, проблемы в семье, на работе, со здоровьем, могут подпадать под эти категории, которые мы рассмотрели. Господь силен все исправить, устроить в нашей семье, Он и сегодня действует могущественно.

    Мы не вправе ожидать от нашей христианской жизни одних земных благословений, чудес, исцелений. Господь говорит ясно каждому из нас: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? А вера не предполагает видение только, она предполагает упование, твердость в обстоятельствах, когда все против тебя.

    В трудные времена хорошо молиться о трех важных вещах: прежде всего о том, чтобы Господь дал желание знать Его волю. Именно желание знать, каков мой путь. Когда я обрету внутри себя ясность и увижу, что самое лучшее для меня — воля Бога, тогда второй шаг: скажи мне, что Ты хочешь, чтобы я сделал, каков Твой план на мою жизнь? Господь говорит самыми разными способами, не обязательно прямо в уши, иногда даже через неверующего человека, через слово в проповеди, общение с братьями и сестрами. Но вы получите ясность, что это от Него. Тогда можно молиться о третьем — чтобы Господь дал желание исполнить Его волю.

    Было бы неправильно говорить, что на пути познания Божьей воли все обойдется без сложностей, но это прекрасно, благословенно, наполняет жизнь смыслом. Это тот фундамент, который позволяет радостно смотреть в будущее, доверять Богу и твердо знать, что непременно закончатся все скорби и невзгоды, что Он обязательно доведет начатое Им в нас до конца!