Главная / Статьи / Церковь / Духовный опыт в свете Писания
Духовный опыт в свете Писания
Духовный опыт в свете Писания

О движении "Новая апостольская реформация"

13.04.2018
1145

В 80-х годах прошлого столетия в протестантских общинах США зародилось межденоминационное движение, имеющее своей целью восстановление апостольского и пророческого служения в церкви по образцу апостольской Церкви I века. В кругах исследователей этого феномена движение получило название Новой Апостольской Реформации (New Apostolic Reformation), сокращенно – НАР. Движение было основано, в основном, усилиями профессора Фуллеровской богословской семинарии Чарльза Питера Вагнера, провозгласившего в 2001 году наступление «Второй Апостольской эры»[1].

НАР стремительно набирает обороты, вовлекая все новые церкви, и насчитывает несколько миллионов последователей во всем мире, преимущественно в пятидесятническо-харизматических церквях[2]. Особенно популярно это движение среди молодежи. Его влияние теперь отчетливо ощущается и в России: бестселлеры и онлайн проповеди главных идеологов движения, таких как Рик Джойнер, Майкл Бикл и Билл Джонсон, переводятся на русский язык, представители движения проводят в России регулярные конференции, получающие значительное представительство христианских служителей со всей страны.

Основные постулаты НАР подвергаются критике со стороны представителей консервативных протестантских течений на Западе, связанной, главным образом, с недостатком библейского основания. Данная статья не ставит своей целью подробное исследование учения НАР, мы остановимся на ключевом, на наш взгляд, моменте, который подчеркивает некоторые негативные тенденции, имеющие место в современной Церкви. В целом, проблему можно охарактеризовать как принижение значения Священного Писания и возвышение личного духовного опыта и внебиблейского откровения.

Одним из главных учителей движения НАР является пастор церкви «Бефел Чёрч» (Bethel Church) Билл Джонсон[3]. В своем бестселлере «Когда Небеса вторгаются на Землю», переведенном, в том числе, и на русский язык, Билл Джонсон, в частности, пишет:

«Иисус не сказал: «Овцы Мои будут знать Меня по Моей книге». Мы знаем Его по Его голосу. Вы спросите: «В чем разница?». А в том, что любой может знать Библию как книгу, даже дьявол знает ее и цитирует. Но только те люди, чьи жизни зависят от личности Святого Духа, будут раз за разом распознавать Его голос. Я не имею в виду, что Библия маловажна. Наоборот, Библия могущественна. Это Слово Божье, а Его голос будет всегда подкреплен Писанием. Его голос оживляет написанные слова»[4].

В проповеди под названием «Дружба с Богом» Билл Джонсон говорит:

«Трудно сегодня ожидать такого же плода, который был в ранней Церкви, если мы в большей степени ценим книгу, которой у них не было, чем Духа, Который у них был. Троица – это не Отец, Сын и Святая Библия. Это (беря в руки Библию) – Слово Божье, но вам нужно понимать вот что: вы приступаете к этой книге с таким отношением, что именно Дух Божий делает ее живой»[5] (перевод автора).

Такие высказывания, на наш взгляд, создают ложное противопоставление Святого Духа Священному Писанию. Библия написана святыми Божьими людьми, движимыми Святым Духом (2 Пет. 1:21). Мы не видим в Библии никакого противопоставления между словами, сказанными Иисусом, и словами, записанными в Библии. Напротив, Иисус сам пользуется стихами из Моисеева Пятикнижия, когда противостоит искушению от дьявола в пустыне (Мф. 4). Иисус сам является воплощенным Словом Божьим (Ин. 1:14), поэтому невозможно в большей степени ценить Святого Духа по отношению к Священному Писанию и наоборот. Для нас в равной степени важно и то, и другое.

С другой стороны, такая постановка вопроса открывает дверь для определенного рода злоупотреблений, а именно появления различных внебиблейских «откровений», которые возвышаются до уровня Библии, так как, якобы, исходят от Святого Духа и транслируются современными «пророками». В настоящее время и печатные, и электронные христианские издания переполнены различными «пророчествами», как для конкретных ситуаций и групп, так и на очередной календарный год и даже день. Представители НАР считают эти «пророчества» проявлением водительства Святого Духа для современной Церкви, а Писание недостаточным для эффективного служения этому миру. При этом невозможность подтвердить истинность пророчества с помощью Священного Писания не смущает современных «пророков», так как в их среде нередко можно услышать фразы, наподобие: «Нельзя поместить Бога в коробку» или «Бог любит раскрашивать за пределами линий».

Такая позиция перечеркивает одно из главных достижений протестантской Реформации – в провозглашении и применении принципа «Sola Scriptura» («Только Писание»), так как создает своего рода «Священное Предание» – внебиблейское учение, которое ставится в один ряд с Библией.

Еще одной опасной тенденцией, которая вытекает из предыдущей и активно пропагандируется движением НАР, является опора на опыт или эмоционально-чувственное восприятие. Этот принцип можно выразить словами: «Если что-то заставляет меня чувствовать себя хорошо, дает мне положительные эмоции – значит это «что-то» исходит от Бога».

Речь идет о многочисленных так называемых «проявлениях Святого Духа», которые выражаются в падении людей на пол во время поклонения или молитвы («заклание в Духе») и нередко сопровождаются странными телодвижениями, напоминающими конвульсии, неконтролируемом хохоте («святом смехе»), изданию неопределенных звуков, напоминающих звериные, и т.д. Сюда же можно отнести проявление «чудес» во время богослужений – например, появление в воздухе «золотой» пыли, «ангельских» перьев, общении с «Ангелами» и пр.[6]

Личный опыт общения с людьми, активно участвующими в таких собраниях, показывает, что такие переживания никоим образом не приводят людей к более глубокому осознанию их греховности, освящению, большему посвящению Богу, обновлению ума и, в целом, духовному росту.

С другой стороны, можно сказать, что формируется определенная зависимость от чувственно-эмоциональных переживаний, побуждающая искать их снова и снова все в большей и большей степени. Стоит ли говорить о том, что опора на чувства и эмоции в восприятии духовного опыта подвергает христианина большой опасности, так как перечисленные выше проявления характерны, в том числе, для восточных мистических учений. Мы знаем, что сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11:14), и греховное переживание может давать ощущение чувственного наслаждения. Только опора на Божье Слово позволяет отличить то, что приходит от Святого Духа, от того, что приходит от духа иного. Как написано в 1 Ин. 4:1[7]:

«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире».

Можно согласиться в приведенных выше цитатах Билла Джонсона с тем, что чтение Библии как обычной книги не может изменить человека. Очевидно, что во время искушения в пустыне дьявол пытался манипулировать Священным Писанием для того, чтобы ввести в заблуждение Иисуса Христа – тактика, которую дьявол использует и сегодня в отношении верующих.

Понятно также, что Библия не дает прямых ответов на все вопросы, с которыми сталкивается современный христианин, это так называемые «серые зоны». Например, Библия прямо не запрещает курение и употребление алкоголя, мало, что говорится о развлечениях. Вы не найдете там четких указаний на то, куда пойти учиться, какую работу выбрать, с кем строить романтические отношения и т.д. Отчасти поэтому «пророчества» приобретают такую популярность – они избавляют от необходимости принимать трудные решения.

В Первом послании Иоанна 5:19,20 написано:

«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная».

Иисус дал нам разум для того, чтобы мы могли познавать Бога. Вопреки утверждениям представителей НАР о том, что нам нужно отключать разум и довериться переживаниям[8], «течь в Духе», разум абсолютно необходим христианину для принятия верных решений. Очевидно, что обновление ума – это процесс, требующий ежедневного подчинения нашего ума уму Христа. Через молитву и изучение Божьего Слова мы познаем Христа, Его характер, Его образ мышления и подчиняемся Ему, делая выбор поступать так, как Он поступал.

Несмотря на то, что Библия не дает нам подробных указаний на каждый день и каждую ситуацию, Священное Писание все же содержит определенные принципы, которыми мы можем руководствоваться при принятии решений в трудных ситуациях. В качестве иллюстрации ниже я хотел бы остановиться на некоторых из них.

Один из основных библейских принципов, определяющих жизнь христианина, содержится в нескольких местах Писания. Его квинтэссенцию мы можем найти в Рим. 13:8-10:

«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».

Здесь Апостол Павел говорит, что заповеди, касающиеся отношения к людям, содержатся в одной фразе: возлюби ближнего твоего, как самого себя, потому что любовь не делает ближнему зла. Иными словами, имея в себе любовь к человеку, ты не станешь его обманывать, красть у него или другим каким-то образом наносить вред ему или его близким. Действие принципа Павел демонстрирует, в частности, в обращении к Коринфянам, когда рассуждает о возникшем судебном конфликте, предлагая «обиженной» стороне уступить и лучше понести урон, нежели обидеть и отнять у брата (1 Кор. 6:7).

Другой важный, на мой взгляд, принцип содержится во 2 Тим. 1:6-7:

«По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия».

Словарь Брокгауза определяет целомудрие как «цельность характера и чистоту движущих мотивов, искренность помыслов и чувств, а в более узком смысле – основанное на этом ограничение плотских влечений, прежде всего в половой жизни». В английском переводе Библии короля Иакова целомудрие переведено как «sound mind» или «ясный ум», «здравомыслие». В Гал. 5:22 одним из плодов духа является воздержание, которое тот же словарь Брокгауза определяет как «присущее целомудрию самообладание». Речь идет о схожих понятиях, характеризующих человека, который умеет владеть собой, имеет ясный ум и суждения, не поддается плотским чувственным искушениям, но хранит себя в чистоте. В этом контексте можно говорить о стремлении христианина иметь цельный характер.

Необходимость иметь ясный, цельный ум позволяет однозначно решить вопрос об употреблении, например, спиртных напитков, этот ум затуманивающих, и наносит серьезный удар по «проявлениям Духа», описанным выше. Человек, катающийся по полу в конвульсиях, истерично смеющийся или издающий нечленораздельные звуки, никак не ассоциируется с человеком, владеющим собой. Кроме того, процитированные стихи побуждают нас к честности в отношениях с людьми, к ответственному отношению в делах, чтобы быть людьми, на которых можно положиться.

Возможно, христиане сегодня теряют интерес к изучению Библии именно по причине того, что видят букву и упускают дух Писания – суть написанного. Довольно распространенной ошибкой является также «выхватывание» стихов из контекста ради обоснования какой-то идеи, которая кажется нам хорошей. Подробное рассмотрение данной проблемы заслуживает отдельной статьи.

Подытожить сказанное можно обратившись к Первому посланию к Тимофею 4:16:

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».

Мы не можем искать в Библии оправдания своим поступкам или обоснование для наших идей. Необходимо позволить Писанию говорить к нам, чтобы мы, как в зеркале, могли увидеть, в чем наши жизни не соответствуют Божьему стандарту. Сегодня, когда Божье Слово подвергается многочисленным нападкам, нам, как никогда, нужно стремиться познать Его глубину и позволить Ему сделать нас такими людьми, какими нас хочет видеть Бог.

 

[1] R. Douglas Geivett, Holly Pivec “A New Apostolic Reformation? A Biblical Response to a Worldwide Movement,” Weaver Book Company, 2014. Kindle Edition. Ch. 1.

[2] Там же, Ch. 2.

[3] Costi W. Hinn, Anthony G. Wood “Defining Deception: Freeing Church from the Mystical-Miracle Movement,” Southern California Seminary Press, El Cajon, Californina, 2018. Kindle Edition. Ch. 5.

[4] Bill Johnson, When Heaven Invades Earth, Destiny Image, 2003, p. 84 (Пер. с англ. — СПб.: МРО ХВЕП «Христианская Миссия», 2011).

[5] Bill Johnson, Friendship with God, [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=P4RZ_ctiwlE&t=209s

[6] Costi W. Hinn, Anthony G. Wood “Defining Deception: Freeing Church from the Mystical-Miracle Movement,” Southern California Seminary Press, El Cajon, Californina, 2018. Kindle Edition. Ch. 1

[7] Здесь и далее цитаты из Библии даются в Синодальном переводе, если не указано иное.

[8] Об этом говорит, в частности, Крис Валлоттон – один из пасторов церкви «Бефел Чёрч» и известный в кругах НАР «пророк». См. Defining Deception [Электронный ресурс]. URL: https://definingdeception.com/2014/07/14/the-theological-errors-of-bethel-church-and-jesus-culture/ [Дата обращения: 19.03.2018]

"Мирт" в Телеграм - https://t.me/gazetaMirt​

Тэги:   Писание   жизнь церкви   мысли   
Читать по теме