Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Евхаристическое гостеприимство / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / Евхаристическое гостеприимство
Евхаристическое гостеприимство
Евхаристическое гостеприимство
27.06.2018
1990

«Если человек легко соглашается с разделениями, даже радуется им, если ему безразличны очевидные заблуждения других людей, – ведь он за это не в ответе! – такого человека можно считать достойным членом своей деноминации. Он может быть верным католиком, реформатом, православным или баптистом, – вот только верным христианином ему себя считать не стоит» (Карл Барт, «Церковная догматика», IV)

 

Что это и зачем?

Возможно словосочетание, вынесенное в заголовок статьи, приводит вас в недоумение. Между тем под евхаристическим гостеприимством подразумевается предоставление церковной общиной возможности участия в Вечере Господней членам иных конфессий. По отдельности эти слова для большинства христиан ассоциируются с Божьими заповедями и добродетелями, а представленные вместе – гарантированно вызывают большое разномыслие.

В качестве синонима для евхаристического гостеприимства иногда используют термин «интеркоммунион», что в переводе с английского означает «тесное общение», «взаимодействие». Вопрос межконфессиональных отношений для наших дней является чрезвычайно актуальным, притом вне зависимости, как вы на него отвечаете. Вершиной же этих отношений принято считать евхаристическое общение – совместное причастие.

Особую остроту затронутая тема приобретает в ситуациях смешанных браков, когда пресловутые церковные перегородки проходят между супругами или другими родственниками. Кто знает каково это – быть объединенными в любви к Иисусу и друг ко другу, и при этом не иметь возможности причаститься вместе? Это знают люди, состоящие в таких родственных отношениях, и отчасти их пасторы. В моей поместной церкви есть такие семьи, лично у меня есть такие родственники.

Игнорирование или замалчивание – слишком плохие и слишком распространенные помощники в разрешении проблематичных вопросов. Альтернативный путь – серьезное исследование, диалог и принятие осмысленных решений. Начать такое исследование можно с вопроса: хлеб и вино на причастии – это знаки единства или раздора? В христианской истории было и то, и другое. А каков был первоначальный замысел?

 

Христос и первые христиане

Конечно, у нас нет и не может быть прямых библейских указаний по поводу евхаристического гостеприимства. Конфессиональный характер церковь приобрела лишь в период Нового времени. И, тем не менее, какие универсальные принципы причастия мы можем извлечь из Нового Завета, учения и практики ранней церкви?

Во-первых, Новый Завет со всей очевидностью представляет нам Вечерю Господню как таинство единства. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:16-17). Единство церкви возможно лишь в той мере, в которой она едина со Христом, «ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).

Весь контекст разговора о Вечере Господней для апостола Павла в I Послании к Коринфянам вопиет о необходимости преодоления разделений, имеющихся в общине. Литургические тексты традиционных церквей также сохранили эту чрезвычайно важную идею.

Анафора или евхаристическая молитва католической мессы содержит следующие слова: «Все мы, участвующие в принятии тела и крови Христа, можем вместе быть приведенными к единству Святым Духом».

В свою очередь анафора литургии Василия Великого гласит: «Устрани раздоры церквей… Всех нас прими в Царство Твое, показав нас, как сынов света и сынов дня; Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи, Боже наш, ибо все Ты дал нам».

Во-вторых, евхаристия представляет собой предвкушение будущего и полного единства церкви в Царстве Небесном, а не закрепление ее современной разделенности. Господь сказал: «Не буду пить впредь от этого плода лозы виноградной до дня того, когда буду пить его новым вместе с вами в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29).

В книге «Учение двенадцати апостолов», также известной под названием «Дидахе», сказано: «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концов земли да соберется в Царствие Твое... Помяни, Господи, Церковь Твою, да избавишь ее от всякого зла и усовершишь ее в любви Твоей, и от четырех ветров собери ее, освященную в Царство Твое, которое Ты уготовал ей, потому что Твоя есть сила и слава во веки» (Дидахе 9:4; 10:5). Данный документ датируется концом I века или началом II и представляет собой первый христианский катехизис.

В-третьих, в ранней церкви главным условием для допуска к причастию было крещение. Павел говорит: «Так как хлеб – один, то мы многие – одно тело» (1 Кор. 10:17, Кас). И еще: «Все мы одним Духом крестились в одно тело…» (1 Кор. 12:13; ср. 10:21). То есть именно крещение является вхождением в церковь. И только членам церкви принадлежит причастие. В Дидахе об этом сказано весьма категорично: «И от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещеных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам» (9:5).

В-четвертых, вопрос о том, кому принадлежат полномочия совершения причастия, в Новом Завете не оговаривается никак. Первое упоминание о сугубой чести епископа в этом отношении относится уже к поколению учеников апостольских. На стыке I и II веков Игнатий Антиохийский пишет: «Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это» (Послание Смирнянам 8:3-4).

В-пятых, в новозаветные времена разрыв в духовном общении происходил в чрезвычайных обстоятельствах. В частности, в случаях, если еретики возвещали «иного Иисуса», отрицали Его воплощение, отрекались от Бога своими делами и т.п. Возникает вопрос: стоит ли сегодня аналогичное отношение распространять на конфессии, стоящие на фундаменте общехристианских символов веры?

В-шестых, новозаветное учение о причастии и его последующее развитие в церкви содержит в себе единство в многообразии. Джеймс Данн отмечает: «Прежде всего бросается в глаза тот факт, что таинства поздних церквей не находят ни малейшей параллели в жизни Иисуса. Иисус никогда не крестил (по крайней мере, большую часть Своего служения), а Его общие трапезы – диаметральная противоположность ограниченному или “закрытому коммуниону”... Вечеря Господня, какой мы ее знаем, – результат довольно длительного процесса» («Единство и многообразие в Новом Завете», М., 2009. С. 191).

Изначально особый акцент в хлебопреломлении делался на Втором Пришествии Христа. Со временем церковь из ожидающей все больше превращалась в церковь вспоминающую. Различия в деталях были заложены еще в текстах Нового Завета, но тема единства в главном, как мы уже отмечали, превалировала.

Итак, при всем многообразии евхаристических традиций можно и нужно смело подчеркивать общий фундамент в понимании причастия всеми христианами. Назовем основные элементы этого фундамента:

           - Мы призываем, восхваляем и благодарим Триединого Бога;

           - Мы вспоминаем смерть и воскресение Иисуса Христа;

           - Хлеб и вино становятся знаками тела и крови Христа, Его жертвы на кресте;

           - Воспоминание Тайной вечери Иисуса с Его учениками и Его трапез с презираемыми обществом людьми;

           - Иисус дарит нам прощение грехов и вводит в общение с Ним;

          -  Посредством взаимного прощения и раздаяния развивается общение людей между собой;

          - Мы предвкушаем обещанную трапезу в Царстве Божьем и новый Божий мир;

           - Мы становимся свидетелями примирения между Творцом и творением, посланными в мир.

 

Современная практика

На сегодняшний день в церквях наблюдается четыре уровня допуска к хлебопреломлению. Первый называется «закрытым причастием», участие в котором могут принимать только члены поместной церкви или верующие той же деноминации. «Ограниченное причастие» подразумевает участие истинных верующих, являющихся членами истинных церквей. В случае «открытого причастия» допускаются все крещеные; «профанным причастием» мы назовем допуск для всех желающих. Как известно, «профанация» в переводе с латыни означает «осквернение святыни».

Вкратце рассмотрим, какие уровни допуска к причастию наблюдаются в основных ветвях современного христианства. Православные придерживаются «закрытого причастия». Евхаристическое общение для них невозможно, пока не будет достигнуто церковное единство, которое означает, прежде всего, единство в вере и признание наличия апостольского преемства. Кроме того, в православном богословии мы видим отождествление вселенской церкви с православной, то есть яркие претензии на исключительность.

Не стоит питать иллюзий относительно монолитности Восточного христианства. Мир православия разделен на массу автокефалий и пережил большое количество расколов. Например, Киевский патриархат на текущий момент Вселенским православием не признан, и соответственно находится вне евхаристического общения с ним. В 1969 году Московский патриархат вводил некоторое послабление относительно евхаристического гостеприимства по отношению к католикам, но в 1986 году снова от него отказался.

Католическая церковь претерпела огромные изменения после II Ватиканского собора (1962-1965). С тех пор они перешли к практике «ограниченного причастия», при условии, что учение «гостей» о таинствах не противоречит католическому, а также если есть разрешение местного епископа. Этих двух условий может быть недостаточно, поскольку важно еще и наличие исключительных обстоятельств, например, случаи угрозы для жизни, преследования, тюремного заключения, а также если члены других церквей испытывают духовную потребность в причащении, но не имеют возможности обратиться к своей церковной общине.

Христиане-некатолики могут приступать к причастию во время таинства брака, совершаемого в католической церкви. Теме смешанных браков в католической богословской литературе отводится огромное значение. Опыт таких семейных союзов рассматривается в качестве ценных практических каналов межконфессиональных отношений. Конечно, максимальную открытость католики демонстрируют к православным церквям в виду идентичного учения о таинствах и об апостольском преемстве.

Вполне предсказуемо максимально пеструю картину мы находим у протестантов. В плане уровней допуска здесь имеется весь спектр: от «закрытого причастия» до «профанного». В частности, на сегодняшний день «открытое причастие» практикуют Методистская церковь (с 1954 г.), Евангелическо-лютеранская церковь Германии (с 1975 г.), а в рамках взаимного соглашения европейские и южно-американские лютеране, богемские братья, методисты, реформаты, объединенные евангелики и вальденсы (с 1973 г.). Переговоры ведутся и с другими деноминациями.

Образец общинного устава Союза свободных евангелических общин Германии содержит следующие слова: «Община регулярно совершает со своими членами трапезу Господню. Другие христиане могут принимать в ней участие в качестве гостей; община объявляет о том, при каких условиях это возможно. Все участники должны жить в упорядоченном отношении к Богу и своим ближним».

У российских протестантов в этом отношении в целом дела, как и везде: более консервативные церкви ведут закрытую внешнюю политику, более свободные – по-разному определяют границы и принципы открытой политики для выполнения своей миссии через влияние на общество и межконфессиональные отношения.

А что у русских баптистов, в число которых входит и автор данной статьи? Малочисленные и немногословные слова на эту тему в наших документах на первый взгляд свидетельствуют в пользу «закрытого причастия». На вопрос: Где следует принимать хлебопреломление? – Катехизис РС ЕХБ отвечает: «Как правило, в своей поместной церкви. В исключительных случаях можно участвовать в Вечере в другой церкви евангельских христиан-баптистов».

На практике вариантов нередко больше. Многие поместные церкви развивают максимально дружественные отношения с конфессиями, вероучение которых идентично баптистскому. Совместное причастие с представителями различных церковных объединений евангельских христиан или, например, с меннонитами, как правило, воспринимается как норма и даже не обсуждается. Поэтому, судя по всему, можно констатировать, что русские баптисты преимущественно стоят на позиции «ограниченного причастия».

В брошюре «Баптисты отвечают» (СПб., 2008. С. 11-12) небольшое внимание уделено разъяснению, почему совместное причащение баптистов и православных «выглядело бы очень странно».

Читаем: «Баптисты не могут признать детское крещение, которым крещено подавляющее большинство православных, истинным, так как по Библии крещение должно быть осознанным. Причем не просто осознанным, но быть выражением искреннего покаяния… Таким критериям не соответствуют и многие крещеные в православной церкви в сознательном возрасте. Таким образом, для баптистов подавляющее число православных не может быть признано крещенными в библейском смысле, а значит, нет необходимой для причащения полноты духовного единства».

Обратите внимание, что авторы не дерзнули категорично отказать всем православным поголовно в искреннем покаянии и осознанном крещении. Такие осторожные вставки, как «подавляющее большинство», «многие», «подавляющее число», сделанные почти в каждом предложении, говорят о том, что авторы допускают варианты. Кроме того, мы видим здесь серьезное отношение к святыне, которую необходимо ограждать от всякого профанирования.

Сэмюэль Уолдрон очень верно поместил вопрос евхаристического гостеприимства в зависимость от теологического понимания вселенской сущности церкви:

«Если отрицается, что только какая-то определенная церковь или деноминация является истинной церковью (деноминацией), в которую входят истинные христиане, тогда закрытое причастие отвергает тех, кто в глазах Христа достоин участвовать. Истина требует “ограниченного причастия”» («Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года», СПб., 2000. С. 430).

Хорошо, – скажете вы, – всего так много, но как лично мне или моей общине в нашем частном случае определиться с практикой евхаристического гостеприимства?

Осмысленный и ответственный ответ на этот вопрос будет находиться где-то между вероучением вашей конфессии и принципом независимости поместной общины. Если же нет ни принципов, ни тяги к осмысленным решениям, все гораздо проще. Но вы же зачем-то дочитали статью до конца.

 

https://mchernyavsky.ru

Тэги:   Писание   жизнь церкви   
Еще читать