Главная / Статьи / Рецензии / Жизнь с Тем, Кто рядом
Жизнь с Тем, Кто рядом
Жизнь с Тем, Кто рядом
10.03.2015
1820

В настоящем издании собраны две работы одного из самых известных христианских авторов Генри Нувена «Жизнь возлюбленного. Духовная жизнь в секулярном мире» и «Дорога в Эммаус. Размышления о евхаристической жизни».

Безусловно, следует отметить заслугу издательства Библейско-богословского института св. Апостола Андрея, переводчиков и редакторов, сделавших возможным для российского читателя познакомиться с произведениями Генри Нувена, которые отличаются искренностью, духовной проницательностью и огромной доброжелательностью.

Что объединяет эти две книги? Глубоко личностный характер, который присущ всем произведениям этого незаурядного автора. Он не стремится придать «лоск» своим размышлениям, не пытается изложить беспристрастно какую-либо богословскую или этическую проблему, не ставит цель высказать какие-то оригинальные идей или продемонстрировать нетривиальность отношения к догматам. Это, прежде всего, разговор от сердца к сердцу.

Книга «Жизнь возлюбленного. Духовная жизнь в секулярном мире» - это книга-приглашение. Приглашение к дружескому, искреннему и доброжелательному разговору.

Христианин стремится разделить с неверующими радость жизни в Духе. Понимая, в каком тяжелом положении находятся сейчас люди, несмотря на их возможное материальное благополучие или высокий социальный статус, он видит, как одиноки и изранены их души, как секулярный мир жестоко, настойчиво и бездушно давит саму суть человеческой индивидуальности, человеческой сущности.

Главная проблема, которая стояла перед автором, сложность, которую он сам осознавал и честно признавался, как ее ему очень трудно преодолеть, – найти такие слова, которые были бы близки и понятны людям, не имеющим, как он, опыта христианской жизни, не разделявшим с ним радости общения с любящим Богом, в жизни которых духовность – лишь малопонятное слово.

Смог ли автор достичь цели? Сам автор совсем в этом не уверен, более того, он считает, что цель в том виде, в каком он ставил ее перед собой, им все же не достигнута. Как он сам говорит: в своих попытках донести до неверующих читателей радостную весть христианства он был подобен «человеку, который настолько восхищен искусством мореходства, что забывает: его слушатели никогда не видели озер или моря, не говоря уже о кораблях!»

В чем суть жизни в Духе, как видит ее Генри Нувен? Это жизнь в любви Бога, Который, назвав возлюбленным Сына Своего единородного Иисуса Христа, дарует Свою любовь и людям, вступившим на путь поиска полноты истины. Это непростой, болезненный путь, но, только вступив на него, можно обрести долгожданное сокровище жизни, которое пересилит смерть.

Автор в своей книге намечает четыре этапа этого пути и обозначает их словами, непосредственно относящимися к совместной трапезе, которой он придает глубокое символическое значение. Эти слова: «взят», «благословен», «преломлен», «отдан».

Раскрытию смысла этих четырех простых слов, применительно к христианскому восприятию жизни и смерти, посвящена основная часть книги.

Помимо этих слов, у Нувена мы встречаем также такие слова, как «истина», «избранный», «благодарность», «благословение», «молитва», «присутствие», «радость», «мир». Читая главы, объединенные в часть книги под названием «Стать Возлюбленным. Воплощение истины», начинаешь понимать, что слова эти имеют не теоретическое значение в смысле богословских терминов или этических понятий, а воплощают в себе практическую сторону жизни Возлюбленного. Эти слова звучат как вызов секулярному миру, который стремится уничтожить человека, атаковав, прежде всего, его религиозные, христианские представления и устремления.

Это имеет огромное значение не только для осознания человеком смысла своей жизни, но и для готовности с полным понятием такого смысла встретить и свою смерть. Почему мы не любим говорить и думать о смерти? Кто этому мешает? Может ли смерть быть хорошей? Можем ли мы отвечать за то, как умрем? Это не самые удобные вопросы и на них сложно отвечать честно и прямо, поскольку эти ответы могут вызвать непонимание и отрицание. И все же Генри Нувен рискует отвечать на них.

Эти вопросы стоят наряду с другими не менее важными, откровенно ответив на которые человек может понять, что у него есть надежная защита от обид, гнева, депрессии, безнадежности.

Важно отметить, что, даже говоря о каких-то практических вещах, Генри Нувен не прибегает к менторскому тону. Он обращается к своему опыту не для того, чтобы свысока поучать людей, не прошедших того пути, который прошел он.

Каждый человек проходит свой путь, этот путь уникален, но он позволяет все же делать некоторые обобщения, которые могли бы стать помощью, утешением и ободрением для других. На этом пути много сложностей, миновать которые не довелось и самому автору.

Путь этот лежит в этом мире, и человеку, для того чтобы обрести подлинные христианские ценности, ну нужно выходить из общества, покидать привычный круг общения, разрывать социальные связи и отказываться от устремлений к каким-то благам, составляющим простые радости земной жизни. Суть в том, что избранный, благословенный, надломленный и отданный в духовной жизни человек получает полноту радости, которая, хотя и возможна без земных благ, но не исключает их. И эта полнота радости заключается в постоянном подтверждении того, что ты возлюблен Богом.

Этот путь – путь христианской жизни, путь жизни в Духе, который «дышит, где хочет». Об этом пути в своем личном и прямом разговоре и повествует Генри Нувен, потому что и он тоже остается в поиске, и, думаю, что был в этом поиске до конца своих дней. Этим путем он и хочет заинтересовать своего читателя, к которому обращены его слова: «Если тебе интересно, надеюсь, ты отправишься в путь», приглашая тем самым присоединиться к поискам.

Вторая часть издания «Дорога в Эммаус. Размышления о евхаристической жизни» построена на основе евангельского повествования о встрече и беседе Иисуса Христа с двумя учениками, когда они шли из Иерусалима в Эммаус.

Книга не является трудом, посвященным экзегетическому исследованию текста, в нем вы не найдете рассмотрения исторического и литературного контекста, критики источников и форм. Не в этом цель автора.

Цель книги, как ее обозначил сам Генри Нувен, заключается в откровенном разговоре о важной составляющей христианской жизни, которая соединяет догматику с повседневным опытом, – евхаристии, причастии.

Что нужно понимать, чтобы евхаристия не превратилась просто в регулярный ритуал, а стала реальной силой, превращающей жизнь человека, христианина в жизнь евхаристическую, то есть жизнь благодарения? «То, что нам открывается, когда мы участвуем в евхаристии, и то, к чему мы призваны в нашей жизни, – это по сути своей одно и то же».

Суть евхаристии раскрывается автором в исследовании пяти основных этапов ее переживания, которым посвящены отдельные главы книги.

Все начинается с описания двух печальных людей, раздавленных потерей, которая сделала их беззащитными перед горем. Они возвращаются домой из Иерусалима, где погибли их надежды, чтобы продолжить жить так, как будто в их жизни этих надежд и не было.

Ключевое слово, характеризующее их состояние, – потеря. Генри Нувен призывает посмотреть на потери через призму евхаристии, ибо тогда и смысл потери оказывается не таким, каким он видится в безблагодарной перспективе.

Все меняет неожиданная встреча с Незнакомцем. Этот Незнакомец стал тем удивительным попутчиком, благодаря Которому они вновь обрели исцеляющий, достойный благодарения дар надежды. Само Его присутствие, Его участие в разговоре изменили этих людей.

Размышления Генри Нувена позволяют посмотреть на разговор учеников с пока неузнанным ими Иисусом под не совсем обычным углом зрения. Этот разговор был призван сделать явным присутствие Христа через Его Слово. И это не просто богословское размышление, это практика жизни в присутствии Слова Божьего, которой так не хватает современному христианству, сдающему позицию за позицией перед наступающим секулярным миром. «Слово Божье – это не такое слово, которое нужно будет применить в нашей жизни когда-нибудь в будущем. Это слово, исцеляющее нас в момент и в процессе слышания здесь и сейчас».

Автор призывает нас вместе с ним ответить на целый ряд актуальных вопросов христианской жизни, и поиски этого ответа невозможены без этого реального присутствия, причастности, благодарности. Это также неотъемлемая часть евхаристической жизни.

Путешествие двух путников приобретает новый смысл, и вместе с автором мы переходим к следующему этапу понимания евхаристии, к приглашению странника в дом, выраженному кратким, но многогранно значимым словом «верую». Это один из самых главных моментов евхаристии, который меняет все. И здесь также Генри Нувен предлагает вопросы практического значения, на которые также можно ответить лишь с христианской, евхаристической перспективы.

Так, шаг за шагом, автор ведет читателя по пути размышлений, позволяющих сделать ряд важных выводов. В евхаристии Иисус отдает все и это придает совершенно исключительный смысл взаимоотношений с тем, кто встретил, услышал и пригласил Его в свою жизнь.

Это изменяет и отношения человека с людьми, которые его окружают и делают его членом общины. Это изменение отношения к евхаристии, понимание, что совершение евхаристии не конец, а начало пути, на который человек выходит после встречи с Незнакомцем, в котором он узнал Иисуса. Именно поэтому евхаристия – это миссия, это не ритуал, а жизнь, проживаемая в благодарности.

В завершение хочется отметить, что эта книга, несмотря на личный характер и эмоционально насыщенный тон, является, безусловно, богословской. В ней богословие евхаристии, богословие общения пропускается через призму современных этических и нравственных проблем, показывая, что христианское богословие, одной из вершин которого является учение о евхаристии, является актуальным ответом на вызовы современного секулярного общества, бросаемые как Церкви в целом, так и каждому христианину в отдельности.

Эта книга поможет тем, кто ищет понимания, как сохранить душу в бездуховном пространстве, осознать и практически ощутить, что он не одинок в своем пути, что с ним в его жизни идет, присутствует и участвует Тот, Кто шел с Авраамом, Исааком, Иаковом, Исаией, Иеремией, Давидом, Соломоном, Петром, Павлом.

Что же еще нужно? Благодарность. Евхаристия. Об этом и повествует книга.

 

 

 

Генри Нувен "Духовная жизнь в секулярном мире", М.: Издательство ББИ, 2014

 

Читать по теме