Главная / Статьи / Рецензии / Проповеди Бонхёффера
Проповеди Бонхёффера
Проповеди Бонхёффера
08.06.2015
3766

9 апреля 1945 года был казнен лютеранский богослов, пастор, антифашист, участник заговора против Гитлера Дитрих Бонхёффер. Последние месяцы жизни он провел в концлагере, сохраняя мужество и ободряя соузников.

«Через полуоткрытую дверь помещения барачной постройки... я видел пастора Бонхёффера, опустившегося на колени в сокровенной молитве пред Господом Богом. Самоотверженный и проникновенный характер молитвы этого очень симпатичного человека сильно потряс меня. И на месте самой казни, произнеся краткую молитву, он мужественно взошел по лестнице к виселице... За всю мою почти 50-летнюю врачебную деятельность я не видел человека, умиравшего в большей преданности Богу», - писал врач концлагеря.

В издательстве Библейско-богословского института святого апостола Андрея вышел двухтомник проповедей Дитриха Бонхёффера. Это очень важное событие, потому что теперь российский читатель может не только узнать о личности Дитриха Бонхёффера, но и читать его самого. А ему, как мне представляется, есть, что сказать нам сегодня.

Вся жизнь Бонхёффера - это «мартирион», мученичество и свидетельство. Его жизнь - это также и проповедь с церковной кафедры, в семинарской общине и в тюрьме.

Лютеранская традиция учит, что проповедь состоит из Закона и Евангелия. Закон обличает нас в нашей тьме, ограниченности и греховности, делая очевидными Божью святость и нашу нужду в спасении. Евангелие - это Слово о примирении с Богом, Слово любви и принятия, сила для преображения и трансформации, «метанойи». 

Для того чтобы произошло изменение, необходимо вызреть жажде и полноте осознания ее необходимости. Поэтому Закон невозможен без Евангелия и наоборот.

Бонхёффер стал живой проповедью, состоящей как из Закона, так и из Евангелия. Он ясно и бесстрашно указал своей Церкви на угрозы, стоящие перед ней:

«Церкви угрожают очень мощные силы. И мы снова начинаем понимать: противостоять этому может только молитва… Нам уже не позволительно оглядываться назад, кроме как на Крест Христов…»

Церковь должна быть Церковью Иисуса Христа, существовать для других, не покоряться, сопротивляться, исповедовать Спасителя перед безбожным обществом, не быть распределителем дешевой милости, но указывать на истинное сокровище выстраданной Христом и не заслуженной нами милости Божьей. «Однажды и наши противники увидят, что Церковь - дело рук Божьих», - проповедует Бонхёффер. 

«Дешевая милость – это милость, не требующая от нас перемен. Она проповедует прощение без раскаяния, крещение вне опеки общины, причащение без исповедания грехов, отпущение грехов без исповеди. Дешевая милость – это милость без следования Спасителю, благодать без креста, благодать без живого воплощенного Иисуса Христа…

Дорогая милость есть Благая весть, которую нужно искать вновь и вновь, дар, о котором нужно попросить, дверь, в которую надо стучаться».

Бонхёффер очень жестко ставит перед собой вопрос, что такое быть христианином, что значит быть последователем Иисуса в окружении идеологии фашизма, тоталитарного государства.

Христианин не может уже быть прежним. Он должен проснуться, ожить, повзрослеть, а Церковь прекратить спать и безмолвствовать. Она не может держаться за свои интересы. Да у нее и не может быть собственных интересов, она должна действовать в интересах грешника ради Христа. Она не может быть ни церковью Лютера, ни церковью немецкого народа. Она принадлежит Христу:

«Церковь, боровшаяся только за свое самосохранение (как будто она и есть самоцель), не в состоянии быть носительницей исцеляющего и спасительного слова для людей и мира».

Христианская вера не равнозначна христианской религии или мировоззрению. Проповедь - не благочестивый шаблон. Она должна быть «безрелигиозной», доступной, понятной. Не должна быть пропагандой мифа об идеальном человеке, живущем в некоем параллельном духовном мире. Но должна быть воспринята людьми, живущими в этом мире. Христианская проповедь должна быть проповедью Христа, Словом Бога. Она вновь и вновь призывает человека не к самосовершенствованию, а к преображению; не к уходу из мира, а возвращению в него. 

В одной из своих проповедей в семинарии Финкенвальде Бонхёффер говорил: «Даже если бы в мире были тысячи религий, взглядов и мировоззрений и даже если бы существовало прекраснейшее мировоззрение, пробуждающее и успокаивающее сердца людей, оно все равно разбилось бы о смерть… Даже если кажется, что дано много путей, лишь один подходит для всех людей на этой земле - Евангелие. И его язык так прост, что каждый должен его понять». 

Бонхёффер писал также: «Христианином человек становится не в религиозном обряде, а участвуя в страданиях Бога в мирской жизни. В этом заключается метанойя. Не думать прежде всего о собственных бедах, проблемах, грехах, страхах, но дать увлечь себя на путь Иисуса Христа…»

Вера для Бонхёффера - это всецелая принадлежность Иисусу Христу и никому иному. А христианская жизнь - это жизнь во свете милости Божьей, жизнь, не имеющая предела, даже предела смерти.

 «Светись!» - это приказывает Тот, Кто только и может сделать так, чтобы внутри нас был свет… Он означает не то, что добро в нас побеждает зло и что мы, наконец, получаем удовлетворение от этой победы, а то, что в тебе восходит Христос, что Он живет в тебе, что Он входит от хлева и от яслей - то есть, что совершенно сокровенно, в невероятной слабости в нас разгорается свет благодаря прощению и освящению, свет разгорается во всех нас, принадлежащих Ему, во всей общине. Будь светом, светись не своей победной силой, но проповедуй Христа словом и делом, ибо Он пришел к Тебе».

Читать по теме