Главная / Статьи / Рецензии / Характер как «великое упущение» современного христианства
Характер как «великое упущение» современного христианства
Характер как «великое упущение» современного христианства

Рецензия на книгу Далласа Вилларда «Обновление характера»

19.02.2017
668

Даллас Виллард, вне всяких сомнений, выдающийся христианский мыслитель нашего времени. Автор известной книги Streams of Living Water Ричард Фостер так вдохновился его творчеством, что в своем предисловии к одной из наиболее известных книг Вилларда The Divine Conspiracy пишет, что «искал эту книгу всю свою жизнь». Он приравнивает ее по степени мастерства и удивительности к микелланджелевским фрескам-росписям потолка Сикстинской капеллы, а самого автора ставит в один ряд с Дитрихом Бонхёффером, Джоном Уэсли, Джоном Кальвином, Мартином Лютером, а также с Терезой Авильской и даже с Фомой Аквинским и Августином Гиппонским.

 Divine Conspiracy, к сожалению, еще не переведена на русский, хотя, возможно, трилогия, последней частью которой она является, действительно главное произведение в творчестве Вилларда.

Будучи доктором философии, специализирующимся в областях логики и онтологии, и одновременно выдающимся протестантским богословом, он в целой серии книг, посвященных духовной дисциплине, пытается обратить наше пристальное внимание на то, что называет «великим упущением» современного христианства - на наш характер.

Книга Revolution of Character, только что вышедшая в издательстве «Золотые страницы» под названием «Обновление характера», - одна из этого ряда. Она составлена Доном Симпсоном как ремейк более объемного труда Далласа Вилларда «Обновление сердца».

Тематически в этой книге, наверное, нет ничего, чего нельзя найти в других ей подобных. В ней мало нового, но при это много старого, но забытого.

Виллард часто цитирует Священное Писание, но не менее часто он цитирует и святых Церкви, людей, которые посвятили свою жизнь «революции характера», таких как Ориген, Франциск Ассизский, Форма Кемпийский и других. Тем самым он демонстрирует важность для духовного роста не только Библии, но и традиции исторического духовного опыта Церкви.

Важно также отметить и то, что Виллард, не смотря на осведомленность в современной проблематике библейской критики, вместе с отцами церкви твердо основывает свое учение на вере в полную богодухновенность библейского текста.

Главные достоинства книги не в новизне материала, но в той честности, ясности, методичности, простоте и радикальности, с которыми авторы представляют библейское мессианское послание о возрождении человеческого характера через веру в Иисуса Христа, а также в практической применимости ее советов.

Прежде всего, Виллард разворачивает перед нами непростую, но одновременно легко воспринимаемую и библейски оправданную картину человеческого «Я» - нашей души и ее состояния, центром которой является сердце. Сердце отождествляется им с духом и волей человека. А затем приглашает нас оставить «свои обременительные пути с тяжелым игом, особенно «религиозным» и принять иго Христова ученичества, как благодатный путь революционного изменения своего характера: устоявшихся автоматических реакций и привычек чувств, мыслей, речи, решений и поведения.

 «Сегодня большинство образовательных учреждений принимает такие ценности, отношения и традиции, из-за которых невозможно понять истинную природу человеческой личности и ее жизни», - констатирует автор.

К сожалению, многие культурные стандарты,  не имеющие к библейскому видению реальности никакого отношения и прививаемые сегодня светским обществом и образованием, все больше и больше наполняют церковь.

Сегодня «людям, называющим себя христианами, присущи тщеславие, эгоизм, враждебность, страх, равнодушие и откровенная подлость…» «…Плоды Духа Святого, в типичном христианском обществе найти непросто. Редкая личность, демонстрирующая искренние чистоту и смирение, отречение от эгоизма, свободу от гнева и злобы, станет выделяться на общем фоне как бельмо на глазу. Он или она будет постоянной помехой в жизни группы и будет лично противоречить им, потому что откажется жить по общим правилам…»

Начать Виллард советует с глубокого осознания того, что душа человеческая полностью разрушена, буквально изъедена грехом и нуждается в радикальном обновлении.

«Катастрофа жизни современного человека по большей части именно в том, что она сосредоточена на чувствах, а не на Боге», - пишет он. Возрождение должно начаться в сердце. Если человек этого не признает, то совершенно неважно, называет он себя христианином или нет.

«Непризнание своего полностью падшего состояния высвобождает колоссальную силу отрицания истины в нашей жизни и погружает в иллюзорный чувственный мир (пусть даже и наполненный религиозными обрядами и риторикой), в котором человек не взаимодействует с Богом в своем сердце, поскольку отрицает Его реальное право руководить им в процессе реального восстановления его души».

Виллард настаивает на необходимости сделать покаяние своим стилем жизни, который он также называет «путем отречения от себя» и путем «смерти собственного «Я», поскольку только в отречении от жизни в руинах плотской чувственности он видит единственный ключ к восстановлению души. Он провозглашает, что для восстановления «мы должны отказаться от постоянных попыток сделать самих себя и свое выживание абсолютной точкой отсчета в жизни».

С другой стороны, автор утверждает, что «Бог позволяет нам жить в отрицании и самообмане отчасти для нашей защиты, пока мы не начнем искать Его... Если бы нам удалось увидеть наше истинное безбожное существование, оно, как лик мифической Медузы Горгоны, обратило бы нас в камень. Оно свело бы нас с ума. Бог помогает нам осознать свое истинное состояние таким образом, чтобы не уничтожить нас сразу».

Однако и в процессе этого осознания нас подстерегает опасность, когда «самоотречение или «смерть для себя» могут становиться лишь техническим приемом ради чисто внешних («технических») изменений, не затрагивающих чувственные руины сердца. Множество раз и в истории, и в современности церковь начинала практиковать самобичевание, внешне незаметно, но существенно меняя цель аскетики самоотречения. Когда тренировки по умерщвлению старого «Я» становились лишь упражнениями в самоправедности».

Виллард показывает, что из-за отсутствия осознания реальности своего духовного состояния, а также из-за нежелания признавать реальное господство Христа над нами здесь и сейчас, многие поместные церкви, вне зависимости от конфессии, больше занимаются «менеджментом человеческих грехов» через различные произвольно накладываемые на людей дисциплинарные практики, нежели реальным исполнением воли Божьей в созидании Тела Христова.

В основе его метода лежит стремление к максимально целостному воплощению воли Божьей здесь и сейчас через радикальное библиоцентричное преобразование нашего видения божественной реальности, наших намерений (мотивов, мыслей и чувств, решений) и самого способа нашего существования. Цель этого подхода в том, чтобы наша воля преобразилась и максимально полно отождествилась с волей Божьей. При этом мы не теряем способности делать то, что действительно хотим. Через покаяние мы получаем способность хотеть то, что нам действительно нужно и для чего мы сотворены, а через преобразование характера - способность обретать это Божьим способом.

Оттолкнувшись от ясного и острого осознания / видения своего состояния, затем - и это, на мой взгляд, самое важное в книге - автор предлагает действенную методику восстановления души. Основное содержание этого процесса строится на обновлении характера - привычек и реакций наших чувств, мыслей, языка, решений, общения и поведения.

Виддард предлагает радикально вернуться к во многом утерянному верующими пониманию жизни веры прежде всего как добросовестного христианского ученичества с «несением креста своего», которое является сутью Христова послания и поручения.

Он предлагает перестать отождествлять Христа с церковной догмой и законом, как бы они ни были важны и полезны, и позволить Ему быть нашим любящим и всемогущим Богом, Царем и Учителем прямо сейчас, сегодня, в эту саму минуту и каждый день нашей жизни через Библию, через людей и через внутреннее свидетельство Святого Духа.

Впервые я прочитал эту книгу почти 10 лет назад. С тех пор она стала для меня буквально настольным пособием. Не могу сказать, что был хорошим и прилежным учеником, но те советы Вилларда, которым мне удается следовать, реально работают.

Пожалуй, главная причина, почему книга меня «зацепила» по-настоящему, заключается в том, что вся она буквально пропитана благоговением и страхом перед Богом.

Эту книгу также можно использовать для семейного изучения и изучения в группе. С этой целью в конце каждой главы предлагаются вопросы для размышления, молитвы и обсуждения. Эта книга поможет вам и вашим близким начать обновление характера прямо сейчас.

 

 

Читать по теме