Главная / Статьи / Руководство / За одного битого двух небитых дают
За одного битого двух небитых дают
За одного битого двух небитых дают

Опыт помощи в восстановлении разочаровавшихся служителей

06.05.2016
2346

Однажды ко мне на консультацию пришел человек, который в течение пятнадцати лет был пастором, но потом разочаровался и ушел из служения. С тех пор прошло уже несколько лет. Он нашел новую работу и пытался найти свое новое место в церкви, но при этом чувствовал себя потерянным.

Он просил помочь разобраться с самим собой. Он освоился с новой профессией, но занимался ею вынуждено. Он пытался найти место в церкви, но чувствовал себя лишним человеком. Постепенно он дистанцировался от многих людей. Он стал терять интерес к жизни, жил одним днем, перестал мечтать и уже не верил, что впереди в жизни его ждет что-либо значительное. Его захватило чувство, что все лучшее осталось в прошлом.

На своих консультациях я люблю задавать один диагностический вопрос. Этот вопрос позволяет выявить те сферы жизни, в которых человек не доверяет Богу. Вопрос звучит так: «Чего ты боишься больше всего, что, как ты думаешь, Бог может попросить тебя сделать?» Я задал ему этот вопрос.

Его ответом было: «Я очень боюсь, что Бог попросит меня снова стать пастором».

Я спросил: «Почему? С чем это связано?»

Он честно излил всю боль, которая в нем накопилась: «Я не хочу больше ни в каком виде, тем более в роли пастора, отдавать, дарить себя церкви. Это так больно, так унизительно, это настолько тебя обесценивает!»

Я продолжал задавать вопросы и услышал, с чем именно связано его разочарование в служении и какие из его ожиданий не оправдались. Получился следующий список:

 

1. Он ожидал, что позиция пастора - это некая ступенька вверх по социальной лестнице, что это придаст ему значимости и люди будут относиться с некоторым уважением к «Божьему помазаннику». Но в ответ он услышал от одного прихожанина, который, очевидно, выразил мнение группы влиятельных прихожан из числа бизнесменов и профессионалов о том, что в служители идут только «лузеры» и неудачники, которые не могут реализовать себя в профессиональной сфере или в сфере бизнеса. Он никогда не смотрел на себя с этой точки зрения, и подобное обесценивание со стороны прихожан причинило ему невероятную боль.

2. Он ожидал, что церковь примет его руководство и с радостью откликнется на его видение для будущего церкви. Но часть людей отнеслась к этому критически, кто-то равнодушно, а те, кто с энтузиазмом согласился помогать ему, через время растратили весь свой пыл, и он оказался с горсткой уставших единомышленников.

3. Он ожидал, что люди будут благодарны за его самоотверженный труд и служение, но со временем он с неприятным удивлением обнаружил, что очень многие в церкви разочарованы его служением.

4. Он ожидал, что поскольку он от многого отказался, то Бог и церковь должны позаботиться материально о нем и его семье.

 

И этот случай не единичный. В последние несколько лет моей практики христианского консультирования мне все чаще стали встречаться люди, – пасторы, служители, работники христианских организаций, – которые оставили или потеряли пасторское служение или работу в христианской организации. Причины у всех были разные. Кто-то ушел сам, мотивируя это низкой зарплатой и необходимостью зарабатывать и кормить семью. Кто-то оказался на улице, потому что его служение закрылось или его должность или позицию сократили из-за недофинансирования. Кого-то уволили по моральным причинам за несоответствие званию служителя.

Схожих случаев накопилось столько, что можно уже говорить о некоем «синдроме». Механизм возникновения, характер протекания и последствиям этого синдрома имеет сходство с «синдромом эмоционального выгорания», которому подвержены люди, работающие в помогающих профессиях: врачи, учителя, психологи и, в том числе, христианские работники. Но этот синдром в последнем случае имеет некую свою специфику. Синдром этот я условно назвал – «синдром уставшего служителя».

Вот еще одна история бывшего преподавателя библейского института:

«Будучи молодым христианином, я выбрал путь служителя и решил посвятить себя всего этому делу. Я от многого отказался, в то время как мои сверстники делали карьеру, создавали бизнес. Я всецело отдавал себя изучению Писания, богословия и служению церкви. За все это время я ничего не нажил и даже не приобрел собственного жилья. Я жил по вере и успокаивал свою семью словами о том, что Бог позаботится о Своем служителе. И вот в середине жизни я оказался выброшен на улицу. Я оказался никому не нужен – ни Богу, ни людям. Я ничего не умею, кроме того как читать проповеди, вести библейские уроки и рассказывать людям о Боге. Но эти навыки никому не нужны, не нужны настолько, чтобы за это платили, чтобы я мог с этого жить. Бог меня очень сильно подвел!»

И еще один рассказ бывшего пастора, который также разочаровался в служении.

Он стал пастором в 30 лет и принял церковь после сильного харизматичного лидера. Будучи молодым, полным энтузиазма и здоровых амбиций, он, закатав рукава, принялся за служение пастора. Но вскоре столкнулся с первыми трудностями: несколько лидеров церкви не признали его руководства и ушли из общины, другая часть прихожан готова была принимать его пасторскую заботу, но не хотела брать какую-либо ответственность за церковь

Он решил, что все его неудачи коренятся в отсутствии знаний о том, как вести церковь. Он решил мобилизоваться и доказать себе и другим, что он чего-то стоит как лидер. Он посетил несколько семинаров о том, как быть лидером, прочитал все, что смог найти о том, как быть пастором и вести церковь.

Вооруженный новыми знаниями, он обратился к прихожанам с вдохновляющим видением для будущего церкви. Многие были вдохновлены, закипела работа. Но взрывного роста, как обещали на семинарах и писали в книгах по росту церкви, не произошло. Наоборот, церковь постепенно теряла людей, закрывались служения.

Наш герой был опустошен и разочарован, постепенно он стал терять интерес к пасторскому служению. Передать церковь он никому не мог, а просто уйти с пасторского служения было стыдно. И он остался, хотя и свел выполнение своих обязанностей к минимуму. Это естественно сказалось на церкви – недовольство росло. Но он игнорировал неприятные сигналы, так как боялся признать, что он не справился с пасторским служением, разочаровал многих, подвел людей, себя и Бога. Чтобы как-то справиться с нарастающим чувством тревоги и боли от разочарования, он стал периодически расслабляться алкоголем. Очень скоро это стало привычкой. Он оказался дисквалифицирован…

Резюмируя весь комплекс болезненных переживаний, связанных с подобными случаями, их можно свести к разочарованию в трех областях:

 

Отношения с Богом

   - разочарование в Боге (обида, гнев: «Бог меня подставил»);

   - разочарование в себе (вина, стыд: «Я подвел Бога»);

   - страх довериться снова Богу («Я не могу довериться тому, кто однажды меня подвел»).

 

Отношения с людьми и церковью

   - разочарование в людях и в церкви;

   - страх довериться снова людям и церкви.

 

Отношение к себе

- разочарование в себе, неверие в свои силы;

- cтрах пробовать что-то новое.

 

В своем подходе я исхожу из гипотезы, что большинство разочарований в профессиональной сфере или сфере отношений начинается с некоего разочарования в Боге. С того, что мы, не найдя удовлетворения своих базовых потребностей в значимости и безопасности в Боге, проецируем, переносим удовлетворение этих потребностей на другие объекты и сферы нашей жизни. Начинаем искать чувство нашей значимости и безопасности в профессиональных достижениях, в успешном служении или близких отношениях, в том, как люди воспринимают нас и как к нам относятся*.

Как только мы перестаем восполнять эти базовые потребности в Боге, мы встаем на путь саморазрушения. Соответственно восстановление этих людей должно начинаться с восстановлений отношений с Богом. Но горечь и обида на Бога мешают им прийти к Нему с доверием и надеждой, потому что обида на Него («Он меня подставил») и чувство вины перед Ним («Я Его подвел») камнем лежат на сердце. Поэтому в своем подходе в работе с разочарованными служителями я придерживаюсь следующего алгоритма:

 

1. Мы начинаем с признания своего разочарования во всех своих неоправдавшихся ожиданиях и с излияния всей своей горечи и боли в Божьем присутствии. «Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Пс. 61:9).

2. Затем мы делаем анализ желаний, фрустрация которых привела нас к разочарованию. Мы оцениваем, насколько это были оправданные ожидания. Не стоят ли за этими желаниями потребности, которые мы можем восполнить только в Боге – потребность в значимости и безопасности (любви и принятии). Не решили ли мы восполнить их за счет личного успеха, успеха в служении и признания со стороны людей.

Если это так, то мы переводим удовлетворение наших базовых потребностей на Бога. А наши вполне естественные желания видеть успех в служении, рост церкви, получить признание со стороны прихожан и восполнить наши материальные нужды переводим из категории «требований» в категорию «нетребовательных желаний». «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4:6-8).

Бог не обещает дать нам все, чего мы хотим, но Он обещает так восполнить нужды нашего сердца, что неудовлетворенные желания потеряют свое значение и силу. Возможно, мы расстроимся, если не получим желаемого, но не настолько, чтобы обесценить себя, жизнь, других и служение, так как. наше сердце уже наполнено и наши базовые потребности нашли восполнение в близких отношениях с Христом.

Здесь важно сделать одну оговорку. Хотя мы и зависим от Бога в удовлетворении наших базовых потребностей, но нельзя относиться к Богу потребительски, только как к источнику удовлетворения наших потребностей. Нужно искать, прежде всего, Самого Бога, приближения к Нему и чувства безопасности и значимости станут сопутствующими переживаниями. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

 

3. Третьим важным шагом в нашей совместной работе становится обновление решения посвятить себя служению Богу и людям. Но этот шаг возможен не раньше, чем человек сможет признать, выразить и исчерпать чувство обиды, горечи и разочарования. Не раньше, чем, обретя покой в Боге, он сможет простить Бога, как бы абсурдно это не звучало с теологической точки зрения. Простить и принять себя в своем несовершенстве и простить людей. Только после этого его обновленное желание служить будет не вымученным и вынужденным, а искренним и от «избытка сердца». Весь этот цикл восстановления может занять от 2-3 месяцев до года и более.

 «За одного битого, двух не битых дают». Мое глубокое убеждение, основанное на личном опыте пасторской работы и опыте моих подопечных, заключается в том, что каждый служитель должен пройти через определенное разочарование, когда он умрет для всего наносного в его жизни. Нужно умереть для своих желаний во что бы то ни стало видеть успех в служении, рост церкви, получить признание со стороны прихожан и восполнить свои материальные нужды.

Только Бог прощает, наделяет меня праведностью Христа и дарит мне любовь и принятие. Бог ведет Свою церковь; моя же роль - передавать Его видение. Тогда люди принимают или отвергают не меня, а Его.

Только Бог дает оценку Своим служителям и только от Него награды. Только Бог заботится материально обо мне и моей семье.

Пока мы не умрем для себя и не найдем себя в Боге, мы не готовы к служению. И хотя процесс такого «умирания» переживается многими очень болезненно и не все после этого восстанавливаются, я и те служители, с кем мы прошли через подобный опыт, считаем такой процесс важным этапом в становлении настоящего служителя-лидера. Ведь чтобы воскреснуть, нужно прежде умереть.

 

 

*Я подчерпнул эту концепцию из книги Ларри Крабба «Внутренний мир» (Новосибирск: Посох, 2005), а он, в свою очередь, выстроил ее исходя из анализа первых трех  глав книги Бытие.

Читать по теме