Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Прошения молитвы Господней / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Бог / Прошения молитвы Господней
Прошения молитвы Господней
Прошения молитвы Господней
06.06.2019
1370

Рассмотрим молитву «Отче наш» в ее целостности. Следует отметить, что распределение ее прошений в определенном смысле соответствует последовательности десяти заповедей. Существует явное отличие между тремя первыми прошениями, которые соответствуют первым четырем заповедям, и тремя последними прошениями, параллельными заповедям с пятой по десятую.

В первых трех прошения молитвы «Отче наш» речь идет о славе Божьей. Поэтому нам разрешено, даже заповедано интересоваться делом Божьим, молиться, чтобы Его имя, Его царство, Его воля стали победоносными, чтобы Его дело достигло своего исполнения. В Иисусе Христе Его Отец Небесный открыл Себя как такой Бог, Который, будучи совершенно свободным и абсолютно самодостаточным, все же не желает пребывать в одиночестве. Он не хочет существовать, действовать, заботиться, сражаться и побеждать, властвовать и торжествовать без людей. Поэтому Он желает, чтобы Его дело стало также и делом человека.

Существуют ли настоящие атеисты, люди без Бога? Даже если они есть, то все же в христианском понимании никоим образом не существует Бога без людей. Очень важно понять это. Бог был снами, Он есть с нами: Он – Эммануил! Он позволяет, повелевает нам молиться об успехе Его дела, как в первых трех прошения молитвы Господней. Он приглашает нас принять участие в Своем деле, в Своем господстве над церковью и миром. Когда мы молимся так – «имя Твое… царство Твое… воля Твоя…», мы становимся на сторону Бога. Бог приглашает нас к тому, чтобы мы присоединились к Его планам и Его деятельности. Заметим, что это приглашение появляется в начале молитвы и вновь возобновляется в ее конце – в славословии.

Именно первые три прошения придают свободу, радость, живость и уверенность всем другим. Все, что мы здесь произносим, подразумевает нашу молитву о том, чтобы стать участниками дела Божьего. Тот, кто не заинтересован в деле Божьем, не может молиться ни о прощении своих грехов, ни о своем насущном хлебе; он не поймет, о чем идет речь. Мы можем жить с Богом только тогда, когда мы согласны с Его планами, с Его делом, которое включает в себя и наше и все другие дела. Иначе все выглядело бы так, как если бы человек хотел удержаться в воздухе: ему необходима земля, чтобы ходить. В молитве человек вступает в жизнь на основании этих трех первых прошений. Неудивительно, что так много молитв звучит в пустоту, потому что Бог не слышит их. Однако все было бы слишком просто, если бы человек всего лишь должен был понять, что он должен начать молиться с этих трех первых прошений.

Три последних прошения очень реалистичны и прямо относятся к нам. Речь в них идет о нашем благосостоянии, о нашем благополучии, о нашем телесном и духовном благе. Поскольку Бог в Иисусе Христе объединил большие и маленькие проблемы нашей жизни со своим делом, нам позволено, даже заповедано призывать Его ради нашего блага. И здесь речь идет обо всей нашей жизни. Задача – положить к ногам Божьим весь тот большой багаж, с которым человек путешествует в этом мире. Мы можем вверить Богу не только свой временный, вещественный, мирской багаж, но и вечный, христианский, церковный, богословский.

В Иисусе Христе открывается человеческая сущность. В Нем она становится par творением excellence (katexochen) («в высшей степени», «поистине». – Прим. пер.). это творение не может существовать и действовать в одиночестве, не может жить без Бога: ни есть, ни пить, ни любить, ни ненавидеть. Оно не может оправдаться, не может спастись, не может быть грустным или радостным, надеяться или отчаиваться, иметь успех или неудачу. Мы благодарны Богу за то, что существуем в числе других Его творений. Есть люди, полагающие, что они атеисты, - такова их навязчивая идея. Однако это совершенно ничего не меняет: человек как таковой не может существовать без Бога. Он может вести себя как плохой ребенок, который плачет и кричит на свою мать, однако мать все же находится рядом.

Это не просто философская мыслью. Я не знаю, как тезис «не существует человека без Бога» можно доказать вне веры в Иисуса Христа. Однако как только человек понял природу Иисуса Христа, он понял природу человека, его предназначение, неотделимое от Бога. И поскольку не существует человека без Бога (атеизм – это смехотворное изобретение), Бог становится причастным нашим делам и потребностям, нашим заботам и нуждам, нашим ожиданиям – всему. Молясь «хлеб наш дай нам», мы просто констатируем реальность нашей жизни, то есть признаем, что мы без Него – ничто. И эта заповедь просить Бога есть Его приглашение и повеление встать на сторону Иисуса Христа, Который изволил принять человеческую природу. Он был Богом и стал человеком; поэтому Он интересуется всеми большими и малыми делами, которые занимают и нас.

Прошение о материальных потребностях человека и его благополучии появляется после дела Божьего. Однако необходимо отметить, что речь здесь идет не просто о каких-то необязательных прошениях. Первых прошений, конечно, не было бы (или они не были бы искренними), если бы человек не хотел продолжать молиться тремя последними прошениями. Ведь человек также должен иметь свое место, поскольку речь идет о то, что он есть – с его характером, его нервами и всем остальным. Человек существует не только для дела Божьего; он действительно должен привнести в Его дело и свои дела, поскольку ему это позволено. Поэтому было бы опасно отделить три первых прошения от трех последних, ибо тогда мы имели бы, с одной стороны, церковную, богословскую, метафизическую область, а с другой - сферу обыденной жизни. Тогда у нас было два выдвижных ящика стола, что было бы опасной иллюзией. Сейчас же существует, хотим мы этого или нет, только один ящик. Вы знаете, как часть в приходских домах воображают, что существует эти два ящика как диалектика дела Божьего и нашего дела. Однако они связаны, и мы молимся совместно об обоих. Это так, поскольку Иисус Христос приглашает нас молиться вместе с Ним, поскольку в Нем эти два дела составляют именно одно дело. Важно осознать в молитве Господней не только различие между этими двумя частями, но и их единство.

Вспомним, что Лютер в своем Малом катехизисе подчеркивал такой интересный и яркий парадокс: Бог действует в той последовательности, в какой мы молимся, но делает все это прежде, чем мы Его попросим. Бог освящает Свое имя, приходит Его царство, осуществляется Его воля, Он дает нам наш хлеб, Он прощает нас. Ведь мы обращаемся к Тому, Кто услышал нас еще прежде, чем мы сказали Ему нечто. Если мы не забудем этого, то поймем, что Лютер был прав, говоря: именно Иисус Христос молится, а мы присоединяемся к Его ходатайству. Именно Его слышит Бог, Его молитва звучит с начала мира, во веки веков. Все уже в порядке.

Нам следует начать осознавать: мы услышаны во имя Иисуса Христа. Все уже присутствует, когда мы обращаемся к Богу.

Толкуя молитву «Отче наш», Лютер говорит, что мы должны встать на сторону Бога, так как Бог действует и к Своей славе, и к нашему благу. И мы должны извлечь пользу из Его действий на как наблюдатели, но молясь и интересуясь тем, что Он делает (хотя и не беря на себя роль Его незаменимых сотрудников). Это истинное сотрудничество. Он приглашает нас обратиться к Нему и осознать, что Его и наше дело внутренне соединены. И мы, люди, приходим и предстоим перед Ним, готовые к тому, чтобы жить в великой согласованности этих двух дел. Все включено в свободу Божью, в Его господство. Это не ananke – не тот или иной вид судьбы и рока, но наш Бог, наш Отец, и Он желает, чтобы мы жили с Ним.

 

Из книги «Молитва»
Издание ББИ, Москва, 2010.
www.standrews.ru

Еще читать