Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Божественное обнуление / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Бог / Божественное обнуление
Божественное обнуление
Божественное обнуление
27.06.2020
1102

Пандемия коронавируса настолько неожиданно и радикально ворвалась в повестку 2020 года, что игнорировать ее в рамках всего человечества почти никому не удалось. Так или иначе этой повесткой дня были задеты практически все основные сферы жизни людей. Мы столкнулись с периодом глобального форс-мажора, корректировок, а по большому счету, грандиозного обнуления планов, ожиданий, стратегий и т. п.

Мы получили отличную возможность переоценить себя, свои возможности, ценности, приоритеты и отношения. Но кроме того, возможность переоценить свои представления о Боге. Кто Он? Какова Его сущность и природа? Если Он всемогущ и добр, почему допускает такое? Что Он ожидает от нас? Готовит ли что похлеще? Какие у Него цели для сотворенного Им мира? Для кого-то же появился дополнительный повод задуматься хотя бы о существовании Вседержителя.

Бог, открывающийся людям на страницах Библии, является Творцом всего мироздания, Которому принадлежит верховная власть во Вселенной. Бесконечные попытки осмыслить Божественные всемогущество, всеведение и благость неизменно натыкаются на проблему зла и загадку границ свободы или рабства человеческой воли.

Один из путей объяснения сверхъестественных явлений или событий мировой истории, которые можно назвать Божественным обнулением, принято называть Провидением. В Священном Писании нет этого термина. Латинское слово providentia и его греческий аналог πρόνοια буквально означают «предвидение». При этом богословское наполнение этого термина значительно шире способности знать что-либо наперед.

Под Провидением обычно имеется в виду продолжающаяся Божья деятельность, обеспечивающая сохранение жизни всего творения (conservatio), взаимодействие с творением (cooperatio) и управление творением (gubernatio), направляющее все к назначенной цели. Формируя учение о Божественном Провидении, христиане дали свой ответ эпикурейцам, для которых историей верховодит случай, и стоикам, которые предпочитали объяснять происходящие события судьбой.

Библия говорит о том, что «Господь творит все, что хочет» (Пс. 134:6). Иосиф был уверен, что не братья, а Бог послал его в Египет (Быт. 45:5). Книга Иова и Евангелия ярко демонстрируют всевластие Создателя в мире духов. Земные властители также находятся под контролем Царя царей: «Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Пр. 21:1; ср. Есф. 4:14).

Даже случаи непредумышленного убийства объясняются допущением со стороны Всевышнего страдания и зла: «Но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце» (Исх. 21:13). И, наконец, библейская идея Божьего Царства, как на страницах Ветхого Завета, так и в проповеди Иисуса, рисует всеобъемлющий, вселенский и вечный характер верховной власти Бога.

Развивая учение о Провидении, Миллард Эриксон делает очень важное предупреждение. Необходимо проявлять большую осторожность в определении событий, например, в политической сфере, рассматриваемых как Божье Провидение. Самым ярким примером преступной близорукости в этом отношении он называет хвалебные дифирамбы многих верующих Германии в адрес фюрера Третьего рейха.

В частности, «Немецкие христиане» в 1934 году официально заявляли: «Мы исполнены благодарности Богу за то, что Он, как Господь истории, дал нам Адольфа Гитлера, нашего вождя и спасителя. <…> Эти узы зависимости и долга обладают для нас, как евангельских христиан, самым глубоким и самым святым смыслом, который заключается в повиновении Божьему повелению».

Полагаю, даже в таком кратком изложении учения о Провидении кое-что начинает проясняться. Но стоит признать, что практически любая попытка систематизации библейских данных приводит к определенным затруднениям или, как минимум, к признанию диалектичности этого учения. Суть данного совмещения противоположностей хорошо сформулировал Тимоти Келлер: «Страдание и справедливо, и несправедливо. Бог – и Владыка, и страдающий Бог» (Прогулки с Богом. М., 2019. С. 211).

И действительно, страдание справедливо в качестве наказания за первородный и личный грех как бунт против Творца. Но оно и несправедливо, поскольку в исковерканном грехом мире оно часто распространяется на невинные жертвы, которые нередко даже не способны на личный выбор в пользу зла.

Бог – действительно верховный Властелин. Писание сообщает, что на эту константу не способны повлиять никакие решения сотворенных Им существ. И в то же время, мы видим библейского Бога, сущностью Триединой природы Которого является любовь. Он ненавидит грех, но возлюбил грешников. А Его ответом на отчаянное положение падшего человека стали Воплощение и Крест.

Определенно не случайно первая строка Апостольского символа веры гласит: «Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли». Далее следует исповедание веры в Иисуса Христа, Который страдал, был распят, умер и воскрес, а теперь «восседает одесную Бога Отца Всемогущего». Здесь явно Божественное Всемогущество рассматривается исключительно в связке с идеей отцовства.

Карл Барт комментирует данную особенность древнего, лаконичного и при этом концентрированного теологического документа следующим образом: «Всемогущество Бога как правового могущества есть могущество Бога, Который в самом себе есть любовь» (Очерк догматики. СПб., 2000. С. 79).

Многим известна история девушки по имени Джони Эриксон Тада, которая в 17 лет в результате несчастного случая сломала позвоночник и на всю жизнь осталась парализованной ниже плеч. Осмысливая боль и страдания, с избытком свалившиеся на нее, она написала: «Бог позволяет произойти тому, что Он ненавидит, чтобы достигнуть того, что Он любит».

Упомянутый нами Тимоти Келлер в начале июня 2020 года на своей страничке в Facebook попросил молитвенной поддержки в связи с рецидивом онкологического заболевания и добавил: «С радостью вступаю в гонку, которая мне предстоит, потому что Иисус выиграл бесконечно более тяжелую гонку ради меня».

Немногим ранее Келлер делился своими мыслями о пандемии: «Божье послание миру в такие времена всегда звучит так:

«Вы думаете, что можете подготовиться к будущему, но это не так. Мир не под вашим контролем. Он под Моим контролем. Вы должны обратиться ко Мне. Вас недостаточно, чтобы управлять своей жизнью. Вам нужны Мои мудрость и помощь. В каждой катастрофе, будь то 9/11 или COVID-19, Бог говорит людям: «В конце концов, Я положу конец всему этому. Но на данный момент этот мир разрушен, и каждый раз, когда вы думаете, что Я вам не нужен и что вы можете справиться с этим, что-то будет напоминать вам, что вы нуждаетесь во Мне».

Эти размышления христиан XX и XXI веков удивительным образом перекликаются с исповеданием библейского псалмопевца Емана Езрахита. Псалом 87 можно назвать самой мрачной и наполненной ощущением жгучего отчаяния молитвой Библии. Это отчаянный крик страдающего, больного с детства, возможно, в результате травмы. Ряд стихов этого псалма удивительно точно попадают в контекст пандемии COVID-19.

«Господь мой, Бог спасенья моего, я день и ночь о помощи к Тебе взываю. <…> Ибо душа моя полна печали. Я у самого края могилы. <…> Ты удалил от меня всех знакомых моих, сделал меня для них отвратительным. Я заперт, и выхода нет у меня. <…> Зачем, Господи, отвергаешь меня и почему от меня отворачиваешься? <…> Лишил Ты меня друзей и знакомых, и тьма – мой единственный спутник» (перевод Кулаковых).

Темная ночь души. Но если читать 87-й псалом без сокращений, в глаза бросается непоколебимая уверенность и упование именно на Божье Всевластие. Его периодические обнуления и связанные с ними испытания, выпадающие на долю людей, – это не слепой случай, не злой рок и не карма.

В тесных отношениях с Ним, проходя долиной смертной тени, Его Всемогущество все больше осознается неразрывно с Его отцовской любовью. В этом отношении периоды глубоких кризисов, обнуляя нечто временное, но порой очень для нас дорогое, представляют собой Божественный шанс приблизиться к сердцу Бога.

На страницах Нового Завета эта истина о Господе и Его детях самым ярким образом изложена апостолом Павлом: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим. 8:28-29).

Кто-то заметил, что многие ингредиенты торта по отдельности не очень-то и вкусны. Но собранные воедино в нужных пропорциях и последовательности все содействуют желаемому благу. И самое главное: наши цели слишком часто на поверку лежат исключительно в земной и временной плоскости и сводятся к здоровью и благополучию. Цель же Небесного Отца для нас – уподобление Христу в перспективе вечности.

Итак, похоже, что смысл периодических Божественных обнулений в том, чтобы самым решительным образом напомнить о всемогущей любви и величественном замысле для человечества. Ослепленные земными миражами ради корыстных целей растрачивают свою мимолетную жизнь на обнуление своего ближнего, фактически снова пытаясь обнулить Создателя. Но если Царь царей решает помножить кого-либо на ноль, ему уже никак не светит выйти на орбиту.

За время самоизоляции, как и многие другие, я довольно активно читал. Если не считать библейских текстов, максимальное ощущение попадания в десятку текущей ситуации у меня возникло при увлекательном погружении в работу Пауля Тиллиха «Потрясение оснований» (М., СПб., 2015. С. 273-274). Книга была написана сразу после Второй мировой войны, но актуальности совершенно не потеряла. Позволю себе закончить свои размышления объемной цитатой из главы «Смысл Провидения», основанной на процитированном нами отрывке из Послания к Римлянам.

«Провидение – это не какое-то неопределенное обещание, что с Божьей помощью все в конце концов закончится хорошо: в действительности многое кончается плохо. И это не утверждение надежды в любой ситуации: есть ситуации, где не может быть никакой надежды. Это и не предвкушение исторических эпох, когда божественное Провидение будет удостоверено счастьем и блаженством человека: ни для одного поколения Провидение не будет менее парадоксальным, чем для нашего.

Вера в Провидение заключается в следующем: когда, как ныне, смерть падает с неба, подобно дождю, когда жестокость овладела народами и отдельными людьми, когда голод и преследования гонят миллионы людей с места на место, когда тюрьмы и трущобы всего мира искажают облик человеческих тел и душ – в это время, и именно в это время, мы можем гордиться тем, что все эти беды не отлучили нас от любви Божией. В этом, и только в этом смысле, все вместе служит благу, безусловному благу, вечной любви и Царству Божьему. Вера в божественное Провидение есть вера в то, что никто и ничто не сможет помешать достижению последнего, безусловного смысла нашего существования.

Провидение не означает, что Бог все расчислил и предопределил как целесообразно сконструированную машину. Скорее, Провидение означает тот факт, что в каждой ситуации есть творческая и спасительная возможность, которую ничем нельзя уничтожить. Провидение означает, что демонические и разрушительные силы внутри нас и внутри нашего мира никогда не смогут раз и навсегда завладеть нами, и что узы, связывающие нас с совершенной любовью, никогда не смогут быть расторгнуты.

Эта любовь является перед нами и воплощается «во Христе Иисусе, Господе нашем». Прибавив эти слова, Павел не просто пускает в ход торжественную фразу, как это часто делаем мы, он употребляет их после того, как указал единственное, что может разрушить нашу веру в Провидение: наше неверие в любовь Бога, наше недоверие Богу, наш страх перед Его гневом, нашу ненависть к Его Присутствию, наше представление о Нем как о тиране, осуждающем нас, и наше ощущение греха и вины. Нашу веру в Провидение разрушает не глубина нашего страдания, а глубина нашего отделения от Бога.

Провидение и прощение грехов не две отдельные стороны христианской веры, они суть одно: уверенность в том, что мы сможем достичь вечной жизни, невзирая на страдание и грех. Павел соединяет оба эти слова в речении: «Кто осуждает? Христос Иисус… Он и ходатайствует за нас, – а потому, продолжает Павел, – Кто отлучит нас от любви Христа? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность или меч?.. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас». Такова вера в Провидение – и только такова».

https://mchernyavsky.ru
Телеграм канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

Еще читать