Главная / Статьи / Бог / Истина о Боге
Истина о Боге
Истина о Боге
26.11.2021
173

Несколько лет назад я прочитал о Симоне Вайль, писательнице, которую я до того не знал. Ее книги раскрывают ее глубокие мысли и неподдельную веру. Она выросла в еврейской семье, но позднее приняла христианство. Ее биограф отметил, что она стала христианкой после того, как прочитала стихи пастора XVII века Джорджа Герберта. Эти стихи являются третьей поэмой Герберта о любви.

Я тут же обратился в библиотеку и нашел там сборник стихов Герберта. Когда же я начал читать эти стихи, то и меня они тронули настолько, что несколько минут я был просто не в состоянии говорить. И чем больше я читал и вдумывался в прочитанное, тем больше я начинал понимать, насколько они проникновенны.

ЛЮБОВЬ (III)

Любовь меня звала - я не входил:
Я грешен был пред ней,
Но зоркий взгляд Любви за мной следил
От самых первых дней,
Я слышал голос, полный доброты:
- Чего желал бы ты?

- Ты мне достойных покажи гостей!..
- Таков ты сам, - рекла.
- Ты слишком, при моей нечистоте,
Для глаз моих светла.
Любовь с улыбкой за руку взяла:
- Не я ль их создала?

- Я осквернил их, я грешнее всех,
И жжет мне сердце стыд...
Любовь: - Не я ли искупила грех? -
И мне войти велит
На вечерю: - Вкуси, будь полон сил!..
И я сей хлеб вкусил...
(Перевод Д.В. Щедровицкого)

Поскольку стихи очень старые, и их язык непрост для восприятия, я бы хотел пояснить, что эти стихи означают (по крайней мере для меня), чтобы вникнуть в их суть.

Любовь меня звала. С самого начала Герберт говорит нам о природе Бога. Поэт согласен с Иоанном - Бог есть любовь (см. 1 Ин. 4:8). Во всем этом стихотворении вы можете заменить слово любовь словом Бог. Поэт, по сути, говорит: "Бог меня звал". Бог зовет нас всех к Себе.

Я не входил. Но как ответила моя душа? Когда Бог находится рядом с нами, - совсем рядом - то вполне естественно и даже правильно, что мы отходим от Него. Бог, в конце концов, свят и праведен.

Я грешен был пред ней. Герберт говорит нам, почему мы отходим назад; он все время говорит нам о присущем нам чувстве вины. Мы все знаем в глубине своих сердец, что мы согрешили и что мы лишены Божьей вечности, потому мы и отходим назад, что испытываем чувство вины.

Но зоркий взгляд Любви. Герберт описывает видение Бога как "зоркий взгляд Любви". Разве это не прекрасно? Бог видит нас в полной мере, и ничто от Его взгляда не укрывается. Да, Он следит за нами, но в Его глазах только любовь и сострадание.

За мной следил от самых первых дней. Если речь идет о слежении, значит, Любовь знает и наше чувство нерешительности. Вы видите здесь движение? Бог призывает нас к Себе, но мы отступаем от Него. Бог знает, почему - мы испытываем чувство вины. И что же делает Бог? Он Сам идет к нам. Он знает наши грехи и все же идет к нам. Несмотря на то, что мы робеем и отходим, Бог становится ближе к нам.

Я слышал голос, полный доброты. Бог нежно обращается к нам с вопросом. Здесь начинается своего рода спор. Бог идет к нам и задает вопрос. Убежденный в том, что признание основано на моих заслугах, я уверен, что Бог сейчас спросит: "Почему ты так много грешил?" Но ничего подобного не происходит.

Чего желал бы ты? Первый опрос, который задает Бог, не "Что ты скажешь в свое оправдание, несчастный грешник?", а "Чего тебе не хватает? Ты в чем-то нуждаешься?"

Ты мне достойных покажи гостей! Нам не достает чувства достоинства. Большинство из нас считает себя недостойными в глазах Бога. И автор здесь абсолютно прав.

Таков ты сам, - рекла. Любовь отвечает на наши сомнения относительно нашего достоинства, говоря: "Ты достоин. Ты таков, потому что я так говорю. Ты таков, потому что я люблю тебя". Августин однажды написал: "Возлюбив нас, Бог делает нас достойными любви". Наше достоинство ничем нельзя измерить, его никак нельзя достичь или заслужить. Оно дается нам как дар, и этот дар можно только принять.

Ты слишком при моей нечистоте для глаз моих светла. Но нам так нелегко принять этот дар. В конце концов весь наш мир построен на принципе, согласно которому все то, что у нас есть, мы должны заслужить, заработать. И мы отвечаем: "Кто?.. Я?! Такой грешный, злой, неблагодарный? Боже, Ты действительно знаешь, насколько я грешен? Я же не могу даже смотреть на Тебя!"

Любовь с улыбкой за руку взяла: - Не я ль их создала? Это просто поразительный образ. Можете ли вы представить себе Бога улыбающимся - всему? Вам? Многие люди, которых я знаю, не могут себе представить, что Бог гордится ими, что Бог любит их. И посмотрите на удивительный ответ Бога: "Кто сотворил твои глаза - разве не Я?" Мы говорим: "Боже, я недостоин глядеть на Тебя", и Бог отвечает: "Как ты не понимаешь, что те глаза, которые ты не можешь поднять, чтобы взглянуть на Меня, - Я сотворил их!"

Я осквернил их. "Да", - отвечаем мы. Здесь мы с Богом поспорить не можем. "Но (всегда возникает это "но") я осквернил их". Герберт говорит: "Да, Ты сотворил мои глаза, Боже, но я не использовал их должным образом. Я смотрел ими на то, на что не должен был смотреть; я осквернил их своими действиями".

Я грешнее всех, и жжет мне сердце стыд. Опять наша несчастная душа спорит: "Боже, неужели Ты не знаешь, с кем говоришь? Я просто безнадежен. Ты даровал мне глаза - мое всё, и я погубил их. Прошу Тебя, пусть мой стыд идет туда, куда он заслуживает идти". Именно в этом месте стихов душа взывает не к милости, а к справедливости. "Я недостоин - дай мне не то, что я хочу, а то, что заслуживаю".

Любовь: - Не я ли искупила грех? Когда мы достигаем этого важного места, Бога говорит нам: "Не спорю. Ты действительно согрешил. И ты заслуживаешь за это наказания. Но - задумайся над этим - разве ты не знаешь, Кто берет на Себя твою вину? - говорит Бог. - Иисус взял на Себя твою вину. Мой Сын взял твой стыд, и теперь не тебе его нести".

Здесь нам стоит остановиться на минуту. Иногда люди говорят о Божьей любви, как о некоем вселенском добром чувстве ко всем людям безотносительно справедливости, как будто грех при этом не является серьезным вопросом. Вот почему многие не думают о себе как о грешниках. Но обратите внимание: если вы не грешник, тогда почему вы чувствуете себя так плохо? И если вы только делаете вид, что вы грешник, тогда вам придется и делать вид, будто вы прощены. Бог говорит: "Ваш грех реален. Наказание за него - смерть. Но Мой Сын, Иисус, взял на Себя вашу вину. Он пригвоздил ваши грехи к кресту. Он есть "Судья, судимый вместо нас"".

И мне войти велит на вечерю. Довольно часто учение о благодати заставляет нас испытывать чувство вины, а не чувство радости и свободы. И есть много проповедников, которые проповедуют то, что можно выразить словами: "Разве вы не знаете, молодой человек, что Иисус умер за вас - неужели вы не испытываете после этого никакого чувства вины?" И они ожидают услышать примерно следующее: "Да, да, испытываю. Я так виноват, Господи. Я обещаю стать лучше. Я приложу все силы к тому, чтобы стать лучше! Я даже умру на поприще служения ради Тебя. Только прикажи, и я сделаю это. Я в неоплатном долгу перед Тобой, Боже".

Вкуси, будь полон сил! Но вместо этого Бог говорит: "Сядь. Отдохни здесь. Празднуй вместе со Мной. Будь со Мной. Радуйся Моему присутствию и позволь Мне служить тебе в первую очередь. Мне не нужно, чтобы ты служил Мне. Мне не нужно от тебя ничего. Я сотворил тебя, потому что Я люблю тебя, и единственное, что Я хочу - это быть с тобой. Мое самое сокровенное желание состоит не в том, чтобы ты шел и служил Мне, а в том, чтобы ты разрешил Мне любить тебя".

Как вы думаете, чего Бог хочет от вас в самую первую очередь?

И я сей хлеб вкусил. Именно этого Бог больше всего и хочет от нас. Он хочет служить нам, видеть, как мы празднуем Его доброту, радуемся ей. Однажды мы будем служить другим людям, но только в ответ на Божью любовь, а не руководствуясь чувством вины.

Джордж Герберт был блестящим политиком, но он оставил это занятие, чтобы стать пастором в небольшой церкви. Он написал много стихов, но никогда не стремился к тому, чтобы их читали, и поэтому их опубликовано очень мало. Умирая, он сказал своему близкому другу, что написал несколько стихов, и при этом добавил: "Прочитай их, пожалуйста, и если решишь, что они полезны, сделай с ними то, что сочтешь нужным".

Его стихи были опубликованы посмертно. Меня поразили эти скромные слова: "Если решишь, что они полезны". Я благодарен Богу за то, что его другу хватило мудрости решить, что они действительно полезны. Я знаю, что Симона Вайль испытала такие же чувства.

Джеймс Брайан СМИТ
из книги "Добрый и прекрасный Бог"

Телеграм-канал газеты "Мирт" - https://t.me/gazetaMirt

Еще читать