Апостол Павел в 1 Письме Тимофею (2:1-3) приглашал молиться за всех людей вообще и за всех правителей и общественных руководителей разных рангов в частности.
«За всех людей» может означать «за весь род человеческий» (греч. антропос) или «за все категории людей», что включает также и людей, облеченных властью. Это миролюбивый настрой. В целом Павел был настроен в оценке властей именно так. Ради успеха миссии. Ради того, чтобы Евангелие о Христе-Царе Вселенной достигла царей.
Напомню, что под «евангелием» подразумевается Радостное объявление (адресованное обществу, нации, стране, империи), или иначе «Хорошая новость», или традиционно «Благая весть». О чем это объявление, весть, декларация?
Об интронизации и правлении Верховного Правителя, имя которому Иисус Мессия, которого после несправедливой человеческой казни Бог возвратил к жизни, воскресив Его из мертвых, прославил и возвысил! Евангелие также означает, что Бог с учетом сотрудничества с Ним последователей Христа находится в процессе искупления, избавления, обновления Своего творения!
Все люди перед Богом равны, что бы они о себе сами ни думали. (А многие считают себя выше других, если им удалось занять властное положение.) Павел понимал это и потому просил молиться за всех одинаково! Не лебезить перед ними, не хвалить (хотя может и есть за что) и не проклинать их (хотя тоже есть за что).
Один греческий (языческий) царь организовал перевод Священных Писаний с еврейского на греческий. Респект! Другой совершил осквернение святого еврейского места, храма. Да будь ты про…! Среди римских императоров были как более-менее толерантные к христианам, так и злобные гонители. Молитесь за всех.
Павел велит (в моем парафразе): «Убедительно прошу вас считать приоритетом совершать мольбы (искренние, страстные просьбы, обращенные к Богу), молитвы (формальное обращение к Богу на богослужебном месте), запросы и благодарения».
Евангельское представление об «общем священстве» позволяет сказать, что каждый христианин – священник в некоем серьезном смысле. Задача священника, по существу, –представлять человека Богу и Бога человеку. Потому и Тимофей (1 Тим. 1:18), и другие сотрудника Павла, а также и всякий верующий (1 Тим. 2:8; 1 Пет. 2:9) может и призван совершать священнодействие-молитву в отношении власть имущих!
Труднее всего с «благодарением». Можно просить у Бога суда на нечестивых власть предержащих. Можно просить для них мудрости и другие добродетели. Можно благодарить Бога за хорошего правителя (хотя поди пойми их…). Но благодарить вообще и благодарить Бога в том случае, если правитель – тиран, самодур или коррупционер, очень непросто.
Вероятно, воспринимать буквально это повеление не стоит. Иначе можно дойти до абсурда. Видимо, Павел призывает служителей и простых верующих к общему благодарному состоянию духа (1 Тим. 1:12; 4:3-4; 2 Тим. 1:3 и ср. с 3:2, «неблагодарны»). Такое состояние дает свободу и ощущение участия в Божьем победоносном управлении миром. Оно также дает силу и уверенность, когда выпадает возможность поделиться Евангелием даже с глубоко аморальными людям, включая правителей (2 Тим. 4:17).
Мы благодарим и благодарны несмотря или даже вопреки худым обстоятельствам и развращенным людям. В Деян. 27:35 Павел «благодарил Бога перед всеми» присутствующими, включая представителей римской власти, едва выжив в морской буре и также будучи несправедливо обвиненным римским судом. Этим образом поведения он также провозглашал Евангелие без проповеди и христианских брошюр.
Такое отношение к жизни, обществу и властям должно быть присуще христианину даже тогда, когда власти достойны критики, как в случае с временами Иисуса и апостолов. Это не означает, что христиане и церковь должны закрывать глаза на нечестивое поведение правителей. Но это тема для другого разговора.
Иисус (согласно Евангелий; напр. Мф. 23), подобно пророкам Ветхого Завета, похоже, был более радикален, чем Павел (напр. Рим. 13; 1 Тим. 1:1-3; Деян. 24:3). Главное, чтобы мы критиковали или судили (с греч. крино и крисис), учась этому духовному искусству от Иисуса и других избранных слуг Божьих (пророков, апостолов).
«Не судите по наружности; но судите судом праведным!», – таковы слова Спасителя (Ин. 7:24). Ответственная, высокая задача! А иначе мир нас научит своим способам критики, и мы будем выполнять волю мира, а не Божью. И сами того не заметим…. Но, как я уже сказал, это предмет другого рассуждения.
Подчеркнем, что молиться обо всех людях и властях, включая даже деспотов и аморальных, и при этом сохранять благодарное настроение – это отношение к жизни и жизненная практика, которые угодны Богу-Спасителю (1 Тим. 2:3). В этом утверждении Павла есть некая богословская ценность, но я ограничусь лишь практической заметкой.
Быть угодным кому-то означает быть признанным им, играть по его правилам и быть с ним в одной связке, особенно когда нужно выполнить какое-то дело. Именно это совершил Иисус в Своей жизни и, будучи Богом-Сыном, стал нашим Спасителем, как и Бог-Отец является спасителем по самой своей природе и намерениям. Последователям Иисуса необходимо культивировать должную молитвенную жизнь, наполненную благодарением, как делал это их Учитель и Господин (Мф. 15:36) и как увещевал апостол Павел. А иначе наше отношение к жизни и направление мышления будет сформировано далекими от Бога медиаресурсами и их говорящими головам, ангажированными политиканами и их стимулированием низменных человеческих инстинктов. Бог и Его благодать нам в помощь!
И последнее и самое главное (в данном эссе): стих 2. Неужели Павел, жизнь и служение которого были полны смертельными опасностями, риском, гонениями и чреватыми неблагоприятными последствиями приключениями (2 Кор. 6:4-10; 11:23-32), мог пожелать Тимофею и верующим в городе Эфесе «тихую и безмятежную жизнь»? И как это связано с повелением молиться за всех и быть благодарными ввиду всех или даже вопреки всем (гонителям и противникам веры)? Говорит ли Павел, что нужно сидеть «тише воды и ниже травы», «не лезть никуда», «не будить лиха», чтобы чего доброго «нам не досталось» от тех, с кем мы не согласны с нашей евангельской (или даже личной) точкой зрения?
Вряд ли. Слова «тихий» и «безмятежный» (в Синодальной Библии) должны определяться не тем, что нам может показаться привычным смыслом из нашего жизненного лексикона, а в связи с последующими в втором стихе словами.
Первое слово – «благочестие», то есть посвящение, жизненные убеждения и практика, формирующиеся из полного уважения к Богу. Другое слово – «чистота»; употребленное здесь греч. слово семнотес означает также «достоинство» как высший и ответственный образ жизни по сравнению с общепринятым и потому заслуживающим уважением. В Послании к Титу 2:7 оно переводится как «неповрежденность». Если хотите, значимость этой добродетели в том, что окружающий мир не повреждает нашу посвященность, преданность, серьезное отношение к Богу-Спасителю, Которому угодна наша молитва за всех, потому что Он сам есть Спаситель всех (1 Тим. 2:3-4). И хорошо, если наши молитвы обрамляются также и настроем на благодарность, даже несмотря на малоприятные обстоятельства.
В свете этого фразу «жизнь тихая и безмятежная» следует понимать как описание жизни уверенной, спокойной, несмотря на обстоятельства, и потому стабильной, несокрушимой, неподатливой штормовым волнам окружающей жизни. Таковой она становится (пусть порой и в долгом процессе), потому что Бог покровительствует благочестивым и достойным («чистым»; см. Ис. 66:2).
Иллюстрацию этого можно привести из Псалмов Соломона (неканонические Писания примерно I в. до Р. Х., с которыми Павел был несомненно знаком), где сказано по нашей теме: «Господь защищает душу безмятежную, которая ненавидит несправедливость».
Так что Павел едва ли говорит о жизни по типу «тишь, гладь и Божья благодать». Он говорит об активной жизненной позиции, основанной на преданности Богу и Его спасительным деяниям, и о молитвенном подвижничестве, пропитанном благодарностью. Такая жизнь не поддается попыткам извне исказить ее и подстроить ее под стандарты мира. Как поет известная музыкальная группа (по другой теме, но в точку): «Не надо прогибаться под изменчивый мир…»
Я отдаю себе отчет, что идею о «тихой и безмятежной» жизни толкователи воспринимают в большей мере буквально как мирное существование, отсутствие вражды и войн. Этим стихом, истолкованным в социальном разрезе, обосновывал пацифизм Ориген («Против Цельсия). Иоанн Златоуст в проповеди на 1 Тимофею применил духовно-аллегорическое толкование и считал, что речь идет о победе над духовными страстями и достижении спокойствия в душе. Критический подход с радикальным акцентом на историчность настаивает, что христиане позабыли апокалиптический сценарий противостояния Бога и Его народа мирским властям и стали ратовать за мирное сосуществование с властями.
Уверен, что причины для таких и многих других толкований были, есть и будут. Но не является невероятным и понимание, предложенное в этом кратком эссе. Библейские темы и тропы, ссылки на которые здесь предложены, позволяют понимать фразу «жизнь тихая и безмятежная», заимствованную Павлом из его исторического контекста, в предложенном мной смысле. Ведь и Исаия, любимый пророк Павла, хотя и испытывал притеснения и трудности в своей жизни, в том числе и от властителей того времени и места, сказал такие слова:
«Господи, Ты даруешь нам мир, ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас. Господи Боже наш! Другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но лишь Тебя и только имя Твое мы славим» (26:12).
Во времена Павла именно боги, согласно языческим воззрениям, обеспечивали благостную жизнь, если они того хотели. И язычники приносили жертвы и возлияния «во здравие императора», чтобы «римский мир» не прекращался и процветание не останавливалось. В случае с Богом Творцом Вселенной (1 Тим. 1:17) благостная жизнь в настоящем возможна лишь отчасти, но ожидается при наступлении Его полноценного правления в будущем. Павел хотел, чтобы жизнь христиан была в первую очередь непоколебимой среди всех испытаний и под давлением мира, его властей и его методов, стоящей на твердом основании (2 Тим. 2:19).
И напоследок: от нас, молящихся за всех людей и за правителей и глав народов в том числе, хочется также высказать пожелание властям нашей современности созидательными (хотя и вызывающими некоторую полемику) словами Тертуллиана («Апологетик», 30 глава):
«Ведь мы в молитве за благополучие императоров обращаемся к Богу вечному, Богу истинному, Богу живому, Которого и сами императоры желают расположить к себе больше, чем всех прочих богов. Знают, Кто им дал власть; знают, будучи людьми, Кто дал и душу (жизнь). Чувствуют, что Он единственный Бог, в Чьей власти они пребывают, …. Разве нет? … Императоры обдумывают то, как далеко распространяется сила их власти, и, таким образом, постигают Бога; они понимают, что они сильны благодаря Тому, против Которого не могут проявить силу».
Телеграм-канал Мирт - https://t.me/gazetaMirt