Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Историческая конференция / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / Историческая конференция
Историческая конференция
Историческая конференция
23-24 января 2024 года в стенах Минской богословской семинарии прошла историческая конференция, посвященная ряду юбилейных дат в истории ЕХБ.
11.03.2024
1578

23-24 января 2024 года в стенах Минской богословской семинарии прошла историческая конференция, посвященная ряду юбилейных дат в истории ЕХБ.

Публикуем программу конференции, а также запись первого и второго дня конференции. Фотографии с конференции доступны по ссылкам (один, два).

Мы попросили организаторов, участников и гостей рассказать о конференции и поделиться своими впечатлениями.


Юрий Аркадьевич Апатов (исполнительный секретарь Евро-Азиатской Федерации союзов ЕХБ, член оргкомитета):

«Мы проводим наши ежемесячные онлайн молитвы за каждый из 12 союзов, составляющих нашу Федерацию. Обратили внимание, что у нас общая история евангельского пробуждения в каждой из стран, т. е., говоря об истории проповеди Евангелия в Грузии, Армении, Азербайджане, в Беларуси, Украине, России и других странах, мы вспоминаем одних и тех же служителей, подвижников, духовных отцов.

Из понимания единства истории евангельского движения в XIX веке родилась идея провести общую для всех евангельских христиан-баптистов Историческую конференцию в начале 2024 года. Именно с этим годом совпали пять юбилейных дат, начиная со 150-летия проповеди лорда Редстока и до 90-летия Славянского евангельского общества. Решили проводить конференцию не как «историю для историков и специалистов», а как «историю для всех», «историю для церквей».

Итак, что же мы хотели от конференции: вспомнить жизнь наших духовных отцов, подвиги их веры и чудесные действия Духа Святого, а также опыт пережитых гонений. «Помни весь путь» (Вт. 8:2) – стало девизом конференции.

Мы, оргкомитет, получаем хорошие отзывы о прошедшей конференции. Господь проявил милость, и, несмотря на все недоработки в подготовке и проведении конференции, мы испытываем глубокое удовлетворение и утешение. Трудно было провести одновременно конференцию в онлайне и реале — в Минской богословской семинарии. Страны от Австралии до США находятся в разных часовых поясах. Чтобы почувствовать общение и единство, пришлось решать сложные технологические задачи. Но помощь от Господа превзошла наши ожидания!

В программе конференции состоялась дискуссия «Израиль в истории братства ЕХБ». После презентации, показывающей исторические вехи взаимодействия братства ЕХБ и Израиля, представленной Львом Гринфельдом, на вопросы ответили эксперты: Григорий Комендант, Алексей Коломийцев, Олег Короткий, Вадьдемар Шельске — онлайн, а также находящиеся в Минской богословской семинарии: Леонид Михович, Сергей Гормаш, Иван Лепеша. Молитвенный итог дискуссии подвел Петр Мицкевич.   

Тема Израиля вызывает все большее внимание и интерес и в Церкви, и в обществе. Понятно, что библейский народ Божий Израиль и государство Израиль не одно и то же, однако здесь и сейчас в Израиле исполняются древние пророчества. Было высказано альтернативное мнение – не надо увлекаться Израилем. Все мнения мы принимаем молитвенно, проверяя разные точки зрения перед Богом. Однако знаем, что даже ученики, увидев воскресшего Иисуса, «поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 28:17).

А также Симеон пророчествовал: «сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). Истина Божья открывается, усомнившиеся становятся верующими. Израилю обещано спасение, и это будет благом для всех народов!»


Леонид Иванович Михович (председатель Союза ЕХБ в Республике Беларусь, член оргкомитета):

«Идея конференции возникла в недрах Евро-Азиатской Федерации в связи с рядом юбилейных дат в 2024 году. Вообще-то, первоначально планировалось провести ее в октябре 2023 в Грузии, но по ряду причин (и в связи со знаменательными датами) перенесли на 2024 г. Учитывая, что большая часть участников была из России/Беларуси, а половина участников участвовала через Zoom, решили провести в Минске, тем более, что здесь (на базе Минской богословской семинарии) уже проводили в онлайн-режиме во период пандемии Совет Евро-Азиатской Федерации Союзов ЕХБ, и у нас был опыт проведения такого мероприятия, плюс имелись стабильный интернет и необходимое оборудование.

Программой в основном занимался исполнительный секретарь ЕАФ Юрий Аркадьевич Апатов. С белорусской стороны добавили несколько тем, связанных с историей евангельского движения в Беларуси, первый доклад, представляющий богословское основание евангельского движения, некоторые другие материалы. Программа планировалась таким образом, чтобы могли подключаться братья из других славянских союзов, включая Австралию, Центральную Азию, Закавказье, Западную Европу, США.

В программе принимали участие ведущие конфессиональные историки евангельского братства на постсоветском пространстве, за исключением С.В. Санникова, авторы книг по истории, руководители Союзов и Ассоциаций ЕХБ, преподаватели истории, служители церквей и просто братья и сестры, интересующиеся историей. Рассмотрели вехи истории братства, повороты, стратегии развития, истории церквей и отдельных общин, вдохновляющие примеры героев веры. Пазл, можно сказать, сложился, и мы увидели полную картину, разве что тема Израиля (панельная дискуссия на эту тему) выпала из нее. До настоящего времени слышим отзывы, благодарные зрители и слушатели продолжают просматривать и прослушивать записи.

Вот один из отзывов сестры, присутствовавшей в зале:

 «Спасибо огромное вам и вашей слаженной команде за хорошо организованную конференцию! Это просто какое-то пиршество для ума, духа, с изысканными блюдами и красивой подачей. Получала удовольствие, радовалась. От грамотной красивой речи и изложения мыслей Попова даже эстетическое удовольствие. Спасибо за выводы и полезные уроки! Приятно было слушать братьев постарше: Рягузов, Тиссен — «старая школа», сколько мудрости, благоговения и страха Божьего.

Приятно осознавать, что так много умных, образованных братьев в нашем братстве, горящих сердцем за служение.

Славная история братства. Хочется, как минимум, не подвести. Хорошо бы продолжить начинания. Как максимум, с Божьей помощью умело использовать и развивать весь накопленный опыт!»


Павел Иосифович Осененко (член оргкомитета, дьякон церкви ЕХБ «Голгофа», г. Минск):

«Думаю на всех участников – и выступавших, и слушавших – конференция оказала особое впечатление. Пожалуй, за последние годы историческая конференция — это единственное событие в таком роде. Были конференции, посвященные юбилеям церкви или миссии, также пасторские, молодежные, женские конференции и на многие другие темы, но вот так чтобы только историческая конференция – это впервые. После окончания конференции очень многие проявили интерес к материалам на youtube.

Из организационных моментов: не простым делом было технически все настроить, но мы старались. Современные технологии дают много возможностей. Самым неожиданным в организации конференции было то, что мы не ожидали столько людей в зале. Вначале планировали около 20 человек, в основном докладчики, но в результате оказалось в первый день 45 человек. Большая благодарность Юрию Аркадьевичу за решение многих оргвопросов, особенно за контакты с известными личностями практически по всему миру, и привлечении их к участию в конференции».

Андрусь Унучак (участник, историк):

«Конференции по истории евангельского движения, которая прошла на базе Минской богословской семинарии, запомнилась разноплановостью. Здесь и доклады на разные темы, и обзоры научной исторические литературы, и панельные дискуссии, и конкурс на знание истории церкви. Для меня, как исследователя истории евангельской церкви Беларуси времен Великого евангельского пробуждения 1920-х – 1930-х гг., было очень полезно встретиться с братьями, коллегами по исследовательской работе, обменяться информацией и мнениями по важным вопросам истории евангельских церквей.

Считаю важным, что ведется не только исследовательская работа, но и издаются книги: сборники статей, документы, переводы и т.д. В этом плане следует ожидать нового уровня исследованности истории церкви. Поскольку очевидно возрастает объем накопленного и опубликованного материала, что позволяет историкам выходить на обобщения и концептуализацию относительно того или иного периода истории евангельской церкви в разных странах. Касательно Беларуси могу сказать, что у нас в стране возрастает интерес к протестантской истории как со стороны церковного сообщества, так и светских историков.

Особенно меня вдохновил случай из истории Самарской церкви ЕХБ. Суть в том, что в середине 1970-х гг. служитель церкви Юрий Грачев сказал братьям, что завещает 600 рублей на евангелизацию, которая пройдет на городской площадке. Все очень удивились самой мысли о массовой евангелизации в городе. Но прошло 16 лет, и в начале 1990-х гг. для аренды городского дома культуры, куда пригласили людей для разговора о Библии, понадобилось ровно 600 рублей.

История нам дает множество уроков, усвоение которых помогает с надеждой смотреть в будущее. Большое спасибо организаторам и всем участников конференции».


Игорь Витальевич Шайфулин (участник, Новосибирская Библейская Богословская семинария) отмечает, что конференция в целом представляет собой привычную юбилейную конференцию, на которой больше внимания уделено масштабам, единству, прославлению всего исторического пути или отдельных исторических деятелей. Игорь Витальевич считает, что, полезно и ценно посмотреть на единство наших истоков, хотя сегодня мы разделены государственной принадлежностью и, увы, не только этим. Однако, с другой стороны, по его мнению, хотелось увидеть больше научной честности и глубины. Участник конференции отмечает, что необходимо обращать внимание и на печальные и трудные страницы истории ЕХБ. Игорь Витальевич замечает, что было приятно услышать необычные доклады о почти неизвестных служителях прошлого. Такие конференции — прекрасная площадка для встреч и общения, полагает он. По его мнению, это ценный капитал, которого, к сожалению, лишены те, кто участвуют онлайн.


Андрей Николаевич Глушко (участник, администратор служения «Исторический семинар по истории евангельских течений в Казахстане и прилегающих территориях»):

«И радовался Езекия и весь народ о том, что Бог [так] расположил народ, ибо это сделалось неожиданно» (2 Пар. 29:36).

Не всегда внезапные события приносят в нашу жизнь положительные последствия, но этот семинар для меня напомнил стихийное благословение служения Господу в начале царствования Езекии - он был быстро организован и действительно принес радость утверждения общей веры баптистских церквей всего постсоветского пространства, единства духа, надежды, что Христово созидание в нас и между нами победоносно продолжится несмотря ни на что. Семинар также принес где-то через общий и восторженный, а где-то через скрупулёзный и аналитический взгляд в историю действия Спасителя в и через наших ближайших предшественников XIX-XX вв. Спасибо устроителям и докладчикам, соединивших своим старанием с прошлым не близким, но таким живым в Боге! Новая информация, новые выводы, вопросы и вызовы, проекты, контакты - слава Господу за такой радостный импульс к вере и к продолжению исторических трудов!»


Александр Морозов (гость, проповедник церкви «Воскресение», г. Минск):

«Хочу оставить короткий отзыв об исторической конференции проходившей в стенах МБС на этой неделе. Если совсем коротко, то: «ВАУ! Велик Господь!» Если чуть более развернуто, то это было потрясающее время, когда в одном месте и в одно время собралось столько уважаемых, авторитетных, глубоко знающих историю Пути братьев. Были озвучены подготовленные доклады на основании новых данных из архивов о жизни и служении таких братьев как лорд Редсток, И.С. Проханова, В.Г. Павлов и многих других героев веры. Андрусь поделился историей евангельского движения в Беларуси, которое началось и ширилось задолго до Реформации Лютера и Кальвина в Европе.

События и личности прошлых эпох демонстрируют могущество Евангелия, изменяющего сердца как отдельных людей, так и целых сообществ. Божественное водительство наших предшественников и их послушание призыву «идти и проповедовать Слово» оставили добрый пример для нас сегодня. В заключении пример от А.В. Синичкина: в церкви, как и у самолета должно быть два крыла - вероучение и благовестие. Неважно какое из них будет целое и крепкое, а какое сломано, он взлетит, только если оба будут одинаково хороши. Спасибо организаторам столь ценного мероприятия за высокий уровень подготовленности. Слава Богу, велик Господь!».


Во время конференции работала выставка христианских почтовых марок. Вот что пишет о ней Дарья Латышевич (член церкви «Голгофа», г. Минск), в коллекцию которой входят эти марки:

«Совсем недавно я раскрыла для себя еще один источник, благодаря которому можно рассказать о Боге и Его влиянии в мире. Это почтовые марки. Своим «открытием» я поделилась с участниками исторической конференции в виде выставки христианских почтовых марок. А бывают «христианские» марки? Да! Под этим термином я понимаю марки, иллюстрирующие библейское повествование или раскрывающие историю создания и перевода Библии. Но, кроме того, были также представлены и марки, повествующие о истории Реформации, христианства и миссионерства. На выставке было представлено 182 марки.

Меня впечатлило, что некоторые страны готовы выпускать миллионными тиражами почтовые марки с изображение библейского повествования. Или выпускать марку в честь юбилея перевода Библии в их стране. Или марки в честь юбилея приезда первого христианского миссионера. Значит для страны эти события представляют ценность. События, которые они готовы чествовать из года в год, напоминая людям о той истории, которую они должны помнить и ценить.

С этой точки зрения стало интересно наблюдать различные процессы, которые происходят вокруг марок. В каких странах выпускалось больше христианских марок, в каких меньше, в какие года? С чем все это связано? И начинаешь замечать интересные взаимосвязанные исторические параллели.

Например, после сексуальный революции в США постепенно уменьшается выпуск «христианских» марок или иллюстративное изображение носит неглубокий, декоративный характер. Показательным является и отсутствие христианских марок в странах СНГ за ХХ век. Впечатлило наличие христианских марок даже на африканском континенте. На выставке экспонировалась марка 1970 года в честь 150-летия издания Южно-Африканской Библии.

Но самым популярным экспонатам стала марка, выпущенная Бразилией в честь Всемирного баптистского конгресса в 1960 г., проходившем в Рио-де-Жанейро. Ее тираж составляет 5 000 000 экземпляров! Целый год (а может и больше) страна пользовалась «баптисткой» маркой. Заметка об этом конгрессе есть в „Братском вестнике“ в 5-6 выпуске 1960 г. На выставке также присутствовала и географическая карта с отмеченными странами, откуда были марки. Пока там совсем немного отметок. Но моя мечта, чтобы карта была полностью заполнена. Таким образом можно показать светскому обществу на примере их культуры, что Бог - Царь этого мира в каждом регионе, в каждой стране, от края до края».

Фотографии выставки доступны по ссылке.


Дарья также поделилась впечатлениями о конференции:

«Прошло несколько недель с исторической конференции ЕХБ, а послевкусие держится до сих пор. Погрузившись на два дня в исторический контекст, мы перенеслись во времена Редстока, Проханова, Павлова... Познакомились и с братьями, начинавшими служения в Средней Азии. Доклады были так интересно представлены, а обсуждение так живо, что, казалось, мы находимся в центре исторических событий. Немаловажным был и «дух места», ведь сама конференция проходила в «зале Проханова». Концентрация истории была максимальной!

Казалось, что нового можно сказать об истории баптистов? Но я была впечатлена, как изучение данного вопроса с каждым годом прогрессирует. Появляются новые исследователи, возникают новые факты, обнаруживаются новые источники, которые значительно дополняют или даже меняют изученный ранее нарратив. Моя самоуверенность в «знании» истории ЕХБ значительно пошатнулась. Я поняла, что на самом деле мало что знаю. И, честно говоря, этому очень рада. Ведь дальше меня ожидают часы, дни, года в изучении нашей истории. А может это непрекращающийся процесс? Конференция оказала влияние и на мое переосмысление служения Богу. Взяв пример с «наставников», захотелось ревностней и усердней трудиться во славу нашего Творца!  

Благодарю Бога за это прекрасное мероприятие, за братьев и сестер, которые занимаются изучением и популяризацией нашей истории, не только в рамках церковных, но и светских мероприятий. Пусть через историю имя Бога будет прославлено от края до края!»


Филипп Никитин:

Как участник конференции я также хочу поделиться впечатлениями. Если брать конференции, организаторами которых выступали конфессиональные институции и на которых мне удавалось побывать, — эта лучшая из таких. Было приятно ощутить заботу и внимание со стороны организаторов (особенно тронуло, что меня довезли от семинарии до автовокзала. Я планировал доехать на метро, но организаторы любезно предложили более удобный вариант). Было заметно, что конференция была подготовлена на высшем уровне и что для этого было затрачено много времени и сил.


Мы попросили пастора церкви г. Ейска Дениса Самарина, который ориентируется в теме «Церковь и Израиль», поделиться впечатлениями от панельной дискуссии «Израиль в истории братства ЕХБ»:

«Упомянутая панельная дискуссия, на мой взгляд, была больше похожа не на дискуссию, а на приветственные слова. По моему мнению, что-то похожее на формат дискуссии было лишь в выступлениях Антона Андрецова и Владимира Шельске.

Подобный формат мне представляется слабым с точки зрения представленных материалов. Выступления были похожи на какие-то вступительные реплики и высказывания. Создалось впечатление, что выступающие лишь вскользь обозначили свои позиции.

После просмотра дискуссии у меня возник ряд вопросов.

1) Лев Гринфельд заявлял, что мессианское движение ставит целью показать евреям Иешуа. В связи с этим высказыванием у меня возникает вопрос: в чем отличие мессианское движение от традиционного миссионерского движения и чем в принципе мессианское христианство отличается от традиционного христианства? Еще один вопрос, который возникает в этой связи: не является ли мессианское движение новым подвидом христианства? Ведь внутри мессианского движения есть обсуждения относительно богочеловечества Христа. Многие его представители признают Христа как Мессию, но не как Бога. А для христианского мировоззрения признание Христа как Бога — фундаментальный вопрос.

2) Есть также вопрос по диспенсационализму. Один из выступающих заявлял, что Израиль будет восстановлен, когда придет Миссия. Вообще эта точка зрения не является мейнстримом. Ее, конечно, придерживаются диспенсационалисты, но Священное Писание утверждает, что Христос придет для осуждения, а не для спасения, в том числе евреев.

3) Еще один участник дискуссии, Олег Короткий, отметил, что если принять теорию замещения, то это подорвет национальную идею Израиля. Выслушав это, у меня возник вопрос: не является ли эта позиция утверждением того, что спасение возможно по национальному признаку?»

P.S. О конференции была опубликована запись на сайте РС ЕХБ. Текст доступен по ссылке.

Еще читать