Главная / Статьи / Общество / РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II

Массовый интерес к Библии обычно возникает в связи с очередным духовным кризисом в обществе: "Я пошлю на землю голод,- не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания Слов Господних" (Ам. 8:11). В данном случае кризис возник в связи с многострадальной и очень давно ожидаемой крестьянской реформой.

Еще в начале XIX века Чаадаев писал в своем Втором философическом письме:

ничтожением крепостничества в Европе мы обязаны христианству. Почему же христианство не имело таких же последствий у нас? Почему, наоборот, русский народ попал в рабство лишь после того, как он стал христианским, а именно в царствование Годунова и Шуйских? Пусть православная церковь объяснит это явление". Христианский народ в 40 миллионов душ пребывал в рабстве!

Я думаю, что мы и сейчас не вполне понимаем значение этого факта. Кто платил налоги? Помещик. Все делал помещик: заседал в дворянских собраниях, учил, лечил, наказывал, женил, ремонтировал дороги, дома. При надобности продавал и покупал - крестьян. То есть крестьянин не был гражданином и не участвовал в жизни страны. Крестьянин должен был работать и служить в армии. Сколько? 25 лет. А работать? - До смерти.

Ну как можно было трогать эту систему, не разрушая всей отлаженной жизни? А Александр II тронул - он отменил крепостное право. И это был поступок, с его стороны, религиозный. У нас есть уникальный документ, изданный императором, о том, что предшествовало этой главной реформе:

“В 1856 году, когда я наследовал имперскую корону, Святейший Синод на конференции, состоявшейся в Москве, обсудил средства распространения Слова Божьего самым обильным образом среди русских православных и признал необходимость перевода Священного Писания на русский язык.

При завершении этого их огромного труда в 1876 году, признавая духовные блага, которые паства национальной Церкви из этого впоследствии извлечет, я чувствую своим священным долгом выразить мою искреннюю благодарность Священному Синоду, который в исполнении этого труда себя увековечил...

Я молюсь Богу, чтобы Он проявил освящающее действие Своего святого Слова для развития русского народа в вере и благочестии, на которых основывается истинное счастье империй и наций".

Таким образом, чтение Библии было официально узаконено, и оно стало жизнью нового религиозного возрождения спящих семян, посеянных прежде. Библия была одобрена как великая просветительная сила.

Крестьянская реформа неизбежно повела и к другим преобразованиям, ведь изменились все основы государственного и общественного быта. Появился новый многолюдный класс, который нужно было как-то приобщать к социальной активности. Дворянское самоуправление здесь не годилось. Хозяйственные дела нужно было передать народу, нужно было местное самоуправление, которое занималось бы народным образованием, дорогами, благотворительностью, медициной. Так возникло земство. Оно было подчинено губернатору и могло обращаться в Сенат. Земские собрания, земская управа, губернское земское собрание были путем к представительному образу правления, выходили в городскую Думу.

Административные центры должны были стать центрами народнохозяйственной деятельности. Солженицын в своей работе "Как нам обустроить Россию" обращался к этому историческому нашему опыту.

Судебная реформа у нас более известна благодаря знаменитым защитникам народа, адвокатам вроде Кони или же баптистского правозащитника Кушнерова, а также появлению суда присяжных заседателей для уголовных дел. Появились суды мировые, окружные, гражданские. Царь в 1864 году приказал "Водворить суд скорый, правый , милостивый и равный для всех подданных." Это вместо судов сословных .

Всем присяжным заседателям задавался один вопрос о подсудимом: виновен ли он? И если виновен, то заслуживает ли снисхождения? Изменены были все основы судопроизводства! Ведь дореформенный суд был под влиянием администрации, в нем царили подкуп и истязания. Отменены были телесные наказания: розги, плети, клейма, Появились следователи, защитники, публика на заседаниях судов.

Гласность! Вся система была основана на гуманных началах и отличалась достоинствами верного исполнения.

В 1874 году была объявлена реформа воинской повинности. Как и в других реформах, здесь было в корне изменено отношение к содержанию, смыслу этой повинности, которая перестала быть повинностью, а получила значение гражданского долга защиты государства. Большое внимание уделялось не муштре, а воспитанию, профессиональной учебе. В строю нужно было быть 6 лет, и в запасе - 9 лет.

Следующая группа реформ касалась государственного хозяйства. Россия стала терять характер патриархального, землевладельческого государства: были введены акцизы на вино, табак, соль и сахар. Железные дороги стали связью с миром. Умножилось число фабрик, заводов, банков. В 10 раз увеличилась торговля с иностранцами.

Высшие учебные заведения открылись перед крестьянским населением, а в 1878 году открылись высшие Бестужевские курсы и для женщин, а при гимназиях - педагогические женские курсы. Вместо церковно-приходских школ земства открывали светские начальные школы.

Таков круг великих преобразований Александра II. Но все они начались с того, что царь призвал нацию обратиться к Писанию!

Естественно, он возобновил деятельность Библейского общества и вернул Британское общество, а также Общество распространения книг Священного Писания в России. Вскоре после этого был утвержден устав книгонош, которые уже не единицами, а в массовом масштабе отправились достигать самых отдаленных уголков страны.

Это было в высшей степени благоприятное время для проповеди Евангелия в нашей стране! И именно тогда Бог послал нам миссионера лорда Редстока, а потом нашел целую плеяду аристократических служителей, богатейших людей России и воспламенил их сердца любовью к Богу и ближнему, и они отдали все, чтобы этот огонь стал Петербургским пробуждением и дошел бы и до нас. Я хотела бы жить в то время в России!

Но в связи с реформами Александра II посмотрим сейчас на наши собственные проблемы: какие реформы являются для нас неотлагательными?

Это земельная реформа, военная, образовательная, судебная! То есть точно те же самые. Они не были завершены при том царе, не были и при следующем, а потом и вообще было не до них, и вот сейчас они опять встают перед нами, и мы оказываемся в каком-то смысле в той далекой эпохе. И не перескочить через них, и не решить одним махом.

Нужно снова звать нацию к Писанию! Ведь за что убили самого благодетельнейшего нашего царя в 1881 году? Его убили, как писал журналист того времени Страхов, не потому, что бы была в этом какая-то необходимость, а просто потому, что в теории это выходило как-то особенно хорошо. С точки зрения наших собственных террористов из "Земли и воли" надо убивать, убивать и убивать, и тогда будет и земля, и воля. Нет, -говорит писатель, - это только цветочки! Нужна гибель многих городов, целых областей, чтобы люди опомнились.

Так оно и случилось. Опомнились, да не совсем. Нужно, чтобы во всех наших уголках люди читали, изучали, любили целительное Божье Слово и жили по нему. Без этого самые лучшие реформы захлебнутся.

Еще читать