Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Беглец из Глобальной деревни / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / Беглец из Глобальной деревни
Беглец из Глобальной деревни
Беглец из Глобальной деревни

Пророк из Торонто

19.05.2015
5994

Какие мысли родились в голове человека, впервые увидевшего Млечный путь? Бесконечность мира, которую не может вместить человеческий разум, и конечность мира, с которой этот же разум не может смириться. Может быть, именно тогда человек почувствовал всю глубину трагедии того, что когда-то потерял. Что может быть страшнее бездны внутри самого себя?

Человек всегда старался заполнить духовную пустоту. Он пытался сам воссоздать «светлое будущее», складывая его по кирпичику и… разрушая при этом реальность существующую. И все же, в самой глубине своего существа, он стремился и стремится создать «совершенную среду для совершенного человека». Этой идеей пропитаны произведения научной фантастики, об этом писали многие социологи в своих трудах, этим, наконец, стала заниматься «футурология» – наука о будущем, сформировавшаяся в XX веке.

Мечты о «виртуальной», возможной, потенциальной реальности давно будоражили пытливые умы. Над этим задумывались и Исаак Сирин, и Николай Кузанский, Василий Великий и Фома Аквинский.

Однако философская разработка этого явления появилась сравнительно недавно – во второй половине XX (уже прошлого) века. В работах ряда западных эстетиков, социологов и культурологов 60-х - 70-х годов плодотворно развивалась идея о мессианской роли художника, о художнике-творце, создающем собственный мир.

При этом большое количество теорий носило и характер прогнозов. Особое место в этих разработках уделялось роли средств массовой коммуникации (СМК), взаимодействия их с традиционными формами искусства и средствами информации. Одним из первых, еще в пятидесятые годы, к проблемам СМК обратился канадский ученый Герберт Маршалл Маклюэн, литературовед, социолог, культуролог. Начиная с пятидесятых годов, его имя не сходило со страниц популярных изданий, его книги выходили многотысячными тиражами, которые тут же раскупались, и его идеи продолжают оказывать влияние на развитие футурологии.

Маршалл Маклюэн родился в 1911 году в городе Эдмонтон на юго-западе Канады. Поступив в Манитобсктий университет, Маклюэн всерьез готовился стать инженером, не помышляя ни о какой преподавательской карьере. В 1933 году он получил степень бакалавра, а в 1934 – магистра.

Однако молодого инженера внезапно увлекла английская литература и в 1935 году Маклюэн поступил в Кембридж, где в 1942 году успешно защищает диссертацию на тему «Томас Нэш и его время» и получает степень доктора филологии. Параллельно он преподает в нескольких университетах. С 1947 года Маклюэн занимает кафедру профессора литературы Торонтского университета, крупнейшего научного центра Канады.

Начиная с 30-х годов, Маклюэн активно печатается в периодических изданиях. Именно этот период связан с принятием Маклюэном католичества. На его решение повлияло творчество знаменитого писателя и ученого Гилберта Кийта Честертона, работы которого Маклюэн в то время усиленно изучал. Во многом на взгляды Маклюэна повлияли те труды Честертона, в которых он говорил, что в современном западном обществе царит чувство взаимного отчуждения, неспособность к нормальному общению. Впоследствии это нашло отражение в философских трудах Маклюэна, посвященных развитию информационного общества и влияния средств массовой коммуникации на развитие культуры и искусства.

В середине 50-х годов интересы Маклюэна расширяются, не ограничиваясь литературой. Направление его изысканий скорее можно определить как междисциплинарное. В это время выходят в свет его первые философские работы, где он начинает описывать новое общество, во многом идеализируя его.

В первой половине пятидесятых Маклюэн стал руководителем семинара по культуре и коммуникациям в Торонто. Вместе с антропологом Эдмундом Карпентером он стал издавать журнал «Эксплорейшенз», освещая работу семинара в области междисциплинарных гуманитарных исследований. Маклюэн обращается к теме влияния электронных средств массовой коммуникации на формирование современного общества, все больше тяготея к прогнозированию последствий применения новых СМК. В 1951 году выходит в свет его первая работа «Механическая невеста. Фольклор индустриального человека», которая была посвящена проблемам рекламы и ее воздействию на современного американца.

Маклюэн оказался на редкость изобретательным и оригинальным философом. В то время как его коллеги и не думали о том, чтобы зарабатывать на публикации своих трудов (подчас трудно воспринимаемых обыкновенным читателем), он публиковал книги, тираж которых почти мгновенно исчезал с полок книжных магазинов. Этому способствовала не только его скандальная репутация исследователя современной поп-культуры, на редкость противоречивого и запутанного. Маклюэн сам разрабатывал новые приемы оформления книги, разрабатывал синтетические виды искусства, в которых совмещались средства разных видов передачи информации.

Безусловно, Маклюэн-философ этого периода был утопистом, идеализируя общество будущего. Основным предметом его исследования стали новейшие средства массовой коммуникации. В своих работах он предвосхитил появления Глобальной сети и проблемы сетевого сообщества.

В 1963 году он достигает пика своей карьеры – становится директором Торонтского центра культуры и технологии, который занимает почти до самой своей смерти. В это время появляются его основные работы, в которых он прогнозирует развитие общества: «Галактика Гутенберга» (The Gutenberg Galaxy, 1962), «Понимая медиа: продолжения человека» (UnderstandingMedia: The Extensions of Man, 1964), «Война и мир в глобальной деревне» (War and Peace in the Global Village, 1968). Эти книги были написаны в яркой, оригинальной манере, так свойственной Маклюэну.

Журналисты буквально осаждали канадского ученого, который всякий раз радовал работников СМИ своими парадоксальными заявлениями и афоризмами. «Мы придаем форму орудиям труда, а они, в свою очередь, формируют нас». «Наличные деньги – это кредитные карточки бедняков». «Может оказаться, что шизофрения – это необходимое следствие образованности». Это лишь некоторые афоризмы, сделавшие его желанным гостем телевизионных ток-шоу, журналов и газет. Благодаря своим прогностическим заявлениям Маклюэна журналисты стали награждать его всевозможными прозвищами, одно из которых прочно закрепилось за канадским мыслителем – «пророк из Торонто».

В чем же состояли взгляды на развитие цивилизации Маршалла Маклюэна? Основным двигателем развития истории цивилизации Маклюэн видел отнюдь не классовую борьбу, а смену технологий, которую в свою очередь провоцирует смена средств массовой коммуникации.

Этой теме посвящена, пожалуй, главная и самая известная книга ученого «Галактика Гутенберга». Маклюэн утверждал, что тип общества напрямую зависит от господствующего в нем типа массовой коммуникации. До изобретения письменности человек жил в «аудиовселенной», где его окружала устная речь. Изобретение алфавита позволило человечеству вступить в новую эпоху своего развития – эпоху техногенной цивилизации.

Эпицентром взрыва технологий Маклюэн считал изобретение Гутенбергом печатного станка, детонатором же этого взрыва стало гусиное перо. В это время, по мнению ученого, началась эпоха отчуждения человека от общинности, так как каждый человек стал познавать мир индивидуально через печатное слово.

В XX веке произошел новый технологический взрыв – вторая техническая революция – изобретение новых электронных СМК, что позволило человеку вновь вернуться к «племенному» восприятию мира.

Итак, в развитии цивилизации Маклюэн выделял три основных этапа:

I этап - первобытная дописьменная культура, основанная на принципах естественности и коллективности образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира благодаря устным формам связи и передачи информации;

II этап - культура письменно-печатная, заменившая устно-эмоциональные формы общения книжными и утвердившая вместо естественности и коллективизма дидактизм, индивидуализм и национализм;

III этап - современный, отходящий от принципов «гутенберговой галактики» в сторону возрождения естественного слухо-визуального многомерного восприятия мира и коллективности, но на новой электронно-индустриальной основе с помощью замещения книжно-печатных языков общения радиотелевизионными средствами массовых коммуникаций.

Маклюэн считал, что электронные слухо-визуальные средства связи являются силой, способной в корне менять все стороны человеческой жизни и судьбы мировой истории. Более того, ученый утверждал, что новые средства электронных СМК – это зашифрованное послание Бога цивилизации, которое человечеству еще предстоит расшифровать.

Один из западных исследователей творчества канадского ученого Гэри Вулф в своей работе «Мудрость Св. Маршалла, Священного Глупца» (2001, журнал Wired), особое место уделяет религиозным воззрениям Маклюэна. Безусловно, его религиозные воззрения так же оригинальны, как и философские взгляды, но нельзя не отметить, что и они к концу его жизни изменились.

Маклюэн, казалось, почувствовал к какой опасной черте привели его неортодоксальные взгляды на развитие цивилизации. В своих поздних работах его оптимизм по поводу идеализации технократического мира будущего сменился настороженностью, а подчас и откровенной боязнью наступления эры «Глобальной деревни». Ученый был хоть и парадоксальным, но отнюдь не глупым человеком, наблюдая, что вместо расширения кругозора потребителя информации, электронные СМИ погружают его в мир порока, заваливая «информационным мусором». Безусловно, ученый прекрасно видел и сознавал опасность будущих политтехнологий, позволяющих более эффективно манипулировать обществом.

Маклюэн остался настоящим ученым, умеющим и нашедшим в себе силы признать свои ошибки. Он увидел, что вместо свободы и возвращения «чувства всеобщности и сотрудничества», человечество погружается в еще большую отчужденность и враждебность. Он увидел, как его надежды на то, что электронная цивилизация совершит мощный духовный прорыв и приведет человечество к непосредственному контакту с Богом, рушатся с каждым днем все основательней.

К концу своей жизни он уже не хотел жить в «идеальной» Глобальной деревне, утверждая, что современная идея Глобальной деревни как места, где царит всеобщая гармония и промышленное процветание, - не более чем сказки для туристов. Именно ему принадлежат страшные и пугающие слова: «Электронная вселенная – это не что иное, как бессовестный обманщик, вульгарное и омерзительное олицетворение Антихриста».

Выдающийся ученый и мыслитель Герберт Маршалл Маклюэн умер в 1980 году. По его желанию на надгробном камне его могилы были высечены слова: «Истина сделает вас свободным». Похоже, после многолетних поисков и метаний знаменитый ученый нашел свою свободу и истину. Найдет ли Истину человечество эпохи Глобальной деревни?

Еще читать