Женский вопрос
Преамбула
В России активно обсуждается законопроект о домашнем насилии – подобные уже давно приняты в большинстве стран Европы и бывшего СССР, но в нашей Госдуме у него много противников. Пока депутаты обсуждают, навредит ли закон статусу мужчины как «главы семьи», многочисленные жертвы домашнего насилия остаются наедине с проблемой – и помочь им могут только некоммерческие организации или близкие. Среди противников закона многочисленные патриотические организации, сообщества казаков, утверждающие, что законопроект противоречит семейным ценностям и будет разрушать семьи. Что может сказать в данной ситуации религиозное сообщество? Нужно ли верующим реагировать на возникающие общественные проблемы? И можем ли мы дать библейские ответы? Данный материал – это попытка ответить на эти вопросы.
Конституция РФ. Ст. 19:
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (http://konstrf.ru/19 ).
1. История вопроса
В России за проступки было положено бить женщину плетью; плеть, предназначенная для жены, называлась «дурак», при этом не рекомендовалось бить жену железными и деревянными предметами. Считалось, что через побои женщина «очищается», а если этого не делать, то она обязательно впадет в порок, а те мужчины, которые не били своих жен, считались слабовольными и занимающимися самогубительством. Из этой эпохи произошла поговорка «Бьет – значит любит».
Церковь толковала замужество женщины как переход в высшее состояние, перерождение, единение с новым мужем – созданием с ним «одного целого». Главной добродетелью женщины считалось «духовное воспроизводство человека» и «благословенное рождение и воспитание ребенка», которое она могла главным образом реализовать в кругу своей или новой семьи (Википедия).
«Подобает мужьям поучать жен своих с любовью и благорассудным наказанием. Жены мужей своих спрашивают о всяком благочинии, как душу свою спасти, и Богу, и мужу угодить, и дом свой хорошо строить, и во всем мужу покоряться, а что он накажет, то с любовью и со страхом внимать и творить по сему писанию. А в гости ходить и к себе звать и связываться, с кем муж велит» («Домострой», главы XXIX, XXXIV, XXXVI, XXXVIII).
Отцы Церкви и святые о женщинах
Тертуллиан: «Вы – врата дьявола, вы – открыватели запретного древа, первые нарушители божественного закона. Вы совратили того, на кого не осмеливался напасть сам дьявол. Вы разрушили образ Божий – человека».
Климент Александрийский: «Становится стыдно при размышлении о том, какова природа женщины».
Григорий Чудотворец: «Один человек из тысячи может быть чистым, женщина – никогда».
Св. Бернард: «Женщина – это орган дьявола».
Св. Антоний: «Ее голос – это шипение змеи».
Св. Киприан: «Женщина – это инструмент, который дьявол использует, чтобы завладеть нашими душами».
Св. Бонанвентура: «Женщина – это скорпион».
Св. Иоанн Дамасский: «Женщина – это дочь лжи, страж ада, враг мира».
Св. Иоанн Златоуст: «Из всех диких животных самое опасное – это женщина».
Св. Григорий Великий: «Женщина обладает ядом кобры и злобой дракона». http://www.deto.ru/learn/node/217
«Не должно заботиться об опрятности больше, чем это угодно Богу. Грешат перед Ним женщины, когда смазывают кожу кремами, румянят щеки, подводят тушью глаза, обрезают коротко свои волосы, надевают мужскую одежду. Видно, творенье Божье им не нравится, если они находят в нем недостатки, если осуждают премудрость Творца, ибо исправлять сотворенное Богом – значит осуждать Его. А учит их этому никто иной, как дьявол. Кто еще мог научить безобразить человеческое тело, как не тот, кто порочностью изменил его дух. Именно лукавый изобрел все эти уловки, чтобы внутри нас вести войну против Бога» С.Ф.Тертуллиан. http://www.komiprav.ru/proekty/duhovnyj-listok-20123/dekabr/duhovnyj-istochnik-22-dekabrja-2014-1346
Долгое время христианское духовенство не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу? В середине VI века Маконский церковный собор в числе прочих важных вопросов рассматривал и эту сложную проблему. Почти половина присутствующего духовенства категорически отвергла даже само предположение о том, что женщина может иметь душу, и лишь с перевесом в один-единственный голос собор христианской церкви признал, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все-таки имеется некое подобие души.
Христианская религиозная философия Средневековья однозначно и жестко закрепляет идею неполноценности женщины и определяет ей положение похотливой и нечистой во всех отношениях твари. Помимо этого именно христианские Средние века породили женоненавистническую ведьмоманию.
В 1484 году Папа Иннокентий VIII издал буллу, в которой предоставлял практически неограниченные полномочия в деле охоты на ведьм. От подозреваемых женщин добивались признания с помощью пыток. «Виновные» подлежали сожжению на костре. Вся Европа была освещена заполыхавшими кострами инквизиций, в которых горели женщины. Часто вина «ведьмы» заключалась в том, что она «дьявольски» привлекательна.
В 1487 году в Кельне была издана свирепая книга доминиканцев, сыскного дела Римской церкви, – «Молот ведьм», – ставшая настольной книгой и справочником инквизиторов. Арсенал пыток над женщинами заметно пополнился новыми методами и приемами. http://www.uznaipravdu.info/topic-61.html
Все, чем владела женщина до начала XX века, если она, конечно, не была королевской крови, принадлежало ее отцу, братьям или мужу. Счетами в банках, землями или бумагами она могла управлять, только если оставалась вдовой. В остальное время предел ее власти – дом и слуги.
Из пособия «Книга только для леди: руководство по интеллектуальному совершенствованию и нравственному поведению»:
«Репутацию умной женщины приобрести проще простого. Чтобы ее получить, знаний нужно меньше, чем у школьника... https://eksmo.ru/selections/eto-neprilichno-ili-pyat-prichin-pochemu-vam-ne-zakhochetsya-zhit-v-xix-veke-ID15395262/
В СССР в 1930 году Сталин объявил, что женщины уже достигли своего полного освобождения. Стремительная индустриализация был основана на мобилизации женского труда дома и на работе. В 1930-х годах было принято жесткое трудовое законодательство, согласно которому опоздание на работу на 20 минут становилось уголовно наказуемым. По этой статье за опоздание в заключение отправлялись женщины с грудными детьми, беременные женщины, те, которые задерживались из-за болезни ребенка. Верховный суд утверждал все эти приговоры.
Женские политические организации отныне предназначались лишь для того, чтобы восхвалять советских женщин во внутренней и внешнеполитической пропаганде.
Освобождение отождествлялось с участием женщин в наемном труде, которое достигло в СССР невиданных доселе масштабов (за исключением только мусульманских республик). Однако женщины по-прежнему были заняты в основном на низкооплачиваемых работах и на нижних уровнях партийно-государственного аппарата.
Социальная разница в положении мужчин и женщин объяснялась и оправдывалась психологическими различиями между ними. https://studfiles.net/preview/3209099/page:5/
– Эй ты, пей! – сказал Сталин своей жене Надежде Аллилуевой во время застолья. Кремль. 15-я годовщина революции.
– Я тебе не «эй», — сказала она, вышла из-за стола и спустя некоторое время выстрелила себе в сердце из немецкого пистолета «Вальтер». Надежде Аллилуевой было 32 года» (Википедия).
2. Насилие над женщиной в современном мире и его последствия
"Конечно, мы, мужчины, очень хотим, чтобы женщины были украшением нашей жизни. Но становится ли женщина украшением нашей жизни - это зависит, прежде всего, от нас" (Владимир Путин).
По данным доклада Всемирной организации здравоохранения, опубликованного в 2013 году, 35% женщин во всем мире становились жертвами физического и/или сексуального насилия. Большинство таких случаев – это насилие со стороны мужей или интимных партнеров.
Согласно докладу правозащитной организации Human Rights Watch от 2018 года, число насильственных преступлений в отношении членов семьи в России неуклонно растет: если в 2012 году было зафиксировано 32.845 таких случаев, то к 2016 году общее количество преступлений выросло до 64.421. В 2017 году, после декриминализации домашнего насилия, количество звонков на Всероссийский телефон доверия для женщин выросло почти на 30% и в 2018 году составило 31.190 обращений.
По данным исследования, проведенного Росстатом и Минздравом РФ в 2012 году, по меньшей мере, каждая пятая женщина в течение жизни подвергалась физическому насилию со стороны партнера.
В разных источниках со ссылкой на МВД приводятся данные о смерти от 10 до 14 тысяч женщин ежегодно – последнюю цифру для наглядности часто представляют как "40 смертей в день". https://www.bbc.com/russian/russia/2014/10/141025_russia_sexism_violence_stereotypes
При этом официальная статистика не учитывает огромное количество случаев, когда женщины просто не обращаются за помощью (по данным Human Rights Watch, 60-70% потерпевших), и охватывает только физическое насилие.
Несмотря на появление документов, гарантирующих равноправие женщин, и особые преимущества Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, права женщин остаются вне основной международной защиты прав. Отказ от международных обязательств оказал негативное влияние на защиту женщин в рамках внутреннего права. В реальной жизни правами женщин пренебрегают, и зачастую очень грубо.
К несчастью, список преступлений против женщин можно продолжать до бесконечности: это физическое и сексуальное насилие, запугивание, экономическое притеснение, отсутствие контроля за здоровьем женщины, вредные религиозные и традиционные обряды, более короткий срок обучения по сравнению с мужчинами и мальчиками, ограничения на владение собственностью, недоступность некоторых форм трудовой деятельности. https://www.zakon.kz/4940968-konventsiya-o-pravah-zhenshchi
Из интервью Германа Стерлигова, российского предпринимателя, миллионера, православного верующего:
Ведущая: Вы хотите сказать, что женщина должна терпеть побои? А женщина может мужа розгами ударить?
Стерлигов: Женщина – собственность мужа. Хочет – пусть хоть убьет. Пусть баба сидит и боится, тогда не будет ни разводов, ни абортов. Не лезьте в семьи, мужчины сами разберутся. Кого надо побьют, кого надо – не тронут. Государство не должно защищать женщин, женщина должна рожать и молчать, рожать и слушаться.
Пострадавшая от насилия приглашенная гостья: Вы хотите сказать, что я, избитая и изнасилованная мужем женщина, не человек, меня можно бить и насиловать?
Стерлигов: Как может изнасиловать муж? Вы – его собственность. Он взял ему положенное. Бил? Ну думайте, думайте, чем не угодили».
Ведущая: Вы считаете, что изнасилований вообще не существует? Вы в своем уме?
Стерлигов: Если ее изнасиловали, значит, она вышла из зоны защиты. Пошла куда-то одна, оделась неподобающе, выбрала не ту компанию, накрашена, не спросила разрешения у мужа пойти куда-то. Ну и кто виноват? Она! Зачем нормальной женщине выходить из дома одной? Зачем ей вообще куда-то идти? Пусть сидит дома, и никто ее не изнасилует.
Опрос в процессе программы: виновата ли жертва в насилии? 46% – да.
В декабре 2018 года Дмитрий Грачев привез 25-летнюю жену Маргариту в лес, где отрубил кисти обеих рук, – одну удалось спасти, вместо второй теперь бионический протез.
После посещения православного священника один из учеников гимназии анонимно написал у себя в блоге: «Мы узнали, что в насилии всегда виновата жертва (спровоцировала), сожительство и секс до брака – грех, а единственная цель в жизни женщины – деторождение».
Из истории сестер Хачатурян:
«Он считал себя человеком Бога и думал, что Бог его во всем защищает, а дочерей называл грешницами, исчадиями ада, грязными шлюхами».
«Говорил, что терпеть – обязанность женщины, тем более он приносит деньги в дом и всех содержит. А если бьет, виновата сама».
«Он считал себя праведником, человеком Бога, которому все прощается, если замаливать грехи в храме. А сразу после церкви мог приехать и избить меня за не вовремя поданный обед».
Следствие имеет сведения как минимум об одном эпизоде, когда Хачатурян склонял двух дочерей к групповому сексу. При этом чаще отец домогался Ангелины. С 2015 года она становится его главной жертвой – близкие сестер рассказывают более чем о десяти случаях сексуального насилия над девушкой-подростком». https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/12/20/79005-hachaturyan-tantsy-s-pistoletom?utm_source=push
На Кавказе все говорят, что очень уважают женщин, и, кажется, что это не может соседствовать с шантажом, насилием и вымогательством, которым подвергаются женщины, что в кавказских республиках вообще не должно быть насилия над женщинами. Но это, к сожалению, совсем не так.
«Любое твое движение в сторону, любой поступок, который можно оценить неправильно, дает повод сказать: „Это разве женщина?“ В формулировке „мы уважаем женщин“ уже заложена бомба. Не надо „уважать женщин“, надо нормально относиться к людям, – говорит журналистка из Дагестана Светлана Анохина. – Эти демонстративные вопли, что у нас женщин уважают, у нас женщина святая, „рай под ногами матерей“ – все это просто слова, которые обрамляют постоянную готовность унизить, пнуть, раскопать компромат, воспользоваться». https://mbk-news.appspot.com/suzhet/ili-ya-delayu-chto-on/
Председатель патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Димитрий Смирнов сравнивает женщин, сделавших аборт, с проститутками, которых в Москве можно снять за 100 долларов https://www.fontanka.ru/2019/10/18/069 (Я совсем не хочу оправдывать аборты или другие негативные явления, но уверена, что данная проблема требует более глубокого изучения. Осудить – всегда легче, чем помочь в ее решении.) Он считает русских мужчин нaционaльной трaгедией и в этом видит источник мaлодетности. При этом священнослужитель обвинил в причинах трагедии российских женщин, которые своей силой подавляют будущих мужчин в детстве https://nsn.fm/society/arbatova-v-ocherednoi-raz-stydno-za-rpts?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
3. Насилие над женщиной среди верующих
«И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «За что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (Мал. 2:13-16).
Елена Живова, бывшая жена православного священника:
«В машине едем, он останавливал машину и меня беременную бросал в канаву. Или, например, толкал меня беременную, чтобы я падала. Или, например, когда ехали в машине, он бил меня кулаком по ноге. Чаще всего бывало, когда он лез ко мне, я его отталкивала и получала всегда удар в грудь. Он пытался это скрыть. Естественно, он говорил, что это случайно. Но он мог чем-то в меня кинуть, разбить окно, порвать на мне одежду».
Насилие в семье, как говорит Елена, было разным. Елена принялась за духовные поиски и пыталась поговорить о насилии в семье со священниками, к которым она ходила исповедоваться. Из-за регулярных переездов Елена переговорила о личном с 15 разными служителями, но ни один не встал на ее сторону. https://tvrain.ru/teleshow/vechernee_shou/terpi_i_smirjajsja_diakon_15-476389/?utm_term=476389&utm
Руслан Саливончик, пастор Кобринской церкви ЕХБ:
«Многие мужья поступают вероломно по отношению к своим женам. И у них это уже пришло в закостенелую привычку. Они думают, что их молитвы слышит Бог. Нет! Бог не слышит их молитвы и прошения. Бог тот же! Он не принимает такую жертву хвалы, потому что Он слышит вопли их жен.
Мужья извратили семейные отношения, злоупотребляя властью, установив чуть ли не казарменный порядок в их семьях… Господь говорит через пророка мужьям: «Вспомни, кто она твоя спутница! Она твоя законная жена! Самый близкий человек! Ради нее и любви к ней, ты готов был оставить родных и близких, отца и мать. Кость от кости твоей и плоть от плоти твоей – жена твоя. Она жена юности твоей!»
Вспомни, как ты познакомился с ней! Какие чувства овладевали тобой?! Как ты сделал ей предложение. Она, видя какой ты благородный, прекрасный, согласилась идти с тобой по жизни, добровольно, поверив тебе. Согласившись быть помощницей тебе в жизни, любить тебя одного и уважать». https://trubchyk.livejournal.com/958081.html?fbclid=IwAR3dXxxPPoz1iIMUdLCUtDQSKcYgwMAaCt1eqqiCrZTSe1ChPMi2w0-yRQc
Трудно сказать, насколько распространено физическое насилие среди верующих, хочется надеяться, что это единичные случаи. Но эмоциональное и психологическое насилие, на мой взгляд, не редкость в собраниях.
Чтобы не быть голословной, приведу пример из собственной христианской жизни. Однажды мне пришлось испытать на себе определенную травлю со стороны руководства собрания, когда систематически, день за днем, на протяжении нескольких месяцев мне и другим верующим внушалось крайне негативное мнение о моем плохом характере, неуважении к служителям, ложном богословии и т.п. Мне не давали возможности поговорить с собранием, запретили участвовать в служении и, в конце концов, вынудили уйти. Если вы подумали, что на этом преследования закончились, то вы ошибаетесь: пастор продолжал распространять клевету, звонил в Москву, моему новому пастору и др.
Все близкие верующие (многие имели аналогичный опыт) предупреждали о бесполезности любых попыток противостоять насилию со стороны пастора, но у меня была надежда добиться помощи. Я обратилась к знакомому служителю, представителю руководства Российского союза ЕХБ с просьбой разобраться, продолжая верить в то, что верующие, тем более служители, поступают по Писанию и не поддерживают насилия в любой форме.
Оказалось, что это было лишь иллюзией: вопреки заповедям Писания (см., например, Втор. 19:16-21) со мной даже не встретились, не поговорили, не попытались разобраться. Ведь, с одной стороны, был пастор, которых и так не хватает, с другой, какая-то женщина, которая в этой системе никто и ничто. Отвержение – это одна из форм насилия над личностью, когда человеку демонстрируют, что его не хотят слышать, он просто не существует.
Как думаете, все это формирует уважение к служителям? Или доверие к церкви?
Пишу об этом не для того, чтобы оправдаться, свести с кем-либо счеты или реализовать собственные обиды. Я давно вышла из этой ситуации, являюсь членом Христовой церкви, очень уважаю и ценю нынешнего пастора. Дело не в личных обидах, не в доказательствах чьей-либо правоты, а в том, что насилие над сестрами (и братьями тоже) в собраниях существует, но проблема не озвучивается и не обсуждается, не говоря о поиске ее решения.
Очень хорошо об этом пишет Наталья Гурмеза в своей статье «Вопросы Истины, или «Нарцисс, иди домой» в газете «Мирт». Описанный ею случай является ярким доказательством того, что насилие над женщиной вышло за пределы конкретных собраний и стало общепринятой нормой.
Почему мы уверены, что там, где есть насилие, будет работать Дух Святой? Почему считаем любое собрание Церковью? Почему стремимся к миру и единству, но служителей и братьев ставим выше других? Почему выбираем мирские методы, забывая, что есть лишь один путь – Иисус Христос? Почему не боимся тщетно уверовать, тщетно чтить Христа? И почему избегаем открытых обсуждений?
4. Библейский взгляд на проблему
«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:27-28).
Самое первое, что следует отметить: Бог и насилие несовместимы, любовь и ненависть не могут сосуществовать вместе, а свобода выбора, данная Богом, не может быть оспорена людьми. Господь лишь предлагает и никогда не применяет насильственные меры:
«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему…» (Втор. 30:19-20).
Попробуем разобраться в библейской истории вопроса. В первой главе Бытия говорится:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле. И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27).
Далее Писание раскрывает временные рамки творения: сначала Бог из праха земного создал Адама, которому дал заповедь не есть от дерева добра и зла (там же, 2:7; 16-17). Позже из ребра Адама Бог сотворил женщину:
«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего, и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (там же, 2:23-24).
Адам нарекает имя жене своей: Ева (Жизнь), ибо она стала матерью всех живущих (3:20).
Таким образом, по замыслу Божьему, человек – это некое целое, одна плоть, мужчина и женщина вместе. Оба они в одинаковой степени близки к Отцу, обоим дана власть над всем живущим на земле.
Гендерное равенство вытекает и из самой цели создания женщины. Сказано, что она должна быть «помощницей» мужчине. Столетиями толкователи считали, что употребляемое здесь слово «помощник» говорит о том, что женщина изначально создана подчиняться. Например, Жан Кальвин писал, что женщина – это «своего рода приложение к мужчине». Однако это неточно передает смысл этого слова. В еврейском языке оно имеет совсем другие коннотации, это скорее равный партнер, родственная душа, которая спасает Адама от одиночества (Глеб Ястребов, библеист, специалист по Новому Завету. http://www.religiopolis.org/publications/13001-neortodoksalnyj-matriarkhat.html
Иерархия возникает только после грехопадения: жене сказал Бог: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (3:16). В этом заключается наказание Божье за совершенный женщиной грех.
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте…» (1:28).
Итак, женщине Бог отдает важнейшую функцию продолжения жизни на земле, а мужчина должен в поте лица своего добывать пропитание (3:17-19).
Давайте задумаемся о важности роли женщины как матери человеческого рода.
Скажите, что может быть важнее этого? Ведь даже веру, Духа Святого мы получаем, родившись людьми. Кто может вместо женщины дать жизнь человеку? Какой социальный институт может заменить материнскую любовь, тепло материнских объятий и нежность материнских рук?
Какие научные открытия или технологические прорывы имеют смысл без продолжения человеческого рода? Для чего нужна цивилизация, если не будет человека? Да и как будут возможны эти открытия, если женщины не будут брать на себя житейские проблемы?
Женщины берут на себя обеспечение мужа и детей, решая многие вопросы их жизнедеятельности, часто у них не хватает времени и сил на глубокое проникновение в Божьи заповеди. Дорогие мужья, братья, служители, помогайте своим женам и сестрам познавать истину, не будьте высокомерны, носите бремена женщин и таким образом исполните закон Христов (Евр. 6:2).
Нельзя не сказать о бездетности. Если Господь не дает женщине детей или внуков, то это совсем не означает ее неполноценности. Просто у Бога на нее есть другие планы. Как бы ни было трудно, нужно понимать и принимать волю Божью, научиться уважать Божий выбор как для себя, так и других.
Я пишу об этом не для того, чтобы доказать, кто главнее на земле, а о возвращении материнству, женщине Божьей значимости, уважения к ней. Неработающая жена, занимающаяся воспитанием детей и домашними делами, трудится не меньше, чем ее работающий супруг. Почему же часто нет необходимого уважения к ее труду?
Не могу не сказать о негативном. Господь дает женщине огромную силу, и если она использует ее против воли Божьей, она может творить великое зло, непосильное даже мужчинам. Таких примеров в Библии (как и в нашей жизни) великое множество, например, история Самсона. Далида решила погубить его, и ей это удалось:
«И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти (выделено мной). И он открыл ей все сердце свое…» (Суд. 16:16-17).
Будем честными: при всей своей немощности, мы обладаем великой силой, неправильно используя ее, мы можем отравить жизнь любому человеку! Однако это ни в коей мере не оправдывает даже малейшего насилия, в каких бы формах оно ни проявлялось.
Резюмируя вышесказанное, следует сделать вывод о том, что идеи правомерности любого насилия над женщиной являются искажением воли Божьей, подменой Писания человеческими взглядами. Поверьте, женщине, живущей в любви и заботе со стороны мужчин, никогда в голову не придут мысли о борьбе за свои права, феминизме и пр.
Мужской шовинизм убивает в женщине ее божественное начало, порождает в мире и церковной жизни идеи феминизма и движения эмансипации. Насилие есть богоборческая деятельность, которая является источником возникновения различных женских течений, служит основой появления богоборческих взглядов.
На этом можно было бы закончить, если бы не было Иисуса Христа, Он пришел на землю, чтобы примирить нас с Отцом, и взял на Себя все наши грехи. Пребывая во Христе, в Его Слове, мы становимся действительно свободными (Ин. 8:31-32). Мы освобождаемся не только от власти греха, но и от многих человеческих зависимостей, начиная с мамоны и заканчивая статусом или гендерной принадлежностью (освобождаемся от зависимостей, а не от статуса или половой принадлежности!). Выход из любой ситуации всегда существует и он только во Христе, Который есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Этот путь всегда начинается с прощения и пролегает через познание Христа. Нам всем необходимо отвергнуть человеческие ценности и возвратиться ко Христу. Чем раньше мы это поймем, тем быстрее научимся решать возникающие проблемы.
Телеграм канал газеты "Мирт " - https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/