«Здравствуй, тяжкая работа,
Плуг, лопата и кирка!» (Валерий Брюсов, «Работа»)
В древнем городе Кафа (нынешняя Феодосия) есть храм, построенный в XIV веке. Роспись этого храма выполнил Феофан Грек. В XV веке Кафа оказалась в руках турок. Желая спасти уникальную роспись, жители города заштукатурили и закрасили фрески.
Роспись обнаружили только спустя 300 лет… Все эти три века фрески были на своем месте, но их никто не видел. И только когда смыли более позднюю штукатурку, люди снова могли увидеть первоначальную роспись.
Подобной «штукатуркой» покрыты и многие сферы нашей жизни. И подчас мы даже не знаем, что эта «штукатурка» не входила в первоначальный замысел…
Когда Бог после грехопадения обратился к Адаму, Он сказал, что человек обнаружит последствия греха, прежде всего, в процессе своего труда. Труд – лучший способ убедиться, что «грех» не богословская абстракция, а реальная сила, действующая в нашем мире.
Сам язык напоминает нам, что вся человеческая деятельность «отягчена злом»: слово «работа» происходит от слова «раб»; «труд» – это выполнение того, что «трудно». Произнося эти слова, мы слышим оттенки несвободы, принуждения, несправедливости, боли, необходимости преодолевать трудности… И нет никаких намеков на свободное радостное сотворчество с Богом, о котором мы читаем в первых главах Библии. Именно поэтому слова проклятья – «в поте лица будешь есть свой хлеб» – приходят на память гораздо быстрее, чем поручение заботиться о саде.
Нам надо внимательно всмотреться в то, как действует грех в сфере труда. Не для того, чтобы в бессилии опустить руки, а чтобы увидеть, что многие вещи, которые мы привычно считаем «нормальными», таковыми вовсе не являются. Убрать лишние «слои штукатурки» и открыть для себя подлинный смысл того, что призвал нас делать Бог.
Сопротивление среды
Бог сказал Адаму, что отныне его усилия по возделыванию земли будут наталкиваться на сопротивление:
«…со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб…» (Быт. 3:17-19).
Сегодня истину этих слов мы видим не только в сфере сельского хозяйства, при реализации любого проекта приходится учитывать то, что принято называть «сопротивлением среды». Это сопротивление описать очень просто: для достижения результата нам всегда нужно больше, намного больше усилий и ресурсов, чем это видно при самых скрупулезных подсчетах.
Заметнее всего это на примере времени. Можно часто услышать, как специалисты по стратегическому планированию говорят: подсчитайте, сколько времени у вас уйдет на реализацию проекта, а потом умножьте полученный результат на два, и тогда вы получите более или менее реалистичный прогноз.
И этот принцип относится не только ко времени, но и другим ресурсам. Сложно даже представить, как выглядела бы деятельность человека, если бы нам не приходилось иметь дело с сопротивлением среды!
Отчуждение труда
Труд стал не только трудным, но часто – и бессмысленным. Разделение труда, которое дало невероятный рост производительности, а значит, и повышение благосостояния, имеет и обратную сторону. В современном мире человек редко видит конечный результат своего труда. И еще реже имеет возможность сам пользоваться тем, созданию чего он посвящает годы своей жизни. Единственный смысл, который он видит в своем труде – это возможность заработка. В итоге мы теряем связь с тем, что лежит в основании подлинно человеческой жизни: привилегией участвовать в Божьей работе по преображению мира.
Эксплуатация
Эксплуатация – это такой тип отношений, когда одна сторона заведомо берет больше, чем отдает. В молодежном сленге есть словечко «юзать» (от английского “to use” – использовать), которое очень точно выражает понятие «эксплуатировать». Несправедливость оплаты труда, организация мировой экономики таким образом, что богатые страны продолжают богатеть, а бедные становятся еще беднее, хищническое отношение к природе – вот некоторые примеры того, как извращается смысл труда в современном обществе. Христиане должны видеть в этих уродливых проявлениях действие греха, отделяя его от труда в его изначальном значении.
Безработица
Миллионы людей во всем мире лишены возможности трудиться, создавать что-то значимое для других, делать мир лучше и зарабатывать этим себе на жизнь. Даже если эти люди получают достаточное пособие и им не приходится вести унизительную борьбу за выживание, такая жизнь уродует их психику и разрушает самооценку. Еще больше людей (по некоторым данным, порядка 60% работников в мире) заняты в «неформальном секторе». Их труд ничем не защищен: им платят заведомо меньше, их могут уволить без объяснения причин, у них нет ни медицинской страховки, ни пенсии по старости…
Рабство
В современном мире порядка 46 млн людей находятся в рабстве. Речь идет не об «офисном» или «ипотечном» рабстве. А о рабстве в самом буквальном смысле этого слова: эти люди лишены свободы, у них забрали документы, они не могут отказаться от выполнения того, что требует «хозяин». Они работают буквально за еду, причем довольно скудную. По данным организаций, занятых решением проблемы рабства, в современной России таких людей порядка 800 тысяч!
Проклятье греха в сфере труда совершенно реально, осязаемо. Но не менее реально и искупление, совершенное Христом. Христиане призваны трудиться в мире, в котором все еще действует грех, потому нам неизбежно придется иметь дело с сопротивлением среды, с «терниями и волчцами».
Но сами мы уже не во власти греха. А значит, мы можем, более того – призваны, приносить искупление, совершенное Христом, в мир профессионального труда. Превращая тем самым свою работу не просто в средство заработка, а в священнодействие, в свидетельство о Христе и Его грядущем Царстве. Знаки приближения которого могут быть видны уже здесь и сейчас в том, как мы трудимся, и в том, что является результатами нашего труда.
Телеграм канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/