Если проклятье греха относилось в значительной степени именно к трудовой/экономической деятельности человека (Быт. 3:17-19), то не следует ли нам ожидать, что и спасение, совершенное Христом, по меньшей мере, затрагивает сферу труда и экономики?
В средневековой церкви утвердилось мнение, что Христос спасает «душу» человека, подразумевая, что «душа» – это вечная нематериальная часть человеческого существа. Несмотря на то, что в основании такого представления лежали идеи неоплатонизма, а вовсе не библейское учение, оно оказалось чрезвычайно живучим. Многие христиане и сегодня считают, что подвиг Христа не имеет никакого отношения к материальному миру, тем более к таким «грязным» вещам как труд, деньги и бизнес.
Результат такого учения весьма печален: в России среди евангельских христиан почти нет высококлассных профессионалов, а отношение верующих к труду такое, что христиане-предприниматели не хотят брать на работу людей из собственной общины. Кроме того, довольно многие «верные» члены наших церквей настолько глубоко увязли в кредитах и долгах, что на их погашение уходит почти весь заработок. Может быть, что-то не так с нашим пониманием спасения?
Христос Сам провозгласил, что Его миссия включает сферу экономики. В Своей проповеди в синагоге Назарета Он использует отрывок из 61 главы пророка Исаии:
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19).
Нищета, о которой говорит Исаия (а следом за ним и Иисус), это не только «нищета духа», но прежде всего недостаток средств, чтобы покрыть даже самые необходимые нужды. И Радостная весть для нищих, конечно, состоит не в том, что они останутся нищими: Христос утверждает, что преодоление нищеты и экстремальной бедности – это часть Евангелия.
Заключительные слова приведенной цитаты – это провозглашение Юбилейного года. Заповедь о Юбилее носит ясно выраженный экономический, социальный и, как сегодня сказали бы, экологический характер: обедневшие получают шанс начать все сначала, прощаются долги, восстанавливаются имущественные и социальные права (тем самым происходит восстановление социальной структуры), запрет возделывать поля и виноградники ограничивает эксплуатацию природных ресурсов.
Сегодня проблем в этих сферах не меньше, чем во время Исаии или земной жизни Иисуса. Нищета не преодолевается только проповедью и насаждением церквей. В современном мире нищета связана, прежде всего, с отсутствием достойно оплачиваемой работы, а потому «благая весть для бедных» состоит в создании рабочих мест. Провозгласить «лето Господне благоприятное» нужно не только на словах, но предлагая практические решения для экономических, социальных и экологических проблем современного мира.
Сегодня эти аспекты провозглашенной Христом миссии воспринимаются, в лучшем случае, как второстепенные по отношению к «спасению душ». Но давайте вспомним, что слово «душа» в Библии означает «жизнь» и относится к человеку в целом, а не только к его «нематериальной» части. А слово «спасение» имеет очень широкий спектр значений, среди которых – избавление от опасности, исцеление от болезни, победа над врагами, а также – целостность жизни.
Иными словами, спасение связано не только с нашей судьбой в Вечности, но имеет самое прямое отношение к нашей жизни и на земле. Христос указал, что основной проблемой человечества являются не внешние обстоятельства, а грех, разрыв отношений с Богом. Но подобно тому, как грех затронул все сферы человеческой жизни, так и искупление, совершенное Христом, также распространяется на все: здоровье, отношения в семье, расовые и этнические конфликты, а также – экономику, финансы и труд.
Сказанное выше подводит нас к еще одному тезису. Согласно Новому Завету, спасение носит всеобъемлющий, поистине вселенский характер. Мы читаем о том, что под главенством Христа должно быть «соединено и земное, и небесное» (Еф. 1:10). Иными словами, «земное» тоже должно быть покорено Христу, а значит, все, что происходит на земле, включая труд и экономические отношения, должно быть свидетельством совершенного Христом искупления.
Конечно, в полной мере владычество Христа в сфере экономики будет проявлено только на новой земле. Но это верно и в отношении всех остальных аспектов спасения: мы всё еще «много согрешаем» (Иак. 3:2), полная победа над грехом и смертью произойдет лишь в результате второго Пришествия Христа и воскресения мертвых.
Однако этот факт не снимает с нас ответственности прикладывать все усилия к тому, чтобы наша жизнь все более и более отражала Божью славу. И именно эти, пусть даже немногие, проявления «жизни будущего века» являются самыми убедительным свидетельством неверующим, что спасение – это живой опыт, а не просто «красивая концепция».
Такой же подход следует применить и в отношении трудовой деятельности и экономики. Наивно думать, что труд будет доставлять только удовольствие и радость. Надеяться, что если мы трудимся вместе с Богом, то нас всегда и во всем будет сопровождать успех – значит обречь себя на горькое разочарование. Глупо ожидать, что можно построить «христианский бизнес», который будет полностью свободен от последствий греха. Мы все еще не свободны от зла, которое действует как в мире, так и в наших собственных сердцах.
И все же искупление, совершенное Христом, открывает возможность трудиться не просто для пропитания, но через труд являть Бога, Его присутствие и действие в наших жизнях. И «знаки Царства Божьего» на рабочем месте ярче всяких слов указывают на реальность этого Царства.
Телеграм канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/