Обращали ли вы внимание, что «главным героем» почти каждой притчи Иисуса Христа о Царстве Божьем является… повседневный труд и/или денежные расчеты?
Судите сами:
– Притчи о сеятеле, о пшенице и плевелах, о горчичном зерне, о сокрытом сокровище и ряд других описывают Царство Божье на примере землепашца.
– Работа пастуха описана в притче о добром пастыре, а также – об овцах и козлах, рыбаки являются героями притчи о неводе, возделывание сада лежит в основе притч о смоковнице, о работниках в винограднике, о злых виноградарях и о двух сыновьях, а стройка упоминается в притчах о двух строителях и о человеке, который планировал строить башню.
– В основе сюжетов притч о закваске, о верном управителе и о потерянной драхме – ведение домашнего хозяйства (по-гречески эта деятельность называлась «ойкономия» – управление домом; отсюда – экономика).
– Бизнес вообще и торговля в частности тоже не остались без Его внимания: притча о драгоценной жемчужине, притча о талантах (пустить серебро в оборот, отдать серебро торгующим).
– Есть притчи, где Он говорит о Царстве Божьем на примере государственного управления, отправления правосудия и военного дела.
Иисус затронул почти все, существовавшие на тот момент, сферы человеческой деятельности. Кроме того, чтобы описать реальность Царства Божьего, Иисус использует примеры денежных расчетов – это притчи о талантах и минах, о неверном управителе, о прощении (сразу три разных истории), о драгоценной жемчужине, о сокрытом сокровище, о милосердном самарянине и о работниках на винограднике. И почти никогда в Его притчах не встречаются упоминания о храме или синагоге (за исключением притчи о мытаре и фарисее).
Почему так? Казалось бы, для объяснения небесной реальности намного лучше подошли бы примеры из религиозной практики, а не рыбацкая лодка или торговая площадь. Аргумент, что Иисус использовал «примеры, наиболее понятные Его слушателям», мало что объясняет: эти люди в синагоге или храме тоже чувствовали себя «как дома». И тем не менее, Христос намеренно говорит о небесном, опираясь на самые «приземленные» ситуации: Он видит Царство Божье, глядя на тяжелый труд землепашца или рыбака, наблюдая, как хитрый управитель обеспечивает себе «золотой парашют» и как хозяин решает конфликт относительно размера оплаты труда.
На мой взгляд, есть несколько причин, почему Иисус действует именно так.
Во-первых, уже сам тот факт, что Иисус учит о Царстве Божьем на основе примеров повседневного труда и экономических отношений, показывает, что к труду и экономике нельзя относиться как к чему-то «недуховному» или, тем более, греховному. И если наш труд уже здесь, на земле, может быть «окном» в Царство Небесное, то значит этот труд имеет не только временное, но и вечное значение!
Во-вторых, Он показывает Своим слушателям, что подлинное поклонение Богу проявляется не столько в том, как мы ведем себя во время богослужения, сколько в нашей повседневной деятельности. Заметим, что Иоанн не увидел в Новом Иерусалиме Храма: там не будет специально выделенного места для поклонения – поклонением должна быть вся жизнь. О том же говорит и Христос в Своих притчах о Царстве Божьем.
Наконец, используя примеры из сферы труда и экономики, Иисус давал Своим слушателям очень важные ориентиры жизни с Богом и служения Ему:
– Царство Божье – это драгоценность, ради которой стоит «продать все»;
– войти в Царство Божье – значит «пойти работать в виноградник»: важно услышать призыв, откликнуться на него и выполнить определенную работу;
– результат следования за Христом будет заметен не сразу, нужно иметь терпение, чтобы дождаться плода;
– не всякое действие, даже направленное на служение Богу и людям, приносит плод, тем не менее, нужно не переставать трудиться – плод обязательно будет;
– если человек ленится и не хочет прикладывать усилий, он может потерять все и в этой жизни, и в будущей…
Повторюсь, почти каждая из этих историй начинается со слов «Царство Божье подобно тому…». Иисус смотрит на повседневный труд людей, на то, как оплачивается выполненная работа, на то, как происходит торговля, – и видит, что вся эта деятельность, так или иначе, может многое поведать нам о Царстве Бога. Современные профессии не являются исключением. Любая ситуация в конструкторском бюро или на переговорах, в магазине или дома, в управлении поездом или государством в Его глазах становится «окном» в небесную реальность.
Способны ли мы смотреть на свой повседневный труд так, как на него смотрит Христос? Видим ли мы в работе программиста, кассира в супермаркете, инженера, водителя и банковского служащего современные «притчи о Царстве Божьем»? Получается ли у нас, выполняя свой повседневный труд, открывать тем, кто с нами соприкасается, окна в Небо?
Ведь только так мы сможем по-настоящему понять, что хотел сказать Христос в Своих притчах…
Телеграм канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka