Главная / Статьи / Общество / Библия о тоталитарности
Библия о тоталитарности
Библия о тоталитарности
Библия предельно категорична в оценке тоталитаризма: это абсолютное, беспримесное, стопроцентное зло, достойное только одного – неотразимой Божьей кары.
06.12.2020
706

Вызовы зла

Сведущий читатель, хорошо знакомый с содержанием Священного Писания, воспримет тему «Библия о тоталитарности», скорее всего, с недоумением. И напрасно, поскольку трудно отыскать где либо еще, помимо Библии, столь глубокое понимания сущности тоталитаризма и столь же безупречно верную оценку этого самого гибельного из всех состояний мира, лежащего во зле.

Понятие тоталитарности имеет негативный смысл и употребляется чаще всего применительно к злокачественным формам социально-политической реальности. Оно характеризует государственную, общественную и культурную жизнь масс в условиях диктатур, упразднивших при помощи репрессивных механизмов и насильственных методов все фундаментальные права и свободы граждан.

В Библии нет понятия тоталитарности, но архетип тоталитарности встречается неоднократно. Наиболее концентрированно он представлен в символических сценах Откровении Иоанна Богослова, где идет речь о планетарном государстве конца времен. Символом этого государства является тандем из двух звероподобных чудовищ, правителя и лжепророка, исполняющих повеления дракона-дьявола и установивших жесточайшую тоталитарную диктатуру. Этот образ-символ – древнее библейское пророчество о политической девиации тоталитаризма, ставшего в ХХ-ХХI вв. жизненной реальностью для миллиардов людей земли.

Тоталитаризм принадлежит к разряду политических универсалий, подобно монархии или демократии. То, что его практически не было в прошлом, говорит лишь о том, что тогда его время еще не наступило. Теперь оно пришло. Поздняя модерность распахнула для него врата, и он с невиданной энергией и брутальностью буквально вломился в современность, стал неотъемлемой частью жизни человечества.

Тоталитарность не является чем-то всецело социогенным и антропогенным. В ней явственно представлено темное мистическое начало люциферического, богоборческого характера. Если этого не учитывать, то почти все иррациональное в тоталитарных системах не будет поддаваться внятным объяснениям, а станет списываться гуманитарным сознанием по ведомству абсурда-безумия. Теологический анализ в данном случае совершенно необходим. Он не затемняет проблему тоталитарности, как иной раз утверждают обладатели секулярного мышления, а напротив ставит все на свои места и позволяет воспринимать тоталитарность во всей полноте ее сущностных свойств.

 

Апостолы Иоанн и Павел об антихристах

В Первом Послании Иоанна (1 Ин. 2:18-23; 4:3) и во Втором Послании Павла к Фессалоникийцам (2 Фес. 2:3-12) разворачивается впечатляющая концептуальная панорама основ библейского учения о персональном зле. Апостолы говорят о личностном типе врага Божьего. Иоанн называет его антихристом, а Павел – человеком беззакония.

О представителях этого типа идет речь в книге Откровение Иоанна Богослова, рассказывающей о тоталитарном государстве конца времен. Предстает совокупный образ государства-богоборца, имеющего все признаки коллективного антихриста, враждующего с Христом и открыто служащего дьяволу.

Эти тексты Нового Завета чрезвычайно важны для нашего понимания судьбы мира в настоящем и будущем. Вот их основные тезисы:

1. Пришло последнее время, когда свершилось страшное богоотступничество и начала действовать – то тайно, то явно – сила беззакония.
2. Важнейшим признаком этого времени служит появление и массовое распространение особого личностного типа, которого Иоанн характеризует как антихриста, а Павел как противящегося Богу сына погибели
3. Антихрист, будучи убежденным нечестивцем, движимым сатаной и действующим в полном согласии с ним, готов к любому беззаконию и кощунству, вплоть до того, чтобы выдавать себя за Бога и восседать в Божьем храме.
4. Уверенность в наступлении последнего времени еще более укрепляет тот факт, что объявился не один антихрист, а пришло множество антихристов.
5. Практически все антихристы – богоотступники, христопродавцы, которые когда-то были христианами, но ушли из церквей. «Они ушли от нас, но нашими они не были никогда, если бы в самом деле нашими были, с нами бы и остались, но они ушли — и так открылось то, чему и надлежало стать явным: ни один из них не был нашим» (1 Ин. 2:19). То есть их принадлежность к церкви была фиктивной, и этот обман открылся.
6. Главная ложь, которую несут с собой антихристы, – это то, что они отрицают статус Иисуса как Мессии и Сына Божьего. У тех, кто отвергает божественность Иисуса, не считает Его Богом-Сыном, нет и Бога-Отца.
7. Антихристы-лжепророки, распространяющие ложь о Господе, обольщают погибающих. В них говорит не Дух Божий, Дух истины, а антихристов дух лжи и заблуждений. Этот дух от мира, и мир слушает его, а Духа Божьего не слушает. Внемлющие лжепророкам, верящие их лжи гибнут из-за своей неспособности возлюбить спасительную истину.

Таким образом, слово «антихрист» обозначает персонифицированную, субъектную силу, служащую дьяволу, враждующую с Христом, находящуюся с Ним в отношениях непримиримой духовной войны. Носителями этой силы могут быть как индивидуальные, так и коллективные субъекты, включая различные объединения, от малых групп до больших государств.

В мире, лежащем во зле, всегда существовали многочисленные враги Иисуса Христа, Его духовные антиподы и антагонисты. Они различаются между собой личностными масштабами, от мелких до крупных, от слабосильных ничтожеств до ярых и крайне опасных богоборцев, способных попирать все божеские и человеческие законы.

В принципе любой атеист или язычник, отдающий себе отчет в своей антихристианской позиции и готовый защищать ее словами и делами, может называться антихристом или антихристианином. Эти два сходных понятия порой смешиваются и даже отождествляются. Так, в начале ХХ в. русские переводы известной книги Ф. Ницше издавались либо под названием «Антихристианин», либо – «Антихрист». Когда сам Ницше подписывался как «Антихрист», он вкладывал в это слово двойной смысл – непримиримый противник Христа и антагонист всех христиан.

В 13 главе книги Откровение идет речь не столько о личности политического лидера-антихриста, сколько о более крупном субъекте – последнем государстве на земле, коллективном богоборце-антихристе. Это государство населено огромным множеством маленьких антихристов. Его устрашающую мощь символизируют два звероподобных монстра, составляющих властный тандем мировой тоталитарной диктатуры. Оба чудовища имеют дьявольскую природу и являются ярыми врагами Бога. Огромную силу и неограниченные возможности творить зло на земле они получают из сверхъестественного источника – от дракона-дьявола.

 

Первый апокалиптический зверь – символ тоталитарного зверогосударства

Первое сверхчудовище символизирует государство, но не обычное, а сверхсильное, претендующее на абсолютную власть над человечеством, не допускающее ни для кого ни малейшей свободы. Это тоталитарная диктатура в ее предельном виде и значении.

Смешение в рогатом, дьяволоподобном чудище трех звериных начал от самых сильных диких хищников – барса, медведя и льва– говорит о том, что речь идет не о Божьем создании, а о посланце сатаны, об устрашающем гибриде зверогосударства, враждебного Богу и людям.

Звероморфная символика тоталитарной диктатуры заряжена мощным обличительным зарядом и не оставляет места для симпатий в отношении государственного монстра, подчинившего себе всю планету, все человечество за малым исключением тех христиан, которые сохранили верность Богу, не поклонились зверю и не приняли себе ни на руку, ни на лоб дьявольского клейма 666.

Основные признаки тоталитарного зверогосударства:

1. Власть государственного чудища получена им не от Бога, а от дьявола: «Дал ему дракон свою силу, престол и власть великую» (Отк. 13:2). Состоявшееся сатанинское введение в должность (не рукоположение, а лапоположение) означает наличие прямой преемственности между драконом-дьяволом, олицетворяющим абсолютное зло, и зверем-антихристом, правителем тоталитарного государства. В результате миллионы, если не миллиарды, адептов тоталитарности, отверженных Богом, но принятых драконом под свое драконье крыло, также становятся под знамена сатанинской силы. Всех их объединяет общее свойство: безмерная патологическая ненависть к Богу, Которого они предали, против Которого взбунтовались и Имя Которого непрерывно чернят.
2. Тоталитарное зверогосударство само становится воплощением абсолютного зла, потому что власть, полученная им от дьявола, – это власть во зло всему сущему, равнозначная праву и возможности повсеместно творить и насаждать зло.
3. Дьявольская креатура тоталитарного зверогосударства наделена особой, повышенной живучестью. «Казалось, что одной из голов зверя был нанесен смертельный удар, но рана его смертельная была исцелена» (Отк. 13:3).
4. Все в облике и сущности зверогосударства изумляет население земли, потому что человечество не знает ему аналогов. Рождаются чувства страха и бессилия перед невиданным доселе злом. «Вся земля с изумлением смотрела на зверя. И поклонились люди дракону, потому что он дал власть зверю, и зверю поклонились, говоря: «Кто равен зверю этому и кто может сразиться с ним?» (Отк. 13:3-4).
5. Обнаруживается планетарная антропологическая катастрофа: бесчисленные множества людей не находят в себе ни духовных сил, ни трезвости рассудка, ни зрелости понимания, чтобы постичь суть открывшегося перед ними зла, отвергнуть его, занять позицию твердого, непреклонного сопротивления. Сломленные, напуганные устрашающими картинами и образами абсолютного мирового зла, они способны лишь склониться и перед драконом-дьяволом, и перед зверем-государством.
Усугубляет антропологическую катастрофу то, что людей не просто поражает, но еще и восхищает сила явившегося зла. Когда толпы восторженно ревут: «Кто равен зверю этому и кто может сразиться с ним?», то это свидетельствует уже не просто о человеческих слабостях, робости, пугливости и проч., но о радикальной внутренней переориентации, о готовности переменить отрицательные оценки отвратительного зверя на положительные. Исчезают все внутренние барьеры, мешавшие отнестись к зверю как к омерзительному идолу. Отныне поклонении кумиру зверогосударства перестает казаться зазорным в глазах населения земли.
Правда, с существенной оговоркой: кроме тех, кто избран Богом к спасению. Книга Откровение говорит об этом с не вызывающей никаких сомнений определенностью: «Поклонятся ему все живущие на земле, чьи имена не вписаны в книгу жизни Агнца принесенного в жертву от сотворения мира» (Отк. 13:8). Таким образом, еще раз подчеркивается, что на земле существуют два разряда людей: избранные Богом к спасению, занесенные в книгу жизни, и те, кто отвергнуты Им. Преклонение последних перед тоталитарным зверогосударством – апогей и финал их духовного падения, неопровержимое доказательство их обреченности на вечную погибель.
6. Дьявольская сущность тоталитарного зверогосударства является одновременно и сущностью богоборческой. Зверь – убежденный, непримиримый враг Господа. Его слова и дела – это всегда хула в адрес Бога. «Дано было зверю говорить надменно и богохульно, дано было и властвовать сорок два месяца. И стал он извергать из пасти своей хулу на Бога, стал поносить имя Его, и место обитания Его, и тех, кто на небе живет» (Отк. 13:5-6).
7. Главное направление практического богоборчества зверя – это жестокие преследования и уничтожение верующих. «Позволено ему было воевать с народом Божиим и победить их, и властвовать над всяким коленом, народом, языком и племенем дано было ему» (Отк. 13:7). Бог допускает эти злодейства. Звучит мотив библейско-христианской теодицеи с ее труднейшими для осмысления, понимания и верного истолкования вопросами об отношении Бога к злу. Книга Откровение говорит о тех, кто не приемлет путь богоотступничества, хранит верность Господу, не предает Его: «Если суждено кому в плен попасть, он в плену и окажется, и если должен кто пасть от меча, он им и будет убит. Здесь стойкость и вера народа Божия» (Отк. 13:10). То, что внешне выглядит злом (плен, меч, гибель), на самом деле таковым не является. Откровение говорит об испытании веры и стойкости тех, кто избран Богом к спасению. Они дорого платят за грядущее спасение. Но разве Сын Божий, Господь Иисус Христос заплатил меньшую цену за наше спасение? И если Бог ставит нас в условия, сходные с испытанием Голгофой, то у нас нет ни малейшего права уклониться от главного экзамена. Отсюда и призыв, звучащий с небес: «Если есть у вас уши, слушайте!» (Отк. 13:9). Он означает: слушайте, думайте, решайте и постарайтесь во что бы то ни стало победить дьявола с его слугами, как победил их Христос!

 

Второй апокалиптический зверь – символ идеологической личины тоталитарной диктатуры

За первым чудовищем является второе – зверь из бездны земли. Будучи лжепророком, чародеем, мошенником, злодеем из злодеев, он символизирует идеологическую личину звероподобного государства. Как главный идеолог-пропагандист тоталитарной диктатуры, он занимается тем, что в наше время называется промыванием мозгов.

Этот зверь не столько действует, сколько говорит. «Но говорил он, как дракон» (Отк. 13:11). То есть, подобно дьяволу, «отцу лжи», он говорит ложь. И отсюда сатанинская суть всего, что исходит из нечистых уст этого темного существа. «Обманывал он жителей земли всеми чудесами, какие дано ему было совершать на глазах первого зверя, и склонял живущих на земле сотворить образ этого зверя, который смертельно был ранен мечом, но ожил. Дано ему было оживить образ зверя, дабы заговорил он и сделал так, [чтобы] все, кто ему не поклонится, были убиты» (Отк. 13:14-15).

 Власть слов зверя-идеолога огромна и практически равнозначна власти первого зверя («имел ту же власть, что была у первого зверя» (Отк. 13:12)). Как первый запугивает и растлевает народы делом, так и второй запугивает и растлевает их словом, заставляя всех под угрозой смерти поклоняться, подчиняться и служить дьявольской власти зверодиктатуры.

Лжепророк-идеолог, изобретательный на зло, придумывает способ отличать верных режиму зверопоклонников от непокорных сопротивленцев. «Настоял он на том, чтобы всем: малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — всем ставили на правую руку или на лоб клеймо и чтобы никто уже после этого не мог ни купить ничего, ни продать, если нет на нем клейма — имени первого зверя или числа этого имени» (Отк. 13:16-17).

 

Дьявольская сущность тоталитарной диктатуры

Особое свойство тоталитарного зверогосударства – его воля к беззаконию, несправедливости, насилию. Апостол Павел пишет о человеке беззакония, а книга Откровение говорит о государстве тотального беззакония, всеми действиями которого движет демоническая воля к беззаконию. Именно поэтому в действиях тоталитарной диктатуры зверогосударства:

• нет ничего нормального и здравого, а есть одно лишь аномальное и абсурдное, не вписывающееся в рамки цивилизованного существования;
• нет добрых дел, законности и справедливости, а есть лишь беззаконие, злодеяния и преступления;
• нет ошибочных высказываний, а есть лишь злонамеренное коварство заведомой лжи, сознательных обманов, лукавых подмен и гнусных подтасовок;
• нет цивилизованных, этически оправданных стратегий воспитания честных, ответственных граждан, а есть лишь практики тотального растления, повсеместного развращения, намеренной деморализации населения, которое, в свою очередь, охотно позволяет сбивать с толку и запугивать себя;
• нет созидания и положительных плодов, а есть только удручающие результаты распада, разрушений и катастроф.

Тоталитарность предполагает наличие у больших масс людей готовности действовать по указке дьявола, наперекор Божьим повелениям, мириться со злом и творить зло. Этими массами движет коллективная воля к злу, лжи, насилию, разрушениям, смерти и аду. Их устраивает существование внутри тоталитарной реальности, предпочитающей всем социокультурным полифониям и контрапунктам унисонность общих волеизъявлений.

 

Видимые знаки разделения людей на избранных к спасению и осужденных на погибель

Принудительная идентификация людей посредством проставляемого на теле цифрового клейма 666, этого «числа зверя», была предназначена выполнять целый ряд духовных и социальных функций.

Число 666 уже само по себе не было обычным сочетанием случайных цифр. В нем присутствовали отголоски традиций древней символики дохристианских времен. Согласно этим традициям, число 7 означает полноту свершения, а число 6, хоть и приближается к 7, но не достигает его и остается в позиции принципиального несовершенства, неисправимой неполноты. Троекратное цифровое увеличение этого несовершенства, приводящее к появлению числа 666, наводит на мысли о том, что всякий предмет или субъект, отмеченные им, выносятся далеко за пределы той реальности, где они могли бы обладать полнотой неких совершенств.

Финальный сюжет с клеймением одних людей и отказом от клейм других обнажает фундаментальную библейскую истину о разделении всего человечества на две категории – тех, кто избран Богом к спасению, и тех, кому спасение недоступно, кто не вписан в книгу жизни, в ком нет духа, кто не имеет ни склонности, ни способности выстраивать должные отношения с Богом и при всех поворотах истории продолжает пребывать в стане врагов Божьих.

Идентификация посредством видимых знаков принадлежности к сторонникам зверя-антихриста необходима по ряду причин:

1. Властям важно видеть, где «свои», а где «чужие», кто относит себя к приверженцам диктатуры, а кто категорически не приемлет ее, на кого можно опираться, а кто подлежит остракизму и уничтожению. За первых власть может быть спокойна, поскольку они преданы идолу диктатуры коллективного антихриста, закабалены социально и духовно и не помышляют ни о какой свободе. Их личности раздавлены злом, утратили духовную автономию и целостность.
2. Люди, не желающие принять на свое тело дьявольское клеймо, испытывают отвращение и ненависть к зверодиктатуре. Они внутренне свободны и считают своим единственным господином не тоталитарное зверогосударство, а благого и справедливого Господа.
3. Видимое цифровое клеймо исключает внутреннюю дистанцированность человека от диктатуры, демонстрирует позицию полной лояльности диктатуре.
4. Господь внимательно наблюдает за происходящим. Его ангел грозно предостерегает: «Кто зверю и образу его поклоняется, кто клеймо его на лоб свой или руку свою принимает, будет пить тот вино ярости Божией, цельное вино, подаваемое в чаше гнева Его, в огне и сере будет мучим он перед ангелами святыми и перед Агнцем. Во веки веков будет восходить дым мучения того, ни днем ни ночью не будут знать покоя поклоняющиеся зверю и образу его, клеймо с его именем принимающие». 3десь стойкость народа Божия, тех, кто Божьи заповеди соблюдает и остается верен Иисусу» (Отк. 14:9-12).
5. Чуть ниже, в 16 главе говорится уже о начале исполнения этих обещанных кар: «Вышел первый ангел и вылил свою чашу на землю — и страшные мучительные язвы покрыли тех, кто носил клеймо зверя и поклонялся образу его» (Отк.16:2).
6. И хотя практика всеобщего клеймения нацелена на то, чтобы исключить возможность существования каких-либо «островков» внутренней независимости человеческих «я» от властей, все же она не охватывает всех. На зловещем духовно-социальном фоне общего конформизма отчетливо проступают позиции стойких нонконформистов-христиан, категорически отказавшихся принять на себя сатанинское клеймо и, в конце концов, победивших «и зверя, и образ его, и число имени его» (Отк. 15:2).

Завершающие семь казней в виде семи чаш гнева Божьего, вылившегося на землю, в последний раз подтверждают полную отверженность тех людей, которые прокляты, не избраны к спасению, кому уготована преисподняя. Кары следуют одна за другой и имеют адресную нацеленность. Источники вод превратились в кровь, и убийцы слуг Божьих приговорены пить ее. Солнцу дано палить нечестивцев нестерпимым зноем, сжигать их страшным огнем (Отк. 16:3-11). Однако отверженные «не покаялись, не воздали Богу славу, а хулили имя Его, Того, Кто властен над этими бедствиями» (Отк. 16:8-9). Они «кусали языки свои от боли, но опять не раскаялись в делах своих, а хулили Бога Небесного за страдания свои и за язвы свои» (Отк. 16:10-11).

Вопрос о том, как человеку относиться к зверодиктатуре мирового антихриста принципиален. Он не оставляет ни малейшей возможности для каких-либо половинчатых, уклончивых или фиктивных, обманных решений. Перед всевидящим оком всезнающего Бога, уже готового судить мир и всех, кто в мире, любые формы лицемерия и уверток бесполезны. Позади остается время раздумий и колебаний. Перед человеком открываются только два пути: или с Христом, или с антихристом. Включается действие Божьего категорического императива: «Кто не с Христом, тот с антихристом». Отсутствие клейма становится свидетельством великой духовной победы, а его наличие – последним доказательством совершившейся антропологической катастрофы, превратившей человека в орудие зла. Пути назад уже нет; богохульное клеймо изменника Христу не смывается. Оно маркирует участника духовной войны между Богом и дьяволом, указывает на него как на служащего в полчищах врагов Божьих.

 

Почему в конце времен станет возможна антихристова тоталитарная диктатура?

 Один из ответов на вопрос о том, почему в конце времен станет возможна антихристова тоталитарная диктатура, содержится в евангельской притче о нечестивом судье:

«В одном городе был судья, который и Бога не боялся, и людей не стыдился. В том же городе жила одна вдова, и она постоянно приходила к нему и просила: „Защити меня от обидчика моего!" Он долго отказывался, но потом сказал самому себе: „Хоть я Бога не боюсь и людей не стыжусь, но эта вдова не оставляет меня в покое. Заступлюсь за нее, чтобы она больше не приходила и не досаждала мне. мне». И сказал Господь: «Послушайте, что говорит этот нечестивый судья! Так неужели Бог не защитит тех, кого Он избрал, тех, кто взывает к Нему день и ночь? И станет ли Он медлить? Говорю вам. Он защитит их вскоре» (Лк. 18:2-7). Рассказав притчу, Иисус завершает Свою мысль неожиданным образом: «Но когда придет Сын Человеческий, найдет ли Он веру на земле?» (Лк. 18:7-8).

То есть поначалу Иисус обнадеживает верующих: избранные к спасению будут спасены. Но последняя фраза примыкает к предыдущим через резко умножившееся число смысловых связей. После воодушевляющих и обнадеживающих слов звучит печальное, даже горькое предположение: останется ли к тому времени вера на земле? Найдутся ли к концу времен люди, достойные спасения? Будет ли кого спасать?

С того момента, когда прозвучали эти слова Иисуса Христа, прошло почти два тысячелетия. За это время не только совершилось, но и усугубилось то страшное богоотступничество, о котором писал апостол Павел. К ХХ веку оно стало невероятно массовым. Именно оно привело к тому, что антихристами стали не только сотни миллионов частных индивидуумов-атеистов, но появились гигантские коллективные антихристы-государства, тоталитарные богоборческие режимы в Европе и Азии.

Если вера людей таяла и убывала и их сопротивление дьявольскому напору сил тьмы слабело, то зло, напротив, множилось и крепло. Между тоталитарностью поздней модерности и будущей тоталитарной диктатурой антихристова зверогосударства протягивается прямая связь родства и исторической преемственности. Книга Откровение Иоанна Богослова убеждает нас в том, что массы богоотступников покроют всю землю и будут неисчислимы как песок морской (Отк. 20:8-9). Истинных же детей Божьих, сохранивших веру, заслуживающих спасения и вечной жизни, окажется несравнимо меньше.

Сегодня горькая правда суровых библейских пророчеств уже практически не удивляет. В нынешнем мире соотношение между истинно верующими в Христа и богопротивниками уже напоминает аналогичную картину их соотношения в книге Апокалипсис. Мы располагаем горьким и, увы, неопровержимым опытом, свидетельствующим о том, что именно многомиллионные неверующие массы получили в наше время невиданный по возможностям и размаху доступ к разрушению основ цивилизованного миропорядка, сделали возможными тоталитарные режимы, играющие роли таранов в таких разрушениях. Невольно напрашивается предположение о том, что подобные же массы будут способны обеспечить в исторической перспективе возникновение того планетарного тоталитаризма, о котором рассказал Иоанн Богослов.

Тоталитаризм – несомненная социально-политическая аномалия, стопроцентная девиация. Но он же являет собой и религиозную трагедию, хоррор-мистерию, результат фаустовско-мефистофелевских сделок миллионов людей с темной демонической силой абсолютного мирового зла. Именно поэтому теологический анализ его государственности, социальности, идеологии, культуры, психологии, ментальности, моральности совершенно необходим.

Дьявольская сущность, бесовско-демоническая природа тоталитаризма делает его совершенно неприемлемой для христиан формой государственности. В нем нет ни одного свойства, которое извиняло бы его существование, отвечало бы каким-то Божьим требованиям, делало бы его приемлемым в глазах тех, кто служит Богу, а не дьяволу. Библия предельно категорична в оценке тоталитаризма: это абсолютное, беспримесное, стопроцентное зло, достойное только одного – неотразимой Божьей кары.

Владислав Аркадьевич Бачинин - доктор социологических наук, профессор.

Телеграм канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka

Еще читать