Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Добро или зло? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / Добро или зло?
Добро или зло?
Добро или зло?

О правах человека с библейской точки зрения

12.12.2020
1055

Права человек, свобода его выбора всегда были в центре общественного внимания. Некоторое время назад в средствах массовой информации после высказывания Патриарха Кирилла проходило горячее обсуждение. Последние события, происходящие в США и, Европе, Беларуси и России, вновь выдвигают эту проблему на первый план.

1. Мироздание как система и ее категорический императив

Чтобы разобраться, кто же прав в решении этого непростого вопроса, обратимся за помощью к науке и попробуем применить системный анализ. Согласно его принципам, любой объект можно представить как совокупность элементов, находящихся в определенном взаимодействии между собой и с окружающим миром.

Любые системы – биологические, технические, социальные или экономические – имеют собственную структуру и подчиняются законам саморегуляции и самоорганизации. Другими словами, любая система обладает внутренним механизмом, обеспечивающим ее рост и устойчивость, обучение и регулирование, адаптацию и эволюцию. С точки зрения кибернетики, самые разные системы совершенно одинаковы, поскольку они демонстрируют так называемое жизнеспособное поведение, целью которого является выживание https://studfiles.net/preview/4645290/page:3/ .

Представим себе, что окружающий нас мир, все мироздание является единой системой. (Мы сознательно принимаем упрощенную схему анализа мироздания, не выявляя всю сложнейшую иерархию подсистем. Прежде всего нас интересуют нарушения в этой иерархии, возникающие вследствие несоблюдения принципа соподчиненности.)

 Согласно Библии, источником жизни в системе мироздания является Бог:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-4).

В рамках данной парадигмы именно Господь выступает архитектором и дизайнером Вселенной:

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1); Он является Творцом всего (Иер. 10:16; 51:19).
«Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя; хотя ты не знал Меня, Дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:5-7).

Все, что существует в этом мире: человечество, материальные объекты и духовная сфера, законы существования объективной и субъективной реальности – все создано Творцом, подчинено Ему и Им контролируется, ибо Он Вседержитель (Откр. 1:8) и держит все словом силы Своей (Евр. 1:3), Им все стоит (Кол. 1:17), Им мы живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).

Являясь Всесильным и Всемогущим, Он определяет особенности мироздания, и в этом нет никаких рамок и ограничений (Иер. 32:17), Ему все возможно (Мф. 19:26).

Как замечательно об этом говорит Давид, царь и Божий человек: «Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей…. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня предназначенные, когда никого из них еще не было» (Пс. 138: 13-16).

Хочется присоединиться к словам Давида: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (там же ст. 14).

Если мы готовы преодолеть нашу человеческую гордость и уверенность в собственной правоте, Бог всегда готов помочь нам в познании Себя и Своего творения:

«Так говорит Господь, Который сотворил землю, Господь, Который устроил и утвердил ее, - Господь имя Ему: Воззови ко мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иер. 33:2-3).

Возможно, кто-то возразит, что современный мир далеко не так хорош, в нем много несправедливого, уродливого, нечистого. Это справедливо, но к Богу отношения не имеет. Мы наблюдаем результаты жизнедеятельности человека, проявившего однажды непослушание и потерявшего близость к Господу (Быт. 3). Однако это тема совсем другого разговора.

Если мы принимаем данную парадигму, изменяется не только наше восприятие окружающего мира, мы находим ответ на вопрос о смысле собственной жизни. Этот смысл человек ищет тысячелетиями, поколение за поколением, не понимая, что ответить на него может лишь Творец, Тот, Кто все это придумал и сделал.

«Это Он дает все человеку - и жизнь, и дыхание, и вообще всё. Бог создал сначала одного, а после него и все народы земли и определил времена и предел их обитания, чтобы они искали Бога; и возможно, они устремятся к Нему и найдут Его: ведь Он так близко от каждого из нас. Ибо в Нём мы живём, двигаемся и существуем, как и сказали некоторые из ваших поэтов: "Ибо мы Его порода"» (Деян. 17:25-28, Совр. пер.).

Устремиться к своему Творцу, через близкие отношения с Ним понять цель своего появления в этом мире и идти к этой цели – вот единственно правильный смысл нашего существования. Делать доброе так, как это говорит Господь, – это путь к радостной жизни в этом неверном греховном мире.

Предвижу возражения, что данная позиция не имеет права на существование, так как научно не обоснована. Однако в самой науке есть множество парадоксальных открытий, которые ученые пока объяснить не могут. Для меня своеобразной «черной дырой» является квантовая механика. Однако мне ничуть не мешает пользоваться научными открытиями, даже если человечество пока не может их объяснить.

Как частица может быть волной и материей одновременно? Почему скорость света предельна, а Вселенная расширяется? Эти и многие другие вопросы остаются без ответа. Но если мы не можем объяснить законов творения, то на каком основании претендуем на понимание сущности Творца, Его мотивации, особенностей процесса творения?

Замечательно об этом высказался академик Андрей Сахаров в своей Лионской лекции:

«Мы поняли, что мир гораздо более грандиозен, чем мы об этом могли думать, гораздо более разнообразен, и он не есть что-то статическое, он развивается во времени. Даже Эйнштейн не сразу признал возможность того, что Вселенная как целое – это динамическая система, которая развивается во времени… Эта картина поставила нас перед двумя гигантской важности вопросами: что было вначале и куда мы движемся, каков у нас прогноз. Ни на один из этих вопросов сейчас исчерпывающего ответа нет. Но сама их постановка – это проявление нового, космического, космологического мышления, которое ставит наше человеческое сознание один на один с космосом, со Вселенной» http://www.sakharov-archive.ru/Raboty/Rabot_77.html .

В связи с вышеизложенным вполне уместен вопрос: для чего Бог затеял все это творение? Ему зачем это было нужно?

Хотя мы не сможем до конца узнать замыслов Творца (Еккл. 3:11), все же нам известно, что Господь все делает для Себя (Пр. 16:4), Он есть любовь и истинная любовь исходит только от Него (1 Ин. 4:7-8).

Если это так, то Любовь все делает только из-за любви и для любви. Весь мир сотворен по любви, и мы совершенно бесплатно пользуемся ее дарами, хотя не всегда благодарны Богу за это.

 Самое главное явление Божественной любви – жизнь и жертва Иисуса Христа. Бог отдал Самого Себя, Своего Сына, на унижение и мучительную смерть ради спасения каждого из нас. Подумайте об этом: Господь умер за вас лично, ваше спасение и счастливую жизнь вместе с Ним.

Что может быть больше и важнее, чем Божественная любовь?

Истинный гуманизм всегда связан с Богом, Его любовью к человечеству и жертвой Христа во имя спасения каждого человека. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими» (1 Ин. 3:1).

Когда мы говорим о любви без Бога, гуманизме вне рамок Его приоритета, выделяя права человека как главенствующие, то мы неправомерно ставим его на место Творца. Это не только абсурдно само по себе, но приводит к искажению многих понятий, в том числе и гуманизма, деформируя и девальвируя его сущностное содержание.

Какой бы парадоксальной и неприемлемой на первый взгляд может ни показаться позиция приоритета Бога, как бы это не представлялось нам унижающим наше человеческое достоинство, это совсем не так.

 Разве унижает сына или дочь признание родителей главными и послушание им? Или противоестественна детская любовь к отцу и матери? А если есть любовь, разве это не предполагает ответственности перед тем, кого любишь?

Итак, в рамках данной парадигмы Главным в существующем мире является Бог, Он источник жизни, автор и дизайнер всего существующего, все подчинено Его власти, руководству и контролю Наша планета, общество и человек как высшее Божье творение подчинены Господу. В данном понимании истинный гуманизм возможен только в Боге и означает Его приоритетность во всех сферах. Для всей системы мироздания это является категорическим императивом.

2. Приоритетность прав человека: грех или Божий замысел

Продолжим наше движение внутрь системы и применим системный анализ к отдельным ее частям, т. е. подсистемам. Каждая подсистема обладает свойствами системы, но имеет собственную подцель, а также свои специфические свойства https://studfiles.net/preview/4645290/page:3/ .

Сейчас нас интересуют именно эта подцель и специфические свойства подсистем. На земле высшим творением Бога является человек: «…Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт. 5:1-2). Обратите внимание: здесь Господь называет человеком мужчину и женщину как одно целое.

На уровне подсистемы человек является главным, ему подчинено все земное. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).

 Бог создает и главный социальный институт – семью – и дает четкое повеление: «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Вот эта единая плоть и есть семья (человек) как основа общественной организации, в этом не только социальные и нравственные установки, здесь говорится о браке как главной форме существования общественного бытия. Он также незыблем и неповторим в жизни индивида.

Именно семья, а не какие-либо другие социальные институты, является основным и базовым в данной подсистеме. Например, государство возникло намного позже. (Существует точка зрения, что государством можно назвать союз Бога и Адама с Евой, однако такая позиция не выдерживает критики. По определению, государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности (https://investments.academic.ru/849/). Итак, государство есть механизм, осуществляющий равные права человека (семьи и общества в целом) на полноценную жизнь и развитие.

Этот принцип главенствования социального института семьи распространяется на все сферы подсистемы – экономику, политику, науку, культуру и т. д. Именно человек и семья выступают Божьими приоритетами и их развитие должно являться главной общественной стратегией. Любые экономические или научные достижения, совершенствование политической сферы и проч. – лишь средства достижения этой цели, по существу, не имеющие собственной самоценности.

С другой стороны, именно индивид и развитие института семьи должны выступать главными критериями общественного прогресса. Если экономика не обеспечивает достойного уровня жизни рядового гражданина – это показатель необходимости экономических реформ. Если политическая система не предусматривает (или даже ограничивает) развитие прав и свобод индивида, его реальное участие в управлении на самых разных уровнях, она становится тормозом общественного развития. Если в государстве растет уровень разводов, происходит разрушение института семьи – это показатели общественной деградации, что с неизбежностью ведет к разрушению общества в целом.

На возникающие вновь и вновь вопросы отвечает христианство, которое и есть «высшая человечность, так как оно опирается на богочеловечность и на христианский персонализм, на признание высшей ценности всякой человеческой личности» (Н. Бердяев). В данном ракурсе гуманизм как мировоззренческий и методологический принцип лежит в основе бытия современной индустриально-информационной цивилизации, представленной наиболее явно промышленно развитыми странами.

Этот принцип воплощается в трёх основных категориях:

1) общечеловеческие ценности,
2) права человека,
3) идеал всемерно развитой гармоничной личности (https://www.proza.ru/2007/10/03/69).

Истинный гуманизм проявляется здесь как права человека, подчиненные Божьим заповедям.

Следуя данной парадигме, следует констатировать, что на уровне подсистем (Земля и общество) права семьи и индивида являются абсолютными и приоритетными, а все остальные образования, как то экономика, наука, политика, культура и др., должны быть нацелены на реализацию этих прав, улучшение жизнедеятельности и развитие семьи и индивида, общества в целом. В пределах подсистем говорить о приоритете прав человека есть истинный библейский гуманизм.

3. Лжегуманизм как источник разрушения общества и мироздания в целом

Продолжаем наш путь изучения системы мироздания. Нас интересуют условия ее устойчивости и нормального функционирования. Это возможно только при соблюдении принципа иерархической подчиненности, проще говоря, если цели развития любых подсистем жестко подчинены целям системы в целом https://studfiles.net/preview/718678/page:11/ .

 Если цели развития человека ставятся выше Божьего целеполагания, это становится разрушительным фактором как для отдельных подсистем, так и системы целом. В рамках нашего предмета исследования это проявляется в феномене лжегуманизма, явления крайне опасного и губительного.

Фактически лжегуманизм, всегда выступающий под маской гуманизма, породил идею «человекобога», вытеснившего библейского Богочеловека (Ф.М. Достоевский, Н. Бердяев) и создавшего квазирелигию. В качестве примера можно привести Фридриха Ницше, «одарившего» мир сверхчеловеком Заратустрой и «Антихристианином». А затем ницшеанский сверхчеловек воплотился в идее «юберменша» в эпоху «третьего рейха», то есть в самой пещерной из идеологий. Так искаженный гуманизм породил геноцид. Произошло первое скатывание западного модерна в контрмодерн, в архаику. Второе скатывание мы наблюдаем сегодня (http://www.patriarchia.ru/db/text/4424448.html).

Николай Бердяев как-то высказал мысль, что «ложь гуманизма» заключается в идее самодостаточности человека, самообоготворении его, то есть в отрицании христианской идеи богочеловечности. Согласно взглядам Н. Бердяева, когда человек остается с самим собой, замыкается в человеческом, он создает себе идолов, без которых он не может возвышаться https://www.proza.ru/2007/10/03/69 . Так возникает новый идол – лжегуманизм.

Полагаю, что нынешние идеи возвышения одних людей над другими, одних групп над другими, разрушение института семьи и др. являются разрушительными для всей общественной системы и имеют непоправимые последствия.

Опасность лжегуманизма в возникновении ситуации иерархического сбоя, когда подсистема «общество» либо должна «выпасть» из системы, либо погибнуть, иначе это приведет к деградации и гибели всей системы мироздания.

Например, ситуация иерархического сбоя возникает, когда общество признает гомосексуализм и однополые браки вопреки Божьему запрету: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость» (Лев. 18:22).

Другой пример – оправдание абортов. Если мы принимаем Бога-Творца как главного и единственного источника жизни на земле, то какое право имеем лишать кого-либо этой жизни? «Не убивай», – говорит Господь (Исх. 20:13, Втор. 5:17), а мы продолжаем убивать и оправдываем убийства. Разве гуманизм может иметь хоть какие-то точки соприкосновения с этим?

Неправильным было бы не сказать о ювенальной юстиции, т. е. о такой системе правосудия, когда права ребенка ставятся выше прав родителей, семьи, Божьих установлений. Какими благими намерениями при этом мы ни руководствовались бы, это нарушает Божий порядок, является источником иерархического сбоя.

Библия многократно объясняет этот порядок. Сначала сотворены Адам и Ева и возникла семья. Главными в семье являются родители:

 «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
«Почитай отца твоего и мать», – это первая заповедь с обетованием:
«Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».
«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:1-4).

Чтобы научиться не раздражать детей, мы всегда должны помнить о Главном Творце: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс. 126:3).

Последствия неправильного воспитания в семье всегда «ударяют» прежде всего по родителям: «Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Пр. 17:25). А связь между поколениями – залог здорового общества: «Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их» (При. 17:6).

Итак, возникновение лжегуманизма как доктрины приоритета прав отдельной личности на уровне мироздания, возведение человека на престол Творца есть разрушительный и губительный фактор для всего существующего, порождающий иерархический сбой во всей системе мира, что в конечном итоге ведет к ее разрушению.

Об этой опасности для мировой цивилизации христианство многократно предупреждало общество, говорит об этом и сегодня.

Post scriptum

В данной статье представлена попытка применения библейского подхода как пути разрешения общественных проблем, противоречий и конфликтов.

Христиане уверены, что Библия, будучи многоплановой системой, способствует развитию системного мышления, формированию системного подхода, помогает в процессе создания системных моделей мироздания, общества, семьи и, человека и т. д.

Важно также, что Божье слово всегда нацелено на формирование единства на основе истины, единства в Иисусе Христе, а христианские разногласия, возникновение различных деноминаций – это результат наших неверных интерпретаций, свойственных «младенческому» пониманию Писания. (Возможно, христианская церковь находится в начале своего пути познания Господа, Его заповедей и установлений, ведь для Бога тысяча лет как один день (Пс. 89:5).)

Единство в истине всегда приводит к разрешению идеологических, языковых, семантических или других противоречий, позволяет разрешить конфликтные ситуации, приводит к установлению мирных отношений между различными сторонами.

Верующие-христиане всегда готовы к диалогу, дальнейшему обсуждению общественных проблем.

Будем рады обсудить любые альтернативные модели возникновения и существования мира, в котором нам всем посчастливилось жить.

Телеграм канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka

Еще читать