Главная / Статьи / От редактора / Вертикаль служения

"Омовение ног" Рембрандт

В современном политическом лексиконе есть выражение «вертикаль власти», и россияне знакомы с ним не понаслышке. Под этим подразумевается такое построение исполнительной власти, когда центр силы находится на самом верху пирамиды и с помощью властных рычагов контролирует всю цепочку сверху донизу.

Из истории нашей страны и из того, что мы имеем в данный момент, можно видеть, что подобное построение власти ведет к усилению контроля, давления, насилия. В этой системе господствует безответственность и оглядка на вышестоящее начальство. Складывается вертикальная коррупция, порождается идеология культа силы.

Для нас стало привычным воспринимать, что власть одних людей над другими проявляется именно в таком виде. И не только в политике, но и в экономике, в общественной, личной и даже церковной жизни. Здесь проявляется глубинный источник власти – неравенство людей. И одни всегда господствуют, властвуют над другими; другие всегда повинуются, подчиняются первым.

Похожим же образом думали и ученики Христа. Конечно, они любили своего Учителя, верили в Него как в Мессию, который в определенный момент возглавит народ Израиля и станет царем, а они… они будут при Нем, править и руководить от Его имени.

Однажды пара шустрых братьев со своей заботливой мамой попытались убедить Иисуса, что именно им самое место на вершине будущей пирамиды власти – справа и слева от трона Мессии. Оставшиеся не у дел ученики возмутились, что их так бессовестно обошли.

Иисус же сказал им всем:

«Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими».

Здесь Он констатирует известный и очевидный для всех факт устройство человеческого общества: так было, так есть и так, очевидно, будет всегда. Но!

«Между вами да не будет так» (Мф. 20:25-26).

«Между вами» - между кем и кем? В первую очередь, между апостолами, но в широком смысле между всеми учениками Христа, между всеми верующими во Христа, в церкви Христовой.

Немного позже Иисус скажет апостолам:

«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я называю вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15).

Иисус не переворачивает пирамиду или вертикаль власти, потому что в таком случае получится то же самое, только вид сбоку: кто был ничем,  тот станет всем, и продолжит господствовать над оказавшимися внизу. Как говорится, из грязи – в князи. А известно, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Любого из нас.

Нет, Он кладет вертикаль горизонтально: в отношениях между людьми, в отношениях между Собой и Своими учениками. Он оставляет главную, но такую тяжкую для исполнения заповедь: «Любите друг друга». А «любовь не превозносится» (1 Кор. 13).

И нам хотя бы удержаться на этой горизонтали в отношениях друг с другом, но Иисус не останавливается здесь, Он идет дальше. Он ведет нас к вертикали служения. Он продолжает учить желающих быть поближе к вершине:

«Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк. 22:25).

Тут возникает вопросов туча. И у учеников в тот момент, и у нас сегодня.

Как это исполнить, если ты – руководитель и у тебя есть подчиненные? Если ты – глава семьи? Если ты – родитель? Они же не слушаются! Ни подчиненные – начальника, ни младшие старших, ни жена - мужа, ни дети – родителей.

Но Иисус пригвождает учеников и нас:

«Я посреди вас, как служащий», «Сын Человеческий пришел послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

В Своих отношениях с Отцом, - а ведь они равны: «Я и Отец – одно», - Сын делает то, что поручает Ему Отец, говорит то, что передает Ему Отец, Он – служит Отцу.

Но и Отец служит Сыну, и Дух Святый служит Сыну. В Троице нет ни вертикали власти, ни горизонтали отношений, ни иерархии в нашем человеческом понимании: Каждый служит Каждому, Каждый подчиняется Каждому, Каждый славит Каждому, Каждый любит Каждого.

Это сложно, если вообще возможно понять и уложить в нашей, наполненной мирскими идеями и образами власти, бедной голове. Но это ясное послание Христа. Это – суть Евангелия. Об этом пишет Павел:

«Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9).

И здесь:

«Рассуждайте и поступайте так, как Христос Иисус. Хотя Он был Богом по природе Своей, Он не держался за Свое равенство с Богом, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба и сделавшись по виду человеком. Он смирил Себя до такой степени (!), что принял смерть, - смерть на кресте» (Флп. 2:6-8).

Конечно, можно возразить, что тот же Павел описывает иерархию отношений в семье, на работе, в отношениях между старшими и младшими в свое Послании к Ефесянам в 5 и 6 главах. Но мы часто упускаем из виду ключевую его фразу, предваряющий этот отрывок:

«Повинуясь друг другу в страхе Божьем» (Еф. 5:20).

Или в других переводах:

«Подчиняйтесь друг другу в знак почитания Христа», «Благоговея перед Христом, умейте подчиняться друг другу».

Настоящее, искреннее подчинение и повиновение обязательно принесет свои результаты, которые, может быть, на первый, поверхностный взгляд не очевидны. Но они не были очевидны и тогда, когда Иисус умирал на кресте. Однако этот подвиг смирения не остался невознагражденным:

«Бог вознес Его до высочайшего положения и дал Ему имя выше всякого другого имени, чтобы все преклонились перед именем Иисуса, - все, кто на небе, на земле и под землей, и чтобы все уста произнесли, что Иисус Христов – Господь во славу Бога Отца» (2:9-11).

Вертикаль власти в церкви, как впрочем и в обществе, ведет к вертикали мысли: все должны думать, понимать и верить одинаково, единственно правильно, ортодоксально, так сказать.

Вертикаль служения или любви ведет нас к смирению и в области наших верований, убеждений, взглядов. Мы понимаем, что они приблизительны, частичны, туманны, не окончательны. «Тусклое стекло» никуда не делось. Наше «знание» - это лишь тень, набросок, схемка от истинного знания, которому Бог хочет научить нас. Но без подобного осознания своей узости, своей неспособности понять, осмыслить, принять Божественную истину без помощи Всевышнего нет надежды на движение, на развитие, на рост.

Подобное смирение приводит нас к свободе мысли в Боге, поиску честных ответов на сложные вопросы, от которых нет необходимости прятаться, потому что Бог нас не судит, не господствует, не надмевается над нами и нашими неумелыми попытками правильно думать и правильно жить.

Нам предоставлен возможность учиться смирению, учиться преодолевать естественные позывы использовать свою власть (а у каждого из нас она есть, хотя бы над своими домашними животными!) в своих узких, эгоистических целях. Учиться служить. Учиться подчиняться. Учиться любить.

Отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом дают нам фундаментальную основу для наших отношений друг с другом. Мы созданы по Их образу и подобию, и наши взаимоотношения станут здоровыми и исцеляющими, если будут строиться по данному нам лекалу.

Да, это нелегко, трудно, практически невозможно, но «невозможное людям – возможно Богу», а Он обещал быть с нами, учить нас и наставлять нас. И радоваться нашим успехам и достижениям. И потому: век живи – век учить у Бога.

Телеграм канал газеты "Мирт " - https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

Еще читать