Главная / Статьи / Писания / Чудо у Овечьих ворот
Чудо у Овечьих ворот
Чудо у Овечьих ворот
09.04.2015
1316

Новый Завет позволяет нам погрузиться в гущу религиозной жизни иудеев первого столетия. Эпицентром этой жизни, конечно, являлся Иерусалимский храм. Но о храме в Новом Завете говорится не так много. Зато нам представлены яркие картины повседневной внехрамовой религиозности. Она показательнее и надежнее свидетельствует о том, что составляло суть веры простого народа.

Характерный эпизод можно обнаружить в Евангелии от Иоанна:

«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел...» (5:2-9).

Когда евангелисты рассказывают о чудесах, совершенных Иисусом, важно обращать внимание не только на само чудо, но и на контекст события. Иначе мы рискуем упустить смысл того, что произошло. В данном эпизоде подробности весьма важны.

Пока в действие не вмешивается Иисус, все выглядит очень странно. В четвертом стихе мы читаем, что Ангел время от времени «возмущал воду», и она становилась целебной. Дальше возникали ажиотаж, давка, и все зависело от прыти страждущих. Чудесное событие сопровождалось - как мы можем предположить - совершенно не чудесными эмоциями собравшихся.

Тут многое непонятно. Зачем Ангелу наведываться в бассейн? Почему исцеление осуществлялось по принципу «на драку собаку»? Ведь, получается, что чем серьезнее было заболевание, тем меньше у больного человека оставалось шансов пробиться к воде.

Стоит отметить, что ранние манускрипты Евангелия от Иоанна не содержат фразы о схождении Ангела. Скорее всего, она была добавлена переписчиками позднее из желания объяснить, что же происходило у Овечьих ворот.

Конечно, не нам решать куда, когда и как являться ангелам. Но есть причины усомниться в том, что эта история с купальней правдива. На другие ангельские посещения, описанные в Ветхом и Новом Заветах, происходившее в Вифезде совершенно не похоже. Ангелы всегда являлись конкретным людям с особым поручением. Здесь же помощь была безадресной и безличной. Данный «ангел» был совершенно равнодушен к тем, кто ожидал его появления.

Скорее всего, перед нами не реальный отчет об ангельских визитах, а отражение народных верований. Простой люд действительно считал, что волнение воды связано со сверхъестественным вмешательством. Неизвестно, разделяли ли эти верования фарисеи. В отличие от саддукеев они не отрицали существования ангелов и вполне допускали возможность чудесных событий. Однако им была чужда народная восторженность и наивность.

Зато суеверия, окружавшие купальню у Вифезды, вполне соответствовали народным представлениям о чуде. Из эпохи к эпохе, от культуры к культуре можно наблюдать схожие ритуалы. Всегда нужно куда-то войти, сойти, влезть, коснуться, потереться, чтобы приобщиться к Богу и стяжать благословение. Всегда необходимо пробраться в особое место, где происходит раздача сверхъестественного.

У купальни собирались те, кого жизнь выбросила на обочину - «великое множество больных, слепых, хромых, иссохших»1. Что думали о Боге эти люди? Какое место Он занимал в их мировоззрении?

Похоже, Бог был отдален от них непроницаемой толщей тайны. Изредка на землю спускались Его вестники, чтобы раздать дары и милости. Это был образ земного царя и той иррациональной бюрократии, которая пропитывает любое царство. Небеса становились здесь проекцией властных отношений, с которыми народ имел дело в повседневной жизни.

 «Ангел» был безразличен к людской толкотне у купальни, стяжатели исцеления были равнодушны к товарищам по несчастью.

Немощный, о котором мы читаем в этом отрывке из Евангелия от Иоанна, - яркий пример того, что религия проявляла себя здесь в превратной, лишенной милосердия форме.

Этот человек страдал от болезни уже 38 лет. День за днем, год за годом лежал он у этой купальни (может быть, и не все 38 лет, но «долгое время»). Однако не было никого, кто бы ему помог.

Жуткое одиночество посреди толпы. У всех свои заботы, беды и нужды. Он уже примелькался и стал незаметен. Так бы и сгинул незаметно, если бы на него не обратил внимания Христос.

Когда Спаситель навестил Вифезду, не было никакого возмущения воды, Он пришел безо всяких спецэффектов. Но на фоне «ангельских» визитов еще контрастнее проступила суть Его служения. Иисус умел различить в толпе лица людей, Ему был важен конкретный человек, в его нуждах и бедах.

Принцип «сотой овцы» был задействован и здесь. Иисус нашел того, кто не имел никаких шансов пробиться к водоему. Но Господь всегда начинал не с того конца очереди, так что последние становились первыми.

Возможно, никто в толпе и не приметил этого чуда, совершенного Иисусом (ведь в противном случае вокруг Христа началось бы столпотворение). Внимание людей было приковано к водам купальни. Они не замечали расслабленного, лежавшего у купальни годами, не заметили они и навестившего его Господа.

 

--------------------------------

  1. Телесные недостатки обретали у евреев дополнительное символическое значение (Лев. 21:17-23). Болезнь же и вовсе могла восприниматься как признак греховности. Похоже, именно это верование стоит за вопросом учеников Христа о слепорожденном: «…Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2). В данной истории с расслабленным причиной болезни действительно был какой-то грех. Об этом можно судить по словам Самого Иисуса (Ин. 5:14).
Тэги:   Писание   
Еще читать