Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Гог, Магог и Россия / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Писания / Гог, Магог и Россия

В связи с событиями последних лет на Ближнем Востоке, в частности, с войной в Сирии и участием в ней России с новой силой ожила давняя теория, основанная на пророчестве Иезекииля о Гоге в земле Магог. Эта теория заключается в том, что Гог и Магог относятся к России и ее правителю, который поведет народы на великую, но заведомо проигрышную войну против Израиля.

Можно по-разному давать оценку современным мировым событиям, можно питать симпатию или антипатию к разным государствам и режимам, но при подходе к библейским пророчествам важно сохранять умеренность в суждениях и максимальную объективность, не подстраивая их под свои политические взгляды. В данной статье мы предпримем попытку проанализировать теорию Гога и Магога в отношении России и рассмотрим опасность использования ложных идентификаций в мировой политике.

 

Гог, Магог и популярные теории

Прежде чем приступать к обсуждению темы статьи, следует отметить, что в Библии содержится целых два повествования о Гоге и Магоге: в Ветхом Завете это книга Иезекииля, главы 38 и 39, а в Новом Завете книга Откровения, глава 20. Библейские комментаторы полагают, что это два отдельных события. В первом случае подразумевается конкретная страна на севере от Израиля и ее земной вождь вместе с несколькими союзниками, а во втором случае народы мира в общем, а их вождь сам сатана; в первом случае события развиваются до, а во втором после Тысячелетнего Царства [У. МакДональд].

Пророчество Иезекииля, записанное в главах 38-39, относится ко времени вавилонского пленения (VI в. до н.э.). Оно начинается следующими словами:

«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество» (Синодальный перевод).

Ниже пророк перечисляет еще несколько народов: Персов, Ефиоплян, Ливийцев, Гомера и дом Фогарма, «от пределов севера». Войска этих народов вторгнутся в землю Израиля с целью завладеть большой добычей, но Бог произведет над ними Свой суд и совершенно погубит их, тем самым прославив Свое имя перед многими народами и среди Израиля.

Исследователи Священного Писания и простые его читатели веками размышляли над тем, о каких народах и царствах здесь идет речь. При этом, чем дальше по времени читатель отстоит от Иезекииля, тем фантастичнее представляются ему перечисленные там имена и названия. Но если читать пророка Иезекииля в его историческом контексте, то становится очевидным, что он говорил о конкретных, реально существовавших народах и царствах. Библейский комментарий IVP предлагает следующие объяснения малоизвестных имен и названий в Иез. 38-39:

а) Гог, вероятнее всего, происходит от имени «Гиг», или «Гигес» (Γύγης), который был царем Лидии, в западной части Малой Азии (современная Турция). Время правления VII в. до н.э. Он был современником Иезекииля и упоминается в ассирийских и греческих источниках.

б) Магог, скорее всего, представляет собой древнееврейскую форму аккадского мат Гугу, т.е. «земля Гога», или Лидия, согласно Иосифу Флавию и некоторым раввинистическим интерпретациям.

в) Мешех и Фувал (Тувал) два царства в Анатолии (также современная Турция), были известны ассирийцам как Мушку и Табал, а Геродот называет их Мосхой (Μόσχοι) и Тибареной (Τιβαρηνοί) соответственно. Во времена Геродота эти два царства находились в составе Персидской империи.

г) Гомером считаются киммерийцы, или киммеры кочевые индоевропейские племена, которые в «Одиссее» Гомера населяли северное Причерноморье. Во второй половине VIII века до н.э. они вторглись в Закавказье, а в VII веке до н. э. завоевали некоторые районы Малой Азии.

д) Дом Фогарма (евр. Бет Тогарма) так, скорее всего, называлась столица царства Камману в центральной Анатолии.

В старину недостаток исторических сведений и схоластический подход породили целый ряд невероятных теорий. Неоднозначное понимание трудного текста Иез. 38-39 на древнееврейском языке также стало причиной некоторых отличий в переводах (ср., например, Иез. 38:2 в Септуагинте и Вульгате).

Раннехристианские писатели, например, Евсевий, нередко отождествляли Гога и Магога с римлянами и их императором. Когда империя стала христианской, Гогом стали называть языческие племена готов, скифов и хазар. Движение великих завоевателей с востока и севера, таких как гуннов в IV в., а позднее татаро-монголов, заставило современников принимать их за загадочного Гога и его армии.

В иудейской традиции, кроме привычных ассоциаций с лидийцами, мидо-персами и скифами, существовали интерпретации, связывающие Гога и Магога с завоевательными походами Наполеона.

С появлением на исторической сцене Древней Руси и особенно в связи с походами князя Святослава на Византию в X в. н.э. возникли первые заявления о том, что Магог это земля русов. Византийский историк Лев Диакон пишет о посольстве «к тавроскифам, которых на общераспространенном языке обычно называют росами»:

«О том, что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, [что] он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: „Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос“».

Позднее, с возникновением Российской империи, эта теория снова оживает как и предполагается, на западе. Снова благодаря грекам названия Мешех (Μοσοχ) и Фувал (Θοβελ) теперь понимаются как Москва и… отдаленный сибирский Тобольск (почему бы, впрочем, не Тува?).

Вместе с западными интерпретаторами «усовершенствованная» теория попадает в Россию и, кажется, даже неплохо приживается в ней, хотя больше среди христиан евангельского вероисповедания. Впрочем, в самой России известны попытки истолковать Гога и Магога и в положительном ключе (священник Павел Флоренский), но это, скорее, исключение.

В начале XX века Российская империя трансформировалась в Советский Союз, а с эскалацией холодной войны с новой силой зазвучали аргументы в пользу гипотезы «Гог и Магог это СССР». Один из президентов США того времени Рональд Рейган всерьез верил в это. Еще будучи губернатором Калифорнии, в 1971 году он высказал следующее:

«Иезекииль говорит нам, что Гог нация, которая возглавит все другие силы тьмы против Израиля выйдет с севера. Библейские ученые на протяжении нескольких поколений говорили, что Гог это, должно быть, Россия. Какая еще другая могущественная нация находится к северу от Израиля? Ни одна. Но до начала Русской революции, когда Россия еще была христианской страной, все это не имело значения. Теперь же это имеет смысл, теперь, когда Россия стала коммунистической и атеистической, теперь, когда Россия сама настроила себя против Бога. Теперь она идеально подходит под описание Гога».

Слава Богу, что никто тогда не нажал на «красную кнопку»!

Но не все так легко обошлось в случае с Ираком, которого с конца XX века некоторые западные политические фигуры тоже начали отождествлять с Гогом и Магогом. В начале 2003 года, накануне вторжения в Ирак сил коалиции, возглавляемых США, президент Джордж Буш-младший пытался убедить президента Франции Жака Ширака принять участие в этой военной авантюре.

«Гог и Магог сейчас в действии на Ближнем Востоке, заявил он Шираку в телефонном разговоре. Существующее противостояние есть воля Бога, который хочет использовать этот конфликт для того, чтобы стереть врагов Своего народа до того, как наступит новый век».

Не вполне понимая, о чем идет речь, Ширак срочно созвал свой кабинет и приказал доложить ему об этом мистическом «Гоге и Магоге». Если самая сильная страна в мире готовилась принимать важнейшие решения по внешней политике, основываясь на не совсем ясных стихах Библии, то нужно было срочно об этом все разузнать!

Отчет Шираку предоставили, впрочем, это нисколько не убедило его присоединиться к коалиции. А «гого-магогский» Ирак был все равно завоеван. В результате свыше миллиона мирных иракцев убиты и полный хаос в стране, продолжающийся и по сей день. Так закончилась религиозно-политическая авантюра Дж. Буша, сокрушившего «Гога» наперед, в обход собственно библейских событий.

Между тем, охота на ведьм продолжается. В настоящее время в поисках очередного «Гога и Магога» выходят даже на Китай. Однако основным «Гогом» по-прежнему фигурирует Россия: уже не языческая, не православно-царская и не коммунистическая, а современная, чей президент В.В. Путин ну чем не Гог? Участие России в войне в Сирии служит очередным «знамением» для разного рода толкователей и «пророков», пищей для их безудержных фантазий.

 

Север

Итак, перед нами излюбленный аргумент русофобски настроенных толкователей: «А кто, как не Россия?» Это ведь она находится на «пределах севера». Это она самая сильная страна в той части света. Это она укрепляет позиции в Сирии.

Хотелось бы привести пару контраргументов.

Во-первых, если смотреть по карте непосредственно на север от Израиля, то там, намного ближе, чем Россия, находится еще несколько других государств. Одно из них, например, это Турция с ее огромной армией в 400 000 человек личного состава вторая после США по своему боевому потенциалу среди стран-членов НАТО и десятая среди самых боеспособных в мире [BBC.com]. Армия этой страны считается самой сильной среди мусульманских армий Ближнего Востока.

И еще не забылось деспотическое правление Османской империи и геноцид армян в 1915 году. А на чьей стороне была Турция во Второй мировой войне?

В последнее время Турция не скрывает желания возродить Османскую империю, а со стороны ее руководства все чаще звучит антиизраильская риторика. Но на Западе мало кто указывает на Турцию как на возможного эсхатологического супостата просто потому, что она член НАТО и до недавнего времени кандидат в ЕС и друг США. Сказанное, конечно, не повод, чтобы показывать пальцем на очередного Гога, а лишь указание на неоднозначность проблемы.

Во-вторых, что же подразумевали под словом «север» сами библейские пророки? В период с 800 по 500 гг. до н.э. целый ряд пророков Ветхого Завета Исаия, Иеремия, Иезекииль, Иоиль, Софония и Захария говорят о севере в одном ключе. Они указывают на Ассирию, Вавилонию и Мидо-Персию три сменившие друг друга великие империи древнего Ближнего Востока. Приведем несколько цитат:

Ис. 14:31: «Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их» здесь представлена угроза Ассирии (VIII в. до н.э.).

Иер. 4:6: «Выставьте знамя к Сиону, бегите, не останавливайтесь, ибо Я приведу от севера бедствие и великую гибель» угроза Израилю от Вавилона (VII в. до н.э.).

Иер. 46:6: «Не убежит быстроногий, и не спасется сильный; на севере, у реки Евфрата, они споткнутся и падут» поражение египтян в битве с вавилонянами при Каркемише (Кархемисе), к северу от Израиля (605 г. до н. э.).

Иер. 50:9: «Ибо вот, Я подниму и приведу на Вавилон сборище великих народов от земли северной, и расположатся против него, и он будет взят» Мидо-Персия покоряет Вавилон (539 г. до н.э.).

Ассирия и Вавилон были древними врагами Израиля, они находились на территории современного Ирака и восточной Турции (а может, Дж. Буш был все-таки прав?). Мидо-Персия это современный Иран. Таким образом, мы видим здесь не строго географический север от Израиля, по стрелке компаса, а скорее северо-восток.

Теперь обратимся к выражению «пределы севера». Для того чтобы верно понимать это выражение, необходимо осознание того, что размеры тогдашней ойкумены были гораздо меньше известного нам сейчас земного шара с его материками и океанами. Для людей VIII-VII вв. до н.э. известная часть Земли ограничивалась на севере Кавказом или максимум Таврическими горами в Крыму, на юге Эфиопией, на востоке Индией, а на западе Пиренейским полуостровом. Поэтому для Иезекииля «пределами севера», вероятнее всего, представлялись не современная Москва, Тобольск или Кольский полуостров, а куда более близкие территории.

 

Рош

В Иез. 38:2 мы встречаем еще одно название, которое, казалось бы, является самым ярким подтверждением теории «Гог, Магог = Россия»: это слово «Рош». Правда, по какой-то причине оно содержится далеко не во всех переводах Библии. Мы находим его только в Септуагинте, в Библии на церковнославянском языке, в Русском Синодальном переводе и еще в некоторых версиях. «Рош» отсутствует в латинской Вульгате, в Библии Лютера, в Библии короля Якова и почти во всех современных переводах.

Чем вызвано такое разночтение?

В древнееврейском тексте выражение «князь Роша, Мешеха и Фувала» звучит как «нэси рош мешех ве-тувал». Слово рош по-еврейски означает «голова» или «глава, лидер», но здесь его позиция в предложении несколько необычна и поэтому напрашивается некое имя или название.

Еврейский язык не различает прописных и строчных букв, поэтому слово рош никак не выделено. Спустя несколько веков после Иезекииля греческие переводчики придали слову рош значение имени собственного и преподнесли его в своей транслитерации как Рос (Ρως) за неимением в греческом языке буквы «ш». Отсюда он попал в славянскую Библию уже как Рwсъ. Впоследствии издание Острожской Библии в 1581 г. еще более усугубило дело: там «князь Роша» назван напрямую кнѧзь росска (это было первое полное издание Библии на церковнославянском языке, но в нем встречаются ошибки и неточности).

В любом случае, если Рош это имя собственное, то какую страну оно представляет? Ведь мы не встречаем в Библии названий полумифических земель наподобие Атлантиды или Гипербореи. Не находим мы в ней и еще не существующих стран, таких как Древняя Русь и тем более современная Россия.

Д. Блок в своем комментарии к книге Иезекииля пишет:

«Популярное отождествление слова рош с Россией совершенно анахронично и основано на неверной этимологии, а созвучное сходство между Россией и рош является чисто случайным».

Далее он представляет один веский грамматический аргумент: «если рош следует читать как первый в ряду имен, то слову мешех должен предшествовать союз [у/в]». Но его там нет. Поэтому слово рош лучше всего понимать как имя нарицательное «голова; глава, начальник». Именно таким оно встречается в Еврейской Библии более 600 раз, и ни разу в качестве названия некой страны или народа.

Следовательно, наиболее приемлемое прочтение было бы: «князь, вождь Мешеха и Тувала» или «главный вождь Мешеха и Тувала» (Современный Русский Перевод РБО). Другими словами, Иезекииль подчеркивает, что Гог является не просто одним из царских особ Анатолии, но главным среди князей и вождем одновременно нескольких народов.

 

Заключение

Можно по-разному относиться к России, ее правителям и ее внешней политике. Можно по-разному анализировать мировую историю. Однако библейские пророчества, характеризующиеся неясностью толкования и неоднозначностью смысла отдельных слов и фраз, требуют большой осторожности в их применении к современным государствам и политическим событиям. Те, кто верит написанному в Библии, понимают, что будущее выступление Гога и его армий против Израиля произойдет в любом случае. Его не остановят ни вооруженные силы США, ни НАТО, и не они выйдут победителями в эсхатологической битве, а Сам Господь.

Мир уже видел достаточно разного рода «освободителей», пережил немало религиозных войн. В настоящее время большое распространение получили войны информационные. Проводимая некоторыми правительствами демонизация отдельных лидеров, стран и народов это в действительности тупиковая стратегия: она приводит лишь к эскалации напряженности, невозможности дипломатического решения проблем, ухудшению отношений и нередко к войне.

Как мы уже видели, правительства государств, прибегающие к демонизации, часто фальсифицируют информацию, преувеличивают недостатки противостоящей стороны и оправдывают применение против нее военных действий. А дополнительное манипулирование библейскими пророчествами придает конфликту уже религиозную окраску и вместе с тем разжигает фанатизм. Неверные интерпретации пророчеств и предпринятые на их основе ошибочные действия становятся причиной дискредитации Библии, недоверия к христианскому учению и опорочения целых стран, претендующих на звание христианских.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Армия Турции: вторая в НАТО, десятая в мире. URL: https://www.bbc.com/russian/news-36813509 (дата обращения: 26.12.2018).

Лев Диакон. История / Пер. с древнегреч. М.М. Копыленко. — М.: Наука, 1988.

МакДональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет, 2009. URL: https://bible.by/mcdonald (дата обращения: 23.12.2018)

Block, Daniel I. “The Book of Ezekiel,” chs. 25–48. In The New International Commentary on The Old Testament. Grand Rapids, Michigan / Cambridge, U.K.: William B. Eerdmans Publishing Company, 1997.

Walton, John H. Matthews, Victor H. Chavalas, Mark W. The IVP Bible Background Commentary: Old Testament. Downers Grove, Illinois: InterVarsity Press, 2000.

 

Телеграм канал газеты "Мирт" - https://t.me/gazetaMirt

 

Тэги:   мысли   Писание   
Еще читать