Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Алкоголь и христианство / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Писания / Алкоголь и христианство
Алкоголь и христианство
Алкоголь и христианство
10.06.2019
3460

Мы, как евангельские христиане, основываем свою веру и принципы повседневной жизни прежде всего на богодухновенном авторитете Библии – Слова Божьего. Кроме того, мы, безусловно, учитываем последние достижения истории, социологии, медицины и других наук для более объективной позиции по всем актуальным вопросам современности. Исходя из этих посылок, написана эта статья. Ее цель – выразить максимально конкретную позицию по проблеме употребления алкогольных напитков в современной России для поместных церквей евангельских христиан-баптистов.

 

Библия об алкоголе

Всякий раз, когда в Библии идет речь о вине, имеется в виду перебродивший виноградный сок, содержащий алкоголь. Вероятно, попыток хранить неперебродивший сок не делали; это была почти невозможная задача. Новым или молодым вином называли вино последнего урожая, а старым – урожая предыдущего года. Брожение на Ближнем Востоке занимало всего 3 дня. Виноделие существовало в Месопотамии в доисторические времена и было перенесено в Египет около 3000 г. до н.э. Первый известный нам винодел – Ной (Быт. 9:20,21).

В классическом и эллинистическом мире вино обычно разбавлялось водой. Греки считали, что пить неразбавленное вино – варварский обычай. Пропорция воды к вину варьировалась от 20 частей воды к 1 части вина до равного количества вина и воды. Наиболее принято было отношение три к одному (2 Мак. 15:39).

Неразбавленное вино могло содержать не более 14% этилового спирта. Соответственно, разбавленное чаще всего содержало менее 5% алкоголя. Крепость такого вина сопоставима с квасом или кефиром в наши дни. Вот почему в древнем Израиле вино пили даже дети, включая девочек (Пл. 2:11,12; Зах. 9:17). Именно так приготавливалось вино для празднования Пасхи в эллинистический период. Следовательно, на Тайной Вечери была использована данная пропорция; брак в Кане Галилейской также вряд ли был исключением из правила.

Любой читатель Библии без труда может заметить, что Слово Божье во многих случаях выражает благосклонное отношение к вину по целому ряду причин. Изобилие вина воспринималось как знак Божьего благословения, процветания и даже наступившего спасения (Быт. 14:18,19; 27:28; Втор. 7:13; Екк. 9:7; Ис. 55:1). Также понимается и удачный для производства вина сезон (Иоил. 3:18; Ам. 9:13,14). Вино считалось источником радости, одним из добрых даров Господа людям (Суд. 9:13; Есф. 1:10; Пс. 103:15; Екк. 10:19; Зах. 10:7). Напротив, отсутствие вина было символом суда и несчастья (Втор. 28:30; Ис. 16:10; 24:11; Иер. 48:33; Иоил. 1:5; Соф. 1:13).

Вино в ветхозаветном мире применялось для многих целей. «Возлиянием» в храме было вино (Исх. 29:40; Лев. 23:13), и верующие регулярно приносили его, когда совершали жертвоприношения (1 Цар. 1:24). Запас вина хранился в храме для приношений (1 Пар. 9:29).

Вино могло использоваться и в медицинских целях, а смешенное со смирной или желчью служило обезболивающим средством наркотического действия. Предлагая этот напиток Иисусу, солдаты хотели облегчить Его мучения (Мк. 15:23). Иногда вино использовали для помощи больным и слабым (2 Цар. 16:2; Прит. 31:6). Вином и маслом добрый самарянин лечил раны избитого путника (Лк. 10:34). Павел советовал Тимофею употреблять немного вина для улучшения пищеварения (1 Тим. 5:23).

Согласно Библии, вино употреблялось не только на праздниках и пиршествах, но и в будние дни, признаваясь обыкновенным пищевым продуктом (Суд. 19:19; Неем. 5:18). Поэтому оно часто упоминается вместе с хлебом (1 Цар. 16:20; 25:18; Пл. 2:12). Вино употреблялось также по случаю выдающихся событий в семейной жизни, например, дня рождения, брака (Ин. 2:1-11), при отнятии от груди ребенка (Быт. 21:8), на похоронах (Иер. 16:7) и т. д.

Таким образом, умеренное потребление вина было нормой жизни. Полное же воздержание от вина в иудео-христианской традиции являлось, скорее, исключением с целью соблюдения строжайшей культовой чистоты. Вино категорически запрещалось пить назореям (Чис. 6:2, 3), рехавитам (Иер. 35:1-9), а также левитам и священникам во время служения в храме (Лев. 10:8-11; Иез. 44:21). Даниил и его товарищи воздерживаются от царского вина в Вавилоне, скорее всего, потому, что оно имело какое-то отношение к языческому обряду (Дан. 1:8-16). Похоже, что Иоанн Креститель воздерживался от вина, поскольку был назореем (Мф. 11:18; Лк. 1:15).

Иисус Христос не возражал против общепринятого отношения к вину. Он пил его (Мф. 11:18, 19), например, во время свадьбы в Кане, где, как известно, совершил первое чудо, превратив воду в вино (Ин. 2:1-11). Общий объем вина тогда в пересчете на современные единицы измерения составил от 450 до 600 литров. Нужно учесть, что еврейская свадьба длилась обычно две недели. Иисус даже образно назвал Свое учение «новым вином» (Мф. 9:17).

Тем не менее, в Библии выражено резко негативное отношение к неумеренному потреблению спиртного (Ис. 28:1-8). Христиане призваны «не упиваться вином, от которого бывает распутство», и даже не общаться с теми пьяницами, которые называют себя «братьями» (Еф. 5:18; 1 Кор. 5:11). Особо подчеркивается в Писании недопустимость пьянства для следующих категорий людей: цари и вожди народа (Прит. 31:4, 5; Ис. 56:11, 12; Ос. 7:5), священники и пророки (Ис. 28:7, 8), а для церкви – епископы, дьяконы (1 Тим. 3:3,8; Тит. 1:7) и пожилые женщины-наставницы (Тит. 2:3-5).

В Писании много предостережений против увлечения вином. В Книге Притчей Соломоновых 23:29-35 мы читаем о печальных последствиях злоупотребления вином:

«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: „Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же“».

Вино приводит людей к позору и унижению, как Ноя и Лота (Быт. 9:21-25; 19:30-38).

Библия предупреждает: «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Прит. 20:1; ср.: Прит. 21:17; 23:20, 21). Сикерой, по-видимому, называли месопотамское финиковое вино или же крепкое пиво из ячменя. Еврейское слово sekar и греческое sikera означают «пьяный», «напиваться» (см. Ис. 24:9). Этот «крепкий напиток», как правило, упоминается на страницах Ветхого Завета в сочетании с вином, а злоупотребление ими запрещается или осуждается (Лев. 10:9; Вт. 29:6; 1 Цар. 1:15; Ис. 29:9). Новый же Завет еще более категоричен: «Пьяницы… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10).

Иисус напрямую говорит о пьянстве только один раз:

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21:34). Отсюда видно, что пьянство составляет часть «жизни по плоти», препятствующей спасению. Кроме этого прямого указания, в притчах Христа есть также образ пьянствующего раба, которого не принимают на небеса (Мф. 24:48–51).

Итак, норма, предлагаемая Библией, – это трезвость (трезвенность) в смысле умеренности и самоконтроля. При этом нужно считаться с представлениями и чувствами других людей. Не следует пить вино, если это соблазняет других или вынуждает людей пить во вред своему здоровью и своей совести (Рим. 14:19-21; ср.: Рим. 15:1-3; 1 Кор. 10:2 –11:1; Флп. 2:4).

 

Немного истории

Уже несколько тысячелетий назад человеческое общество осознало необходимость контролировать потребление алкогольных напитков. Начиная со времен Хаммурапи (ок. 1800 г. до н.э.), различные законодательные кодексы ограничивали продажу спиртного. Дело в том, что китайцы, арабы, а затем и европейцы научились изготавливать крепкие напитки из зерна и сахара, содержащие до 60% спирта. Иудаизм и христианство, в отличие от буддизма и ислама, не требуют полного воздержания в этом вопросе, но христиане не раз восставали против излишеств, связанных с алкоголем.

В первом поколении христиан еженедельные евхаристические собрания являлись таинством, завершавшим «агапу» – братскую вечерю любви (Деян. 20:7). Происходили они в вечернее время, по образу Вечери Господней, и соединялись с вечерей любви общей трапезой. Основание для этого находим в порядке самой Вечери Господней, когда Христос в конце трапезы произнес слова благодарения. В этот период агапы еще не были отделены от причастия и представляли собой собрание всей поместной церкви на трапезу Господню.

Апостолы увещевали верующих в страхе Господнем достойно пиршествовать на братских трапезах, не упиваясь и не объедаясь (2 Пет. 2:13; Иуд. 12; 1 Кор. 11:20-34). Христианам, как и евреям, воспрещалось принимать участие в языческих жертвенных пиршествах, которые сопровождались объедением, пьянством, ссорами и потасовками (Исх. 34:15; Пс. 1:1; Рим. 13:13; Гал. 5:21; 1 Пет. 4:3). Практика еженедельных причастий и предшествующих им праздников любви стала отмирать в IV веке, когда в церковь хлынула масса номинальных христиан. Со временем хлебопреломление было обособлено от агап, их поменяли местами, а потом братские трапезы были упразднены.

Некоторые монашеские ордены в Средние века предписывали своим членам полный отказ от спиртного, а в XVI веке появились первые общества трезвенников.

Широкомасштабное производство спиртного и его доступность низшим классам обусловили массовый алкоголизм, для борьбы с которым в Европе и Северной Америке с конца XVIII века возникают многочисленные общества трезвости. Большинство из них призывало лишь к умеренности или к отказу от особо крепких напитков, но со временем среди христиан сформировалось движение за полный отказ от алкоголя.

Первые евангельские христиане из русских, появившиеся на юге России в середине XIX века, отказывались пить вино, не говоря уже о крепких спиртных напитках, несмотря на праздники и другие жизненно важные ситуации, когда по русской присказке выпить «сам Бог велел». Этим они вызывали у соседей и односельчан даже не неприязнь, а самую лютую ненависть. Их намеренная трезвость была немым укором разнузданному безудержному пьянству, в котором гибли и семья, и живые души.

Евангельские христиане того же периода из среды петербургской аристократии не были так категоричны относительно употребления спиртных напитков и придерживались принципа умеренности, а не полного воздержания (например, после салонных собраний в доме полковника В.А. Пашкова на столы в числе четырех обычных блюд традиционно подавали шампанское). Этой и некоторыми другими деталями церковной практики они были более близки к протестантам Запада, чем их южнорусские и украинские единоверцы.

 

От прошлого – к настоящему

Очень похоже, что на «святой» Руси самая крепкая – и исторически, и по градусам – традиция состоит в пристрастии к спиртному. По словам летописца, почитаемый князь Владимир в свое время выразил главное препятствие для принятия ислама рифмованным афоризмом: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть». Некоторые современные историки считают, что гнать самогонку русских научили татаро-монголы, до нашествия которых пили «гуманную» медовуху да изредка заморские вина.

Петр Великий прорубил окно в Европу, через которое наши предки приобщились к западным достижениям в изготовлении спиртных напитков. Не страшно ли: предмет национальной гордости – русская водка? Сегодня Россия верна своей излюбленной традиции, а слова великого князя словно не более тысячи лет назад, а вчера сказаны.

По утверждениям социологов, 96,2% людей, злоупотребляющих спиртными напитками, приобщились к ним в возрасте до 15 лет. Из 2 млн зарегистрированных российских алкоголиков почти 60 тыс. — дети до 14 лет с установленным диагнозом «алкоголизм». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, алкоголиками являются «лица с алкогольной зависимостью, при которой алкоголь употребляется во вред здоровью и социальному формированию личности».

По данным Минздрава и Минобразования, около 80% молодежи с той или иной периодичностью употребляют спиртные напитки, в то время как средний возраст первичного приобщения к алкоголю по России составляет 10–12 лет. Известно, что 50% всех преступлений связано с употреблением алкоголя. Так, по данным специалистов, около 60% убитых и 80% убийц во время преступления находились в нетрезвом состоянии.

От отравления спиртным у нас ежегодно погибает 35 тыс. человек. В США, тоже трезвостью не отличающихся, эта цифра составляет всего 300 человек. У нас почти 40% смертей мужчин трудоспособного возраста происходит по так называемым «неестественным причинам», связанным с алкоголизмом, — это травмы, несчастные случаи, убийства и самоубийства. От этих причин у нас умирает больше народа, чем от болезней сердца, рака и туберкулеза. Идет депопуляция страны, население России сокращается почти на миллион в год.

По данным члена-корреспондента РАМН профессора Н. Ф. Герасименко, хроническим алкоголизмом в России страдают около 20 млн человек (почти каждый пятый алкоголик в мире – россиянин!). Согласно статистическим данным, 10 лет назад в России на десять алкоголиков приходилась одна женщина, сейчас – уже четыре. Употребление чистого спирта на душу населения в год на пороге третьего тысячелетия превысило 15 литров. Через пять лет этот показатель вырос, по данным различных авторов, до 20-25 литров на душу населения. Безопасной для здоровья нации цифрой считается 8 литров…

Более ста лет назад великий русский писатель Л.Н. Толстой изучал проблему пьяных традиций в России. В статьях «Пора опомниться», «Обращение к людям-братьям», «Для чего люди одурманиваются?» и других он пишет:

«И что удивительнее всего – это то, что люди гибнут от пьянства и губят других, сами не зная, зачем они это делают. В самом деле, если каждый спросит себя, для чего люди пьют, он никак не найдет никакого ответа…» «Все пьют и угощают, нельзя же и мне не пить и не угощать», – отвечают на это многие, и, живя среди пьяных, эти люди точно воображают, что все кругом пьют и угощают. Но ведь это неправда! Если бы все пили и угощали, то жизнь сделалась бы сущим адом»…

 

Выводы

1. Соглашаясь с тем, что в алкоголизме есть симптомы и признаки физического заболевания, мы, вслед за Библией, утверждаем, что алкогольная зависимость (пьянство) находится в числе остальных грехов, которых следует избегать. В Священном Писании не говорится, что пьянство – это болезнь, над которой мы не властны. Поэтому грех следует называть своим именем.

2. В отношении алкоголя мы, основываясь на Библии, следуем принципу умеренности. Однако, ввиду фактической эпидемии пьянства в России, мы принимаем решение использовать из числа спиртных напитков только вино и только в двух случаях: для совершения Вечери Господней и в лечебных целях. Такая позиция объясняется также присутствием в церквях людей, которые страдали в прошлом от алкогольной зависимости и для которых даже слабое спиртное может оказаться сильным искушением. Сейчас крепость алкоголя, по сравнению с библейскими временами, возросла многократно, так что весьма сомнительно, можно ли применять к нынешним спиртным напиткам разрешения той эпохи.

3. В результате библейских и исторических исследований считаем наиболее правильным использовать для совершения Вечери Господней и лечения некрепленое красное вино. Во втором случае медики рекомендуют принимать 120 мл (полстакана) вина в день, например для улучшения пищеварения или защиты от сердечнососудистых заболеваний.

4. Алкоголь – это узаконенный наркотик-депрессант, затормаживающий центральную нервную систему. Поэтому, не желая быть даже косвенными соучастниками грехов, связанных с алкоголем, считаем недопустимым для членов наших церквей участвовать в изготовлении и продаже спиртных напитков, за исключением вина. Предлагаем воздерживаться от употребления алкоголя в любых ситуациях, кроме указанных выше.

5. Считаем необходимым для всех христиан: прививать населению здравое библейское учение, призывать к здоровому образу жизни, проводить антиалкогольное просвещение, учить людей справляться с жизненным напряжением, содействовать организации и работе специализированных реабилитационных центров. Все это означает активную позицию в выполнении Великого поручения Иисуса Христа (Мф. 28:19,20) и патриотическое служение на благо и процветание нашей Родины.

 

Согласно Гари Коллинзу, при антиалкогольном санитарном просвещении нужно учитывать следующие моменты:

• просвещение должно начинаться рано, поскольку большинство людей попадают в алкогольную зависимость уже в подростковые годы и даже раньше;
• надо не запугивать людей, а представлять точные факты о природе и последствиях алкоголизма;
• следует преподавать ясное библейское учение о вине и опьянении;
• необходимо помочь молодым людям осознать, почему люди принимают спиртное;
• научить отказываться от приема спиртного в компании пьющих сверстников или равных по положению;
• подводить людей к осознанному решению (пить или не пить), а не пускаться в привычное пьянство;
• побуждать к воздержанию как наилучшему и самому эффективному средству профилактики алкоголизма;
• разбирать симптомы, указывающие на развитие алкогольной зависимости;
• ставить в известность о том, где и какого рода помощь можно получить в случае возникновения симптомов пьянства и алкоголизма.

«Если о проблеме пьянства и алкоголизма говорят искренне и открыто, это ослабляет желание попробовать его без серьезных причин, даже если алкоголь рекламируют по телевидению и в других местах как бодрящий и безопасный способ расслабления».

Разве нет необходимости отказаться от употребления спиртных напитков, если оно начинает управлять пьющим, губит его организм, притупляет чувства и восприимчивость, делает его распущенным и заставляет грешить, вредит окружающим или соблазняет немощных верующих, приводя их к падению?!

 

Использованная литература

1. Алкоголизм и наркомания: Противостояние эпидемии. — М.: Духовное возрождение, 2002.
2. Белов А. Библия о вине и его употреблении. Мирт, 2004, № 1 (44).
3. Вегсхайдер Ш. Помощь алкоголику и его семье. М.: Духовное возрождение, 2002.
4. Вино // Большой библейский словарь / Под ред. У. Элуэлла и Ф. Камфорта. — СПб.: Библия для всех, 2005, с. 238, 239.
5. Вино // Словарь. Иисус и Евангелия / Под ред. Дж. Грина, С. Макнайта и Г. Маршалла. М.: ББИ, 2003, с. 89–92.
6. Винокуров А. Пить или не пить – вот в чем вопрос. Мирт, 2004, № 1 (44).
7. Колберт Д. Библейские принципы здорового питания. М.: Триада, 2004.
8. Коллинз Г. Пособие по христианскому душепопечению. СПб.: Мирт, 2003.
9. Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова. СПб.: Библия для всех, 2000.
10. Макги Р., Спрингал П., Джоинер С. 12-ступенчатая программа Рафы по преодолению алкогольной и наркотической зависимости. М.: Вера и святость, 2000.
11. Платонова И. Попробовав раз, пью и сейчас // Екклесиаст. 2004, № 8 (93).
12. Подберезский И. В. Где пито, там и бито // Бог. Вера. Общество. Личность. Мнение российского баптиста. СПб.: Библия для всех, 2004, с. 94–106.
13. Спиртное // Теологический энциклопедический словарь / Под ред. У. Элвелла. М.: Духовное возрождение, 2003. с. 1109–1111.
14. Хант Дж. Ключи. Как помочь себе и другим в решении жизненных проблем. В 5 книгах. Книга 1. М.: Духовное возрождение, 2004.

Опубликовано: «Вестник ДВБК» Вып. 2, 2009 г., а затем в книге «Аккумулятор духовного опыта: служение, разномыслие, история» — СПб.: Мирт, 2012.

https://mchernyavsky.ru

Телеграм канал газеты "Мирт" - https://t.me/gazetaMirt

Тэги:   Писание   жизнь церкви   
Еще читать