«Псалмы приглашают нас задавать Богу вопросы. Но они делают это в контексте молитвы – ведь это были гимны, используемые для совместной молитвы к Богу. Бог приглашает нас высказать Ему нашу злость, сомнения и страх, но Он предполагает, что мы будем делать это, как акт поклонения. Мы должны вступить в этот вид эмоциональной борьбы, если хотим постичь сердце Бога» (Дэн Аллендер)
Дорасти до Псалтири
Я читаю Библию уже не первый десяток лет. И, должен признаться, весьма значительную часть этого времени книга Псалтирь в целом не была мне близка и нечасто отвечала на мои внутренние запросы. Понятно, что дело не в книге, а в читателе. Некоторым образом утешает, что подобные трудности с псалмами постигали не только меня.
В многолетней духовно-интеллектуальной борьбе с этой книгой признается Филип Янси. Массой своих недоумений, звучащих на грани фола, а порой для кого-то и за ней, искренне и смело делился неподражаемый Клайв Льюис. Вот и выходит, что с псалмами у меня взаимоотношения складывались по известной присказке: «Все великие давно уже умерли, да и мне что-то нездоровится». Кстати, Филип Янси жив и многая ему лета.
У христианских классиков своя история, а на меня влияла и общинная среда обитания. Много лет назад в церкви, в которой я оказался сразу после обращения к Богу, подспудно сеялось пренебрежительное отношение к библейской поэзии. Как я сейчас уже понимаю, организованность и многое другое в общине хромало на оба колена. Поэтому частенько прямо перед началом воскресного богослужения в братской пресвитер выяснял, кто сейчас будет проповедовать.
Было у нас тогда три-четыре проповеди или скорее три-четыре размышления вслух по мотивам библейских отрывков. И некоторые братья, а один дьякон чаще других, систематически отнекивались, ссылаясь на занятость и неподготовленность. В таких случаях можно было услышать: «Да, ладно, ничего страшного. Сейчас во время общего пения выберешь какой-нибудь псаломчик, пару слов скажешь, к молитве призовешь и хорошо». Жаль, но часто было именно так.
Тем не менее, когда взрослые и дети учили отрывки Писания наизусть и затем рассказывали их во время богослужения, чаще всего выбор падал именно на псалмы. Кто-то учил и декламировал лучше, кто-то хуже, но Псалтирь постоянно была на слуху. Но все равно в целом они воспринимались мной набором повторяющихся, благочестивых фраз, не сильно обремененных рациональными зернами.
Я видел, как часто Новый Завет издают вместе с Псалтирью. Но, откровенно говоря, тогда я думал, что если уж и добавлять что-то из Ветхого Завета к Новому, то лучше бы первые одиннадцать глав книги Бытие и целиком Притчи. Несведущий человек хотя бы узнает для начала о сотворении мира и грехопадении, а также наверняка будет пленен афоризмами Соломона и прочих иудейских мудрецов. Но такие издания, мягко говоря, встречались нечасто.
Постепенно и часто с воодушевлением открывал для себя поэтические переложения псалмов: М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.П. Сумарокова, Г.А. Пакатского, К.Д. Бальмонта, И.П. Тургенева, А.М. Федорова и др. Многие аналогичные тексты положены на красивую музыку и пользуются большой популярностью на богослужениях. Но обычно в основу подобных песнопений берутся хвалебные псалмы, а не, например, загадочные для христианской этики псалмы-проклятия.
Конечно, такой точечный взгляд или просто набор личных недоумений не способны открыть всю полноту и глубину Псалтири. К слову, мне неоднократно встречались религиозные безбожницы, знающие наизусть псалом 90-й как «Живые помощи», но кроме суеверного магизма они мало от этого приобрели.
Теперь уже трудно сказать, где и как это произошло, но однажды Господь открыл мне уникальный и простой в своей гениальности способ использования библейских псалмов – молиться ими. И тут для меня началась новая эра – эра Псалтири. Дело дошло до того, что теперь чаще всего я читаю какую-нибудь книгу из Ветхого Завета, что-то из Нового, а параллельно – псалмы.
Библейский молитвенник
Идея действительно максимально проста: псалом следует читать вслух в молитвенном уединении короткими отрывками, то есть по стихам или законченными предложениями. После каждого блока – собственно молитва на основании прочитанного в преломлении своих жизненных обстоятельств, размышлений и переживаний. А дальше – каждый раз непредсказуем и неповторим.
Таким образом ты не просто говоришь Богу, ты тут же слышишь Его голос. Потому что псалмы – это богодухновенные молитвы, которые создавались для совместного поклонения. Молитва приобретает слышимую, видимую и практически осязаемую диалогичность. Причем Господь вещает максимально развернуто, а не на уровне урима и туммима или какого-то самодельного жребия.
Некоторые верующие делятся тем, что во время спланированного заранее уединенного времени с Богом им не каждый раз удается испытать яркое переживание встречи с Ним. Эмоции не основной показатель, но они тоже имеют значение. Так мы созданы. Если мы себе что-то спланировали, это не всегда значит, что Бог принял такое же решение.
Опыт глубокого богообщения не приходит в одночасье. Мы можем постоянно учиться и постепенно обогащать свою молитвенную жизнь на любом этапе духовного роста. В противном случае о росте и говорить не приходится. Если вы хотите разнообразить свою молитвенную жизнь и продвинуться в ней, но не понимаете, чем заполнить дополнительное время, запланированное на уединение с Богом, одна из прекрасных возможностей – это молитва псалмами.
Если вы находитесь в определенном духовном кризисе, молитва псалмами поможет вам заново услышать голос Божий. Депрессивное состояние способно завести христианина в тупик, в котором даже молитвенная практика превращается в хождение по кругу, в повторение одних и тех же унылых фраз. Такие мантры вскрывают нашу сосредоточенность на проблеме, а не на Христе, Начальнике и Совершителе веры.
Когда мы молитвенно следуем Писанию, оно дает нам возможность увидеть ситуацию глазами Всемогущего Бога. Бесполезно молитвенно биться головой о стену, но над ней можно воспарить, получив надежду и силу от Духа Святого, нашего Утешителя и Заступника.
Слово Божье упорядочивает блуждающее сознание, помогает сосредоточиться, ставит мозги на место, ведет за собой, дает мощное основание для веры и практического богопознания, вводит в поклонение в Духе, учит говорить с Богом словами Бога.
Давид – земной предок Христа и его духовный прообраз, наделенный мощным пророческим даром (см. Деян.2:29-30). Не случайно в словах царственного псалмопевца мы периодически обнаруживаем слова Иисуса-Мессии. Сам Господь наш Христос объяснял ученикам особое значение псалмов: «Вот то, что Я говорил вам, еще будучи с вами: должно исполниться все, что написано обо Мне в Законе Моисея, в псалмах и у пророков» (Лк. 24:44-45, ИПБЗ).
Иисус молился псалмами. Даже умирая на голгофском кресте, он восклицал: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» и «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». Молясь таким образом, он цитировал мессианские псалмы Давида (Пс. 21:2; Пс. 30:6). С одной стороны, при этом он исполнял пророчества, с другой – находясь в тяжелейших обстоятельствах, опирался на мощный фундамент Божьего Слова.
Автор Послания к Евреям приоткрывает нам реальность предвечного Божьего плана спасения: «В мир входя, Христос говорит Отцу: "Жертву и приношение не восхотел Ты принять, Ты вместо того уготовил Мне тело. Ни всесожжения, ни жертвы за грех не угодны были Тебе; и тогда Я сказал: "Вот, Я иду, как написано обо Мне в книжном свитке, чтоб исполнить, Боже, волю Твою"» (Евр. 10:5-7, ИПБЗ). В данном случае Христос молился словами Псалма 39:7-9.
Итак, молясь псалмами, мы подражаем Христу. «Он Сам прошел через искушения и страдания, потому и может понять искушаемых и помочь им» (Евр. 2:18, ИПБЗ). Как дети Божьи, мы можем молиться Отцу, через Сына, в Духе Святом. Учиться и вдохновляться этому есть возможность, постигая и наслаждаясь красотой Псалтири.
Красота Псалтири
Еврейское название книги Псалтирь – «техиллим», что значит «хвала». Название «Псалмы» появилось во II веке до Р.Х. в греческом переводе Ветхого Завета, известном как Септуагинта. Этим названием пользовался Христос и апостолы (Лк. 20:42; Деян. 1:20). Очевидно, что главная цель книги – руководство по прославлению Бога.
Псалтирь – это самая большая книга Библии, состоящая из 150 псалмов. В свою очередь именно эта уникальная книга содержит самую большую главу в Библии – Псалом 118, который состоит из 176 стихов. Один этот псалом включает в себя больше стихов, чем половина других библейских книг, взятых по отдельности. Самая короткая глава Писания – Псалом 116, который состоит всего из двух стихов.
У псалмов наибольшее количество авторов среди всех библейских книг. К ним относятся: Давид, Асаф, сыны Корея, Соломон, Моисей, Еман, Ефан и др. Одним из авторов 48-ми анонимных псалмов считается Ездра. В общей сложности библейские псалмы писались около 1000 лет. Это самый долгосрочный литературно-поэтический проект Библии.
Псалтирь – самая цитируемая книга Ветхого Завета на страницах Нового. 23 из 27 книг Нового Завета содержат цитаты из псалмов, здесь процитированы 97 из 150 псалмов. Кроме того, эта книга Ветхого Завета содержит наибольшее количество пророчеств о пришествии Христа-Мессии.
Книга псалмов делится на пять разделов по аналогии с Пятикнижием Моисея. Каждая из первых трех частей заканчивается двойным «аминь», четвертая – «аминь» и «аллилуйя», а финальный раздел завершает весь этот библейский песенник словом «аллилуйя». Псалмы 1 и 2 – порог величественного литературного храма, Псалмы 146-150 венчают его длинной хвалой, доксологией. При этом первый и последний псалмы каждого раздела имеют стратегическое значение.
Первый раздел книги – Псалмы 1-40. Он соотносится с книгой Бытие, поэтому в нем подчеркивается Божья сила в творении (8, 18) на фоне темы греха и искупления.
Второй раздел – Псалмы 41-71. Особое внимание здесь уделяется падению и искуплению Израиля, поэтому вторую часть псалмов можно сравнить с книгой Исход. Заканчивается она следующими словами: «Благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь. Кончились молитвы Давида, сына Иесеева» (71:19-20).
Третий блок книги – Псалмы 72-88. Его стержневая тема – святость израильского храма, что перекликается с книгой Левит, в которой изложены устройство скинии и процесс освящения народа.
Четвертая группа – Псалмы 89-105. Их главные темы – духовное падение и восстановление Израиля в пустыне, а также Божье владычество над народами земли. Данный раздел начинается с Псалма 89, написанного Моисеем во время странствования Израиля в пустыне. Здесь можно усмотреть тематическую аналогию с книгой Числа.
Заключительный пятый раздел – Псалмы 106-150. Судя по всему, четвертый и пятый блоки были собраны и вошли в состав Псалтири после вавилонского пленения, во времена Ездры. Пятая часть посвящена достаточности Божьего Слова (118) и прославлению Божьего имени (145-150), что явно перекликается с Второзаконием. Кульминацией библейского «техиллим» звучат слова: «Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия» (150:6).
С литературной точки зрения псалмы относятся к жанру поэзии. Однако в них нет ни строгого стихотворного размера, ни рифм. Главные художественные средства псалмопевцев: смысловой параллелизм, аллитерации и симметрия.
Ряд непонятных заголовков псалмов на самом деле являются музыкальными пояснениями. Это относится и к часто встречающемуся в середине псалмов слову «Села». Судя по всему, так обозначали начало проигрыша без слов. По мнению Мартина Лютера, «села показывает, что должно хранить молчание и усердно обдумывать слова псалма, ибо они требуют спокойной и недвижной души, которая могла бы понять и вместить, что показывает и внушает ей Дух Святой».
Чтобы углубиться в псалмы или даже снарядиться для исследовательской работы, полезно воспользоваться специальной литературой. Почитать любой качественный учебник по библейской герменевтике, где обязательной будет раздел, посвященный жанру поэзии. Непосредственно по псалмам лично мне весьма помогла книга Эрнста Вэндленда «Гармония и алгебра Псалтири» (М., 2010).
О молитве псалмами написано меньше. Но если вас заинтересовала тема статьи, не стоит пройти мимо двух книжных жемчужин. Первая называется «Псалтирь – библейский молитвенник» (М., 2006) и принадлежит перу знаменитого немецкого пастора Дитриха Бонхёффера. А вторая совсем недавно была написана современным российским библеистом Владимиром Сорокиным и называется «Живая Псалтирь день за днем. Практика чтения, молитвы и созерцания» (М., 2019).
Но, конечно, никакие книги, статьи, лекции, молитвенники и песенники не заменят Божьего Слова и, в частности, великолепных библейских псалмов. И даже знакомство с самым сногсшибательным, но чужим опытом богообщения не станет нашим, пока мы лично не склонимся перед Христом.
Общайтесь с Богом, друзья! Молитесь псалмами! Бог здесь, и Он не молчит!
https://mchernyavsky.ru/
Телеграм канал газеты "Мирт " - https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/