Главная / Статьи / Писания / Как же заканчивалось Евангелие Марка?
Как же заканчивалось Евангелие Марка?
Как же заканчивалось Евангелие Марка?
25.04.2020
270

Рукописной традиции известны как минимум три варианта окончания Евангелия от Марка:

1. «Короткое» окончание, когда Мк обрывается на необычном стихе 16:8. Мироносицы не послушались слов ангела: «Выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись». Такое «короткое» окончание представлено самыми древними и лучшими манускриптами: Синайским (א) и Ватиканским (В) кодексами (IV в).

2. «Длинное» окончание представлено большинством рукописей после V века. Это всем нам известные Мк 16:9-20, они вошли в церковный канонический текст. Это окончание компенсирует странность предыдущего стиха: Мария Магдалина все же рассказывает о Воскресении, далее конспективно упоминаются явления Воскресшего Спасителя.

3. Существует еще «промежуточное» окончание: «Все, что было возвещено, они вкратце пересказали Петру и его спутникам. Потом явился и сам Иисус и послал их проповедовать от востока до запада священную и бессмертную весть о вечном спасении». Такой вариант есть в ряде средневековых манускриптов (L 019; Ψ 044 и др).

Существуют основания полагать, что оригинальный Мк оканчивался на 16:8 («короткое» окончание), а окончание Мк. 16:9-20 было дописано другим автором. Этого мнения придерживается большинство ученых, и здесь есть серьезные аргументы. 

1. «Короткое» окончание представлено самыми ранними и образцовыми манускриптами IV века.

2. Любое продолжение после 16:8 показывает сильную неустойчивость в рукописной традиции. Уже было упомянуто о «длинном» и «промежуточном» окончаниях, но на самом деле их даже больше. Именно здесь наблюдается повышенная вариативность: переписчики будто «спотыкались» в этом месте и позволяли себе что-то изменять, дописывать и т.д. В каких-то армянских рукописях случились чудеса: «длинное» окончание из Мк перекочевало в Ин или в Лк.

3. Сомнения относительно аутентичности «длинного» окончания Мк известны с древности. Евсевий Памфил (IV в) писал: «После слов: "их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись", — в этом месте во всех точных списках Евангелия от Марка появляется приписка: "конец". Следующая часть появляется не во всех списках и может быть поддельной, тем более, что она подразумевает разногласие с другими евангельскими свидетельствами» (ad Marinum). Подобные сомнения можно найти у Иеронима Стридонского и др.

4. Иногда даже сами переписчики, зная о проблемах, связанных с окончанием, вставляли перед ним предупреждающую фразу: «Имеется и такое».

5. Наконец, ученые обращают внимание на отличающийся от марковского стиль «длинного» окончания, несогласованность с предыдущим текстом, конспективность материала и вторичность по отношению к сюжетам Мф, Лк, Ин.

Однако, стоит сказать, что «длинное» окончание также является достаточно древним. Оно известно некоторым ранним писателям, например, Иринею Лионскому и Татиану. Т.е. оно уже существовало в конце II в. Мк. 16:9-20 было воспринято как часть Писания, не взирая на сомнения в подлинности.

Как на самом деле Марк закончил Евангелие? Точно мы не узнаем. Но сомнительно, чтобы текст, начатый торжественным «Начало Евангелия Иисуса Христа» (Мк. 1:1), обрывался таким странным способом на 16:8. Может быть, Марк не успел дописать? Может, конец рукописи испортился? Может, последняя страница потерялась?

Это уже область догадок. Очевидно только, что сознание читателей не могло мириться с незаконченностью (намеренной или непреднамеренной) Евангелия.


Синайский и Ватиканский кодексы IV века окачиваются словами "не сказали, потому что боялись". Далее стоит название книги: "Евангелие по Марку". В древности было принято название писать в конце текста.


Манускрипты Regius 019 (VIII в) и Laurensis 044 (IX в) имеют предупреждение переписчика о том, что имеется и такое окончание Евангелия (т.е. стихи 9-20).


Codex Washingtonensis W 032 (IV-V вв) имеет самое расширенное окончание из возможных. Там есть и такая вставка:
И они оправдывались, говоря: "Этот век беззакония и безверия под Сатаной, который не допускает, чтобы правда и сила Божия одержали верх над нечистыми силами. Поэтому покажи свою праведность сейчас". Так говорили они Христу. И Христос отвечал им: "Время власти Сатаны свершилось, но грядут другие беззакония. И для тех, кто согрешил, Я прошел через смерть, чтобы они могли вернуться на путь истинный и не грешить больше; чтобы они могли наследовать духовную непреходящую славу праведности на небесах".

https://t.me/otpetyjbibleist

Телеграм канал газеты "Мирт " - https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

Тэги:   Писание   
Еще читать