Главная / Статьи / Писания / Какое Евангелие самое «феминистское»?
Какое Евангелие самое «феминистское»?
Какое Евангелие самое «феминистское»?
03.05.2020
245

В смысле, в каком из Евангелий женщины играют наибольшую роль? Ответ очевиден: это Евангелие Луки.

Самое яркое, что бросается в глаза: композиция Лк устроена так, что женщины являются действующими лицами как в самом начале, так и в самом конце повествования; в каком-то смысле женщины обрамляют его.

В начале – рассказы о Елизавете, матери Крестителя, и Марии, матери Иисуса (уникальные у Лк). В конце – женщины-мироносицы, явившиеся свидетелями пустой гробницы.

Однако, если присмотреться, то и на всем протяжении текста Лк женщины появляются довольно часто: Анна Пророчица в сцене Сретения, безымянная женщина из толпы со словами: «Блаженно чрево, носившее Тебя…», множество женщин, сопровождавших Иисуса в его Крестном пути, которых Он утешает: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне…». Это лишь некоторые примеры.

Очень важно, что роль женщин у Лк не ограничивается случайным появлением в эпизодах. Женщины являются ученицами и постоянными спутницами Иисуса наравне с двенадцатью. Например, известное место Лк 8:2-3, где говорится о том, что Христос проповедовал в Галилее Царство Божье, сопровождаемый двенадцатью и некоторыми женщинами. Упоминание женской группы наряду с ближайшим кругом учеников говорит об их важном положении. Там же перечислены имена некоторых: Мария Магдалина, Иоанна, жена домоправителя Иродова, Сусанна.

Когда Лука говорит о множестве народа, ходившего за Иисусом, очевидно, что среди них были и женщины-ученицы. Они были свидетелями казни Учителя на Кресте: «…женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23:49).

Если внимательно прочитать текст Лк после Воскресения Христа, станет ясно, что роль женщин там не ограничивается только их «мироношением», они не только совершили поход ко Гробу с ароматами, но и присутствовали позже при явлении Воскресшего. Учитывая, что ученицы у Лк являлись постоянными спутницами наравне с учениками, прочитаем следующие стихи:

1. Ангел говорит мироносицам: «Он воскрес; вспомните, как Он говорил ВАМ, когда был еще в Галилее…» «И вспомнили слова Его» (24:6-8)
2. Мироносицы «возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим».
3. «Двое из них» – т.е. из этих прочих – шли в Эммаус. Они говорят про мироносиц: «Женщины ИЗ НАШИХ изумили нас» (24:22).
4. Эммаусские путники, возвратившись в Иерусалим, «нашли вместе одиннадцать Апостолов и БЫВШИХ С НИМИ, которые говорили, что Господь истинно воскрес…» В этот момент происходит явление Воскресшего Иисуса: Он «стал посреди них и сказал им: мир вам».

Почему-то часто игнорируется наличие там кого-либо, кроме двенадцати. Тем не менее, читая Лк, мы видим, что там были «бывшие с ними», а среди них должны находиться и женщины. С большой вероятностью, они, так же как и 12, видели руки и ноги Господа с ранами: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои… осяжите Меня и рассмотрите». После этого эпизода Иисус выводит их из города в Вифанию и возносится на их глазах.

Итак, называя женщин мироносицами, не стоит сводить их к этой функции. В первую очередь эти женщины – ученицы Иисуса, которые слышали Его предсказания о Страстях и Воскресении, которые с большой вероятностью видели Его воскресшим, наряду с апостолами получили задание проповедовать Его и стали свидетельницами Его Вознесения.

https://t.me/otpetyjbibleist

Телеграм канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

Еще читать