Главная / Статьи / Писания / «Феномен непонимания» у современных верующих
«Феномен непонимания» у современных верующих
«Феномен непонимания» у современных верующих

Размышления во время карантина

03.06.2020
573

Понима́ние — универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений (Википедия).
«Когда читаешь Божественное Писание, не то имей в виду, чтобы только прочитать лист за листом, но с размышлением вникай в каждое слово» (Никодим Святогорец).

В последнее время в беседах с верующими часто встречаюсь с явлением, которое можно назвать «феноменом непонимания». Речь идет о явлении, широко распространенном среди современных верующих, которое заключается в знании Слова Божьего и отсутствии ясного понимания его смысла. Довольно часто я получаю различные послания, например, по WhatsApp, которые состоят из пересылаемых друг другу изречений из Библии или известных христианских авторов. Когда начинаешь спрашивать, о чем это послание, люди не могут внятно объяснить, в чем заключается смысл данного отрывка, каково их собственное понимание, с какой целью они его посылают и т.д.

Карантин ярко выявил, что христианское общение постепенно превращается в обмен цитатами из Писания, а обсуждение проблем в бои при помощи словесных дубинок – библейских изречений. Обменялись «ударами» из Слова Божьего и разошлись в полной уверенности собственной правоты каждый в свой «угол» со своим набором библейских аргументов. Вот и получается, что непонимание хуже всякой ненависти, по образному выражению Д.С. Мережковского.

 Возможно, кто-то возразит против такой постановки вопроса: ведь главное, что человек верит в Иисуса Христа, читает Писание и знает Божьи заповеди. Может быть, понимание Слова совсем не обязательно рядовому верующему, а я просто сгущаю краски?

Конечно, чтение Писания крайне важно для формирования веры, ведь «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8: 3). Мы знаем, что человек нуждается не только в пище физической, материальной, но и духовной. Слово Божье – это пища для нашего внутреннего, духовного человека. Нам известен источник веры: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17). Но ведь любую пищу нужно не только положить в рот, но и разжевать, проглотить и усвоить организмом.

Итак, первый шаг заключается в чтении Писания, но даже в этом не все благополучно. Например, опрос православных верующих (опрошено 2000 посетителей портала «Православие.ру») показывает, что более трети из них вообще не читают Священное Писание или делают это крайне редко. Постоянно читают Священное Писание примерно четверть от числа опрошенных. Остальные – время от времени (https://pravoslavie.ru/89806.html ).

 Надеюсь, что такой опрос в среде евангельских верующих даст лучшие результаты, но, на мой взгляд, более верным является подход, исследующий понимание библейских знаний, убеждений и установок верующих.

Повторяя как мантру: «читайте Библию», мы часто не задумываемся о том, что само Священное Писание говорит об этом несколько иначе. Моисей говорил Иисусу Навину:

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся к ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1: 8).

Апостол Павел наставляет молодого Тимофея:

«Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением и учением» (1 Тим. 4: 12–13).

Первый псалом начинается словами:

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс. 1: 1–2).

Библия оперирует такими терминами как «размышлять», «вникать», «исследовать» Слово, «поучаться», а не просто читать. Бог также предупреждает: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17).

Почему это так важно? Почему «Господь с небес призирает на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» (Пс. 13:2)?

Знания являются лишь первой ступенью процесса познания. Они необходимы, но недостаточны. Механическое запоминание, которое осуществляется без понимания сущности информации, приводит к ее формальному запоминанию, близкому к зубрежке.

Опыт показывает, что верующие часто не понимают «простых», но крайне важных положений, т.е. не осмысляют Слово, не постигают Его смысла и значения. Многие затрудняются ответить на простые вопросы в иной, непривычной формулировке.

Например: если Христос – Бог и Он вечен, то почему Он умер и воскрес? Чем спасительная вера отличается от других верований? Какие библейские основания лежат в основе нашей уверенности, что имеем Духа Святого и получили спасение? На эти и другие вопросы я часто получаю молчание или ответы в виде цитат из Писания, относящихся к совершенно другим проблемам.

С одной стороны, без понимания смысла текстов Библии невозможно их усвоение, т.е. принятие человеком данной информации. «Слово Твое – светильник ноге моей» (Пс. 118: 105), а если мы не погружаем свое сознание в это Слово, то мы ходим во тьме.

С другой стороны, существует закон осмысления: чем глубже мы осмысливаем, понимаем то, что запоминаем, тем лучше оно сохраняется в памяти.

Осмысление заповедей Божьих – непременное условие преодоления как фанатизма, так и номинальной веры. Это позволяет верующему духовно возрастать от младенческого восприятия Слова к духовной зрелости. Отсутствие ее приводит к неверному пониманию Слова, разночтениям, порождающим различные религиозные ответвления, деноминационные различия и просто ереси.

Понимание Писания является необходимым условиемпринятия его идей. Если мы недостаточно ясно представляем суть христианских заповедей, они не могут быть принятыми нами как собственные, т.е. процесс их интериоризации (переноса внешней информации во внутренние структуры сознания) становится невозможным. В таком случае христианское учение будет принято на формальном уровне: как правильное, но чужое. Эти правильные вещи не становятся собственными, личными убеждениями, поэтому нет смысла говорить ни о послушании, ни об истинной вере, которую не могут поколебать ни стихии этого мира, ни человеческие мнения, ни гонения или болезни.

Иисус Христос четко выразил это, сказав ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф. 16:24). Чтобы быть со Христом, следовать за Ним, сначала нужно отвергнуть свою волю и праведность, свое понимание мудрости и любви.

Познание Господа, принятие истины невозможны без любви,

«потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4:7-9).

А любовь к Богу прямо связана с познанием Его, с принятием истины всем нашим существом:

«Слушай Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня в сердце твоем (и в душе твоей), и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая…» (Втор. 6:4-7).

Иисус Христос дает нам новую заповедь:

«Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13:34), причем следует «любить не словом или языком, но делом и истиною" (1 Ин. 3:18), облекаясь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3:14).

Как выразился Клайв Льюис,

«гораздо безопаснее размышлять о любви Бога к нам, чем о нашей любви к Нему. Никто не в состоянии постоянно испытывать благочестивые чувства. А главное, что Богу нужны прежде всего не чувства. Христианская любовь и к Богу, и к человеку – это волевой акт: стараясь следовать Его воле, мы исполняем Его заповедь: "Возлюби Господа Бога твоего". Он Сам даст нам чувство любви, если захочет. Мы не можем искусственно вызвать его в себе или требовать, как чего-то должного. Но самое главное – помнить, что наши чувства появляются и исчезают; тогда как Его любовь к нам неизменна. Она не исчезает из-за наших грехов или безразличия и непоколебима в своей решимости исцелить нас от этих грехов, чего бы это нам не стоило и чего бы это не стоило Ему» («Просто христианство»).

Возможно, кому-то все это покажется очень простым, банальным – в теории можно согласиться. Однако процесс отвержения себя и научения любви Господней не является быстрым и простым; чаще всего преодоление своего опыта, выработанных годами убеждений и привычек проходит трудно, болезненно и требует немалых волевых усилий. Смирять себя всегда трудно.

Однажды в интернете я натолкнулась на такое мнение: «Почему-то всегда легче ответить на абстрактные духовные вопросы, чем земные». Другими словами, многие из нас готовы ответить на вопросы, касающиеся жизни Христа, Его заповедей; есть люди, способные привести целые отрывки из Писания. Но как только возникает вопрос, связанный с нашими человеческими проблемами, возникает своеобразный когнитивный (познавательный) ступор. Следует признать, что это следствие дефицита понимания и принятия Слова Божьего.  

Без понимания невозможно не только принятие истины, но и, как следствие, ее применение. Как выразился Людвиг Витгенштейн, австрийский логик, один из крупнейших философов ХХ века, применение все еще остается критерием понимания (добавлю – и принятия).

Хорошо ли помним мы, что истинная вера есть доверие Христу, и любовь к Богу проявляется не в эмоциях или словах, а в исполнении Его заповедей, в послушании Господу?

Ясно ли мы представляем, что наша цель – преобразование в облик Христа и то, что воля Божья есть освящение наше? Как писал Клайв Льюис, «нравится нам это или нет, Бог намерен дать нам то, в чем мы нуждаемся, а не то, чего, как нам кажется, мы желаем».

Понимаем ли мы образы Ветхого Завета? Например: «Ровоам делал зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа» (2 Пар. 12:14). Что значит «расположить свое сердце»?

 Если мы это знаем и понимаем, отчего же наша жизнь частенько остается далекой от христианской? Почему мы часто говорим о недостатке любви в наших собраниях? Почему остаемся равнодушными к успехам, сомнениям, ошибкам или грехам наших братьев и сестер?

Истинные причины этого, на мой взгляд, кроются не столько в непонимании Слова Божьего, сколько в существующем менталитете верующих. Он выражается в недооценке постоянной работы над Словом, отсутствии глубокого осмысления положений христианства и мыслительной деятельности вообще. И если это было оправданным в период гонений, то сегодня выступает серьезным тормозом развития Церкви.

Более того, во многих собраниях жестко пресекаются любые обсуждения Слова, дискуссии клеймятся позором и выдаются за ненужные споры. Мне рассказывали, что любые попытки пасторов обсудить богословские проблемы, стратегию развития поместной церкви вызывают сопротивление братьев, ведь это вызывает «споры» и разногласия. Показательно, что эти вопросы среди сестер вообще никогда не поднимаются.

Однажды я была на женской группе. Живое общение, возникающие разногласия, несогласие с позицией авторов учебника, который изучался на группе, были восприняты крайне негативно (сразу отмечу, что никаких личных столкновений и обид не было). Одна сестра (жена пастора!) общее мнение выразила очень четко: я приехала издалека, а здесь – одни споры! Видимо, мы собираемся для приятного общения, чтобы попить чайку, отдохнуть за чтением Библии или другой литературы, обменяться новостями, историями из личной жизни и в умиротворении разойтись по домам.

Еще один важный момент: высказывание иных мнений или несогласие с существующими в данном собрании, поиск истины очень часто безосновательно переводятся в сферу личных отношений: не сумели найти общего языка, плохой характер, неуважительное отношение друг ко другу и т.д. Удобная позиция: решение найдено, тема закрыта.

Один служитель, вернувшись с семинара по миссионерству, высказал такую идею: верующие, как пасущиеся на лугу коровы, только набирают знания, в то время как пора перестать есть и переходить к доению. И это достаточно широко распространенное мнение.

В подтверждении этого мне часто приводят слова Христа: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). При этом забывается окончание этого поручения: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (там же, стих 20).

Или: «учащие их соблюдать все сколькое Я приказал вам; и вот Я с вами есть все дни до окончания века» (Новый Завет на греч. языке с подстрочным пер.- С-Петербург, 2011).

В современном переводе это звучит так: «и учите их соблюдать все, что Я заповедал вам…» (Библия. Совр. пер. – М., 1993).

Как может человек, не понимающий Слова, стать благовестником и научить всему, чему учил Иисус Христос?

На этой вопросительной ноте хочется закончить, перефразируя слова Николая Васильевича Гоголя: «Церковь, куда ж несешься ты, избегая дискуссий, открытых обсуждений, замалчивая имеющиеся проблемы, наращивая темпы благовестия? дай ответ. Не дает ответа…»

Телеграм канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

Тэги:   Писание   мысли   
Еще читать