Более полутора сотен лет древние исследователи Писания ломали голову: кто таков Кир, о котором пророчествовал Исаия, называя его «машиах» (помазанник, по-гречески – христос)?
«Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня. Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного» (Ис. 45:1-6)
Пророчество это, произнесенное около 700 г. до н.э., приобрело наивысшее значение для иудеев в период вавилонского пленения (597 – 539 гг. до н.э.). В особенности – в свете предсказаний о грядущем освобождении (Иер. 25:11-12, 29:10). Кто же такой этот обетованный мессия-освободитель?
Уверен: каких только толкований имени Кир не выдвигалось! Кто-то пытался разгадать символизм этого звукосочетания, кто-то определял число имени, кто-то усматривал в нем некий мистический образ. А кто-то, наверняка, провозглашал: Кир – в каждом из нас, мы должны освободиться внутренне и перестать зависеть от внешних обстоятельств! И так было до тех пор, пока в 539 г. до н.э. в Вавилон без какого-либо сопротивления вошли персидские войска.
Царь, возглавлявший столь блистательную кампанию, провозгласил: «Я объявляю, что каждый волен сам выбирать себе религию. Люди могут исповедовать любую веру и религию по своему убеждению, а также выбирать себе профессию, при условии, что они не нарушают права других людей». Он повелел всем народам, порабощенным вавилонянами, незамедлительно возвращаться в свои земли и строить храмы своим богам. И звали этого царя… Кир!
Ну, уж если быть точным, то и в пророчестве, и в истории звали его Курош. Это у нас он стал Киром по причине грекоязычных источников – переводчики посчитали «ош» окончанием мужского рода (подобная грамматическая аберрация произойдет впоследствии с арабской версией имени Александра Македонского – арабы посчитали «аль» за артикль, вот и стал он у них Искандером).
Вот, как описываются эти события в Библии: «В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме» (Езд. 1:1-3). Указания Кира о богах иных народов иудеев не интересовали. Они же знали, что Бог есть лишь один!
«Хартию Куроша» считают самой первой в истории декларации прав человека (а защищаемый ею принцип свободы вероисповедания – наивысшим из неотъемлемых прав). Ее текст был записан на глиняном цилиндре, «навеки» зарытом у снования вавилонских стен. Спустя почти два с половиной тысячелетия, в 1879 г. его обнаружили в храме верховного вавилонского божества, и ныне любой любитель квестов может найти этот артефакт среди экспонатов Британского музея.
Невольно встает вопрос: откуда Исаия за две сотни лет до падения могущественного Вавилона мог знать о еще не существовавшем правителе еще не существовавшего царства, да еще, величая его, язычника, Божьим помазанником, называть его по имени?
Ответ один: Бог — властелин истории: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Исаия 46:10). Никто на земле не в силах был предугадать такого развития событий. Пророчества же, записанные сотнями лет ранее, поражают точностью деталей. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые божьи человеки, будучи движимы духом Святым» (2 Петра 1:21).
Барабан Куроша напоминает о главном правиле, которое следует помнить при толковании библейских пророчеств. Они – не предсказания будущего, а знамения Божьего суверенитета над всем происходящим. А потому подлинное понимание значения пророческого текста возможно лишь после исполнения записанного в нем пророчества. Недаром евангелист Матфей вновь и вновь перемежает свое повествование о жизни Иисуса, наивысшего Помазанника, восклицаниями: так вот о чем, оказывается, говорил Пророк! Все пророчества о рождении, жизни, смерти и воскресении Божьего Помазанника Иисуса исполнились в точности. Так что, можем не сомневаться: те несколько, исполнения которых мы еще ожидаем, не преминут произойти!
Телеграм-канал Мирт - https://t.me/gazetaMirt