Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Каргель - пророк, пастор и миссионер / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Рецензии / Каргель - пророк, пастор и миссионер
Каргель - пророк, пастор и миссионер
Каргель - пророк, пастор и миссионер

Рецензия на Альманах по истории русского баптизма. Выпуск 4. Составитель М.С. Каретникова. Спб.: «Библия для всех». 2009. — 302 с.

12.10.2012
2584

Насколько верующие евангельских церквей знают и любят свою историю? С одной стороны, все больше появляется книг и статей на эту тему, расширяется круг историков. Многие христиане считают важным познакомиться с историей евангельского движения— самостоятельно или на учебных курсах. Все чаще в молитвенных домах можно встретить исторический «уголок» или стенд. Проходят конференции, празднуются юбилеи общин и памятных церковных событий.

С другой стороны, история по-прежнему остается для многих верующих чем-то вроде зрелища — для кого-то интересного, занимательного, для кого-то - не очень, но в целом зрелища, не имеющего практической ценности. Не потому ли так мало пока используется исторический опыт евангельских церквей, так редко поминаются наставники (и почти всегда это 5-6 одних и тех же имен)?

Нет пока и традиции общественного обсуждения наиболее актуальных проблем русского протестантизма (газета «Мирт» чуть ли не единственная «трибуна» для подобных диспутов). Но при этом верующие часто жалуются на непонимание общества: нам не доверяют, нас называют сектантами!.. А ведь, если вдуматься, секта — это церковь без истории. Если верующие не знают своих корней, их неизбежно сочтут сектантами. Обижаться на это бесполезно, зато можно исправить положение.

Кандидат педагогических наук Марина Сергеевна Каретникова, пожалуй, одна из первых исследовала историю евангельского движения России и как христианка, и как просветитель, и как ученый. Еще в конце 1980-х годов она участвовала в составлении первого труда по истории церкви евангельских христиан-баптистов в СССР. С тех пор у нее появились еще несколько книг и множество статей. Кроме того, уже много лет она читает лекции в различных христианских учебных заведениях России и СНГ.

Но главный труд М.С. Каретниковой и, наверное, самый любимый — это составление альманахов по истории русского баптизма. Издание это можно назвать уникальным: пожалуй, ни одна другая протестантская конфессия России не имеет подобной серии сборников по своей истории.

В настоящее время вышло уже четыре альманаха. Каждый из них посвящен определенной теме. Первый выпуск рассказывает о корнях русского протестантизма, второй — о евангельском движении в Санкт-Петербурге (по сути — о корнях русского протестантизма в нашем городе). Третий альманах посвящен довольно болезненной проблеме разделения внутри евангельского движения.

И вот у меня в руках — четвертый выпуск, изданный Христианским обществом «Библия для всех». Книга имеет подзаголовок: «Пророческое, пастырское и миссионерское служение Ивана Вениаминовича Каргеля (1849 - 1937)». На первый взгляд тема кажется более узкой, чем у предыдущих выпусков. С другой стороны — христиане должны знать своих героев веры, и не случайно призыв вспоминать наставников содержится в Библии.

Иван Вениаминович Каргель — личность менее известная, чем другой лидер евангельского движения — Иван Степанович Проханов, хотя не менее значительная. В определенном смысле их даже можно назвать антагонистами.

Во времена победоносцевских гонений конца XIX века именно Каргель возглавил петербургскую евангельскую общину, руководил ею в самые трудные годы. Он вырастил молодое поколение служителей, гостеприимно встретил и студента-технолога Ивана Проханова, приехавшего в Петербург с Кавказа.

В 1905 году пришла долгожданная вымоленная свобода, и... не Каргель возглавил первую зарегистрированную общину. Молодой, честолюбивый Проханов обогнал своего учителя и раньше всех зарегистрировал группу своих единомышленников как первую евангельскую общину.

Надо сказать, он поставил в трудное положение и Каргеля, и других верующих: ведь власти, легализовав группу Проханова, могли отказать в регистрации основной общине. Правда, эти верующие во главе с Каргелем тоже получили свободу... как вторая евангельская община.

Это был первый, хотя, к сожалению, не единственный случай, когда Проханов использовал рычаги общения с государственной властью для утверждения власти собственной. Будь на месте Каргеля другой служитель, более самолюбивый и обидчивый, — в евангельском движении Санкт-Петербурга мог бы произойти серьезный раскол... Этого не случилось, благодаря мудрости и смирению Каргеля.

Проханов считал, что Союз евангельских христиан должен занимать активную общественную позицию. Он участвовал в правозащитной деятельности, пытался создать христианскую партию, христианские коммуны. Его идеалом было возрождение России на основе евангельских принципов. Но вовлеченность в политические игры привела его, в конце концов, к опасным компромиссам. Он стал сотрудничать с чекистами, а в 1928 году в самом начале тотальных гонений покинул страну.

Каргель тоже был разносторонне одаренной личностью — талантливым организатором, проповедником, миссионером, преподавателем, богословом, писателем и при этом — последовательным сторонником отделения церкви от государства. С интересом приглядывался он к зарождавшемуся в России пятидесятническому движению, хотя и не присоединился к нему.

Когда он понял, что Союз евангельских христиан (вернее, его руководство) «влез по уши в политику» , то отказался от дальнейшего сотрудничества с Союзом и даже от материальной помощи, хотя остро нуждался в ней. Если еще учесть, что дело происходило в 1930-е годы — разгар жестоких гонений — выбор Каргеля можно назвать еще и мужественным гражданским поступком.

Такой неординарный человек, богобоязненный христианин и служитель, предстает перед нами и со страниц «Альманаха». Как и предыдущие выпуски, сборник состоит из целого комплекса материалов, которые можно разделить на три категории: биографические, богословские и документальные.

История жизни И.С. Каргеля и его семьи изложена в статьях М.С. Каретниковой, Д.Я. Турчанинова, Д. Миллера и Г. Николса.

Статьи В.М. Кузнецова, В.Р. Кузнецовой, М.С. Каретниковой посвящены различным аспектам богатого и пока малоизученного наследия этого выдающегося богослова. Особо следует отметить статью Ивана Макаренко, где последовательно проанализированы все основные работы Каргеля и приведена библиография его трудов.

Опубликованы в «Альманахе» и документы — выдержки из писем Елизаветы и Марии Каргель, воспоминания брата А.А. (фамилия его, к сожалению, неизвестна), а также письмо Управления КГБ по Сумской обл. Украинской ССР о судьбе Елены Каргель и ее сестер.

Дочери Каргеля были воспитаны в глубокой вере, которую пронесли через всю жизнь. Судьбы всех троих сложились трагически. Елена была расстреляна в 1938 году. Елизавета и Мария также были репрессированы, не один год провели в лагерях.

Им выпало жить в такое время, когда приходилось выбирать между верой в Христа и земным благополучием. Они выбрали Христа. Богобоязненно воспитанные дети — это еще один достойный плод жизни Ивана Вениаминовича Каргеля.

Думаю, каждый читатель найдет в книге что-то интересное и поучительное для себя. А составителю сборника Марине Сергеевне Каретниковой хочется пожелать здоровья, вдохновения и творческих сил, чтобы продолжалась традиция выпуска таких альманахов, посвященных историческому и богословскому наследию русского протестантизма.

Еще читать