Для меня выбор кинофильма для просмотра – занятие довольно мучительное. Всегда приходится преодолевать множество собственных установок, чтобы согласиться потратить полтора, а то и три часа на то, чтобы смотреть на иллюзию жизни и задавать себе вопрос о том, готов ли я обмануться и поверить в реальность этой иллюзии.
Но есть редкие кинофильмы, которые пленяют меня с первого кадра. Я еще не знаю истории, мне незнаком герой и неведомы его переживания, но что-то заставляет меня внимательно следить за происходящим на киноэкране. Наверное, это и есть самая главная тайна великого искусства, его мистерия.
Фильм сценаристов и режиссеров Брайана Клагмана и Ли Стернтала «Слова» поразил и покорил меня с первых же кадров. Для меня этот фильм стал идеальным кинопроизведением, отличившимся не только великолепной игрой актеров, яркой операторской работой, многослойной историей и талантливой режиссурой. Этот уникальный фильм похож на волшебную шкатулку, открывая которую, ты видишь внутри еще одну шкатулку, в которой таится следующая.
Казалось бы, тема литературного плагиата уже исчерпала себя - столько написано и снято о ней. Но дело не в новизне темы, а в подтекстах и смыслах, которые возникают между кадрами и репликами героев. Ассоциации и параллели делают этот фильм либо близким, либо чужим для зрителя.
Первоначально фильм был представлен зрителю на фестивале независимого кино «Санденс», что уже само по себе характеризует это кино. Создателем фестиваля независимого кино «Санденс» стал знаменитый американский актер Роберт Рэдфорд. Фестиваль проводится уже три десятилетия.
В свое время Роберт Редфорд на гонорар и потиражные, которые он получил за знаменитый фильм «Бутч Кэссиди и Санденс Кид», купил фактически безлюдный огромный участок земли в штате Юта. «Санденс» был задуман как форум, на котором показывают независимое кино, снятое вне голливудский студий и без больших денег, как и без крупных и влиятельных продюсеров. Этот фестиваль для тех, кто работает из любви к искусству кино.
Фильм «Слова» лично для меня стал очень личным и важным. Настолько важным, что я не сразу смог выразить все эмоции и мысли, которые родились внутри во время просмотра.
Фильм начинается с того, что знаменитый автор романов Клэй Хаммонд зачитывает две первые главы из своего нового бестселлера. Герой произведения — писатель-неудачник Рори находит в старом портфеле рукопись. В ней рассказывается история любви американского солдата и французской официантки в военном и послевоенном Париже. Он издает роман под собственным именем и добивается всемирной славы… Но однажды рядом с ним на скамейке присаживается дряхлый старик. Он и оказывается тем самым писателем, рукопись которого нашел Рори.
Я уже упоминал, что фильм похож на множество шкатулок со своим содержанием. Внутри фильма существуют три истории. Каждая из них балансирует на тонкой грани выбора главного героя. Что самое главное в вашей жизни? По сути именно этот вопрос и важен для понимания смысла фильма.
Идею для фильма создатели позаимствовали у известного мифа о рукописи Хемингуэя, которую его жена забыла в вагоне поезда. Однако фильм гораздо глубже и многослойней основной фабулы. Великолепный актерский ансамбль, состоящий из Брэдли Купера, Денниса Куэйда, Джереми Айронса, Оливии Уайлд, помогает почувствовать внутреннюю напряженность драмы всех героев.
Но самое важное в фильме – это его настоящая духовная составляющая. Только на первый взгляд фильм повествует об этических вопросах личности, которые находятся вне его основного духовного выбора. На самом деле фильм сосредоточен на самом главном вопросе человеческой жизни: что есть истина? Помните этот вопрос, который Понтий Пилат задавал Христу?
Мир героев находится вне религии, но не вне Бога, потому что поиск истины, своего предназначения, любви, верности всегда приводит нас к реальности Высшей силы или к духовному кризису, когда рушатся все мечты и устремления, когда все, что ты так долго создавал, ускользает у тебя из рук просто потому, что ты сам не смог распознать Настоящее в своей жизни.
Это фильм о силе слова, о разрушительной его власти и бессилии слов, о невозможности объяснить свои поступки. Здесь нет положительных или отрицательных героев. Ты одинаково переживаешь и за старика, который пожертвовал близким человеком ради слов об этом человеке, и за молодого и талантливого писателя, который был первый пленен словами и не смог преодолеть это искушение. Признать правду на самом деле не самое трудное, труднее потом жить с ней.
В основу фильма заложена идея выбора. Причем не идея мучительности выбора, а как раз ответственности за его последствия. Весь фильм пропитан болью. Старик, который успешно управлял своими словами, погубил своим собственным даром свою жизнь. Молодой писатель, который всю жизнь искал свой стиль и не удержался перед искушением украсть чужое произведение, чтобы скорее достичь успеха. И тот человек, который с самого начала фильма рассказывает о первых двух под видом выдуманной истории, пряча в ней свою же боль.
Какова роль слов и истины в нашей жизни и какую цену мы готовы заплатить за них? Авторы не дают готовых ответов на все эти вопросы, они предоставляют зрителям самим проникнуть в жизнь героев и спорить с ними.
Самое важное в этом фильме то, что он позволяет нам задуматься над тем, на какой тонкой грани балансируем мы, делая тот или иной выбор. Выбор, который затрагивает жизнь другого человека. Стоят ли те проходящие и такие вожделенные «ценности» этой материальной жизни, чтобы ради славы, успеха, даже уважения дорогого и близкого человека быть не самим собой? Быть не тем, кем тебя задумал Творец?
Когда я размышлял об этом, то мне вспомнился другой фильм, уже русского режиссера Павла Лунгина «Дирижер». При всей несхожести этих фильмов именно «Дирижер» пришел мне в голову, когда я смотрел «Слова». И произошло это потому, что настоящее место действия обоих фильмов — это ландшафты человеческой души. В этом их внутренний экшен и главная драма.
Фильм Лунгина очень внутреннее кино, полное трагизма и при этом светлое, свежее, как северный морской бриз. В этом фильме есть все для того, чтобы быть шедевром, - великолепная актерская команда, филигранная, почти ювелирная работа оператора Александра Симонова и, конечно же, гениальная режиссерская работа Павла Лунгина. Про музыку я хотел бы сказать отдельно и сделаю это ниже. Скажу лишь, что фильм был снят специально по мотивам оратории митрополита Иллариона (Алфеева). Сам Лунгин говорил, что фильм вырос из его оратории «Страсти по Матфею».
В центре фильма история человеческой жизни, человеческая драма, жизнь и смерть - все, что составляет сердцевину настоящего искусства. Дирижер (его роль исполняет литовский актер Владас Багдонас) отправляется со своим оркестром в Иерусалим, чтобы исполнить ораторию «Страсти по Матфею». Но гастроли оборачиваются трагедией. Черное солнце Иерусалима срывает с главного героя маску благополучного художника, заставляет увидеть себя в беспощадной наготе эгоизма и жестокости. Иногда за 3 дня человек может полностью переоценить и переосмыслить свою жизнь.
Искусство, сколь бы велико оно ни было, к великому сожалению, не меняет людей. Я еще раз убедился в этом во время просмотра фильма. Оно может дать толчок, пробудить душу, заставить задуматься, но, к сожалению, меняет человека лишь его личная боль, личная трагедия, переживание чего-то очень важного.
У главного героя произошла трагедия - покончил жизнь самоубийством его единственный сын, с которым он уже давно не общался. Это изменило жизнь непреклонного и сильного человека.
Тут я хотел бы отметить не просто хорошую актерскую работу Владаса Багдонаса, а его гениальную работу. Если бы он сыграл лишь в этом фильме, то его миссию как актера можно считать выполненной. Я абсолютно поверил ему и сопереживал от самого начала и до конца. И я поверил его катарсису, поверил его горю и его слезам в конце.
Багдонас сыграл человека, который не идет на компромиссы. Он всегда считал, что самое важное - это труд, искусство - это труд, и все вокруг должны быть такими, каков он сам.
Он не понимал, что искусство - это и любовь тоже. Он всегда бежал от любви, как от слабости, и именно поэтому он не понял и своего сына. Оттолкнув его когда-то, не желая понять его, он толкнул его на многолетнее изгнание, не желая принять свободу своего сына.
На фоне пасхальной оратории разворачивается настоящая драма главного героя. И именно она позволяет ему стать другим, пройти через прощение. Вообще в этой истории мне видится несостоявшаяся история блудного сына, который пытался достучаться до отца, да так и не смог при жизни этого сделать. Эта картина богата на библейские аллюзии и метафоры.
И вот теперь я хочу сказать о музыке. Несмотря на то, что режиссер музыку в этом фильме назвал первоначальным мотивом и даже персонажем фильма, для меня она все же была вторичной. Она стала лишь частью фильма. Музыка Иллариона (Алфеева) неплоха, я бы даже сказал, талантлива, но не более того, между тем как фильм гениален. Иногда, в некоторые моменты фильма, музыка мне даже мешала понять героя. И опять же она была не плоха, просто я это уже когда-то и где-то слышал - у Баха, Моцарта (почему-то постоянно ощущал, что я слушаю его «Рекивем»), Бетховена. И именно поэтому лично для меня музыка оказалась вторичной в фильме. Да, она очень органично вписывалась в него, но это, скорее, удача режиссера, а не композитора.
И, конечно же, главная роль в фильме принадлежит Иерусалиму. Он словно усиливает трагедию главного героя, помогает ему прожить это и дает свободу. Необыкновенно красивые съемки города еще больше помогают проникнуть в настоящий духовный смысл фильма.
Что роднит эти два фильма? Почему они в моем культурном пространстве сливаются в одну единую фреску?
Роднит человеческая драма и глухота, невозможность облечь в слова то, что чувствуют герои. На самом деле и писателя, и режиссера объединяет это самое бессилие слов. Искусство, на алтарь которого они положили дорогих людей, не исцелило их душу. И оба фильма звучат трагическим рефреном, главной темой для зрителя.
Carpe Diem — лови мгновение, не трать его зря, сумей увидеть и сохранить главное в жизни, дойти и познать ее настоящую ценность.