Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Распахнувший небеса / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Рецензии / Распахнувший небеса
Распахнувший небеса
Распахнувший небеса
07.12.2016
1395

Какое-то время назад в СМИ и социальных сетях широко обсуждали шокировавшую многих колонку главного редактора радио «Комсомольская правда» Евгения Арсюхина об инвалидах, поводом для которой послужили выступления в России проповедника Ника Вуйчича, родившегося инвалидом без рук и ног. В статье обнаружили призывы лишить инвалидов возможности иметь потомство и продвигаться по социальной лестнице. Разразился скандал, и журналист стал оправдываться, что он, дескать, лишь описывал господствовавшие в обществе в дикие времена нравы, провоцируя читателей к дискуссии, а на самом деле ни к чему такому не призывал. Тем не менее, колонку с сайта редакция удалила.

Как раз в это время в издательстве «Виссон» вышла очередная книга американского пастора и писателя Джона Ортберга «Распахнувший небеса». Теме инвалидов, довольно остро стоящей в России в последнее время, да и вообще всех «униженных и оскорбленных», в книге уделено немало внимания. Параллели проводились сами собой.

Вообще книга Джона Ортберга — пастора пресвитерианской церкви, доктора психологии и автора многочисленных бестселлеров, выступающего с лекциями по всему миру, — представляет собой трехсотстраничное исследование о влиянии учения Христа на самые разные области человеческих отношений и изменение тех самых нравственных ориентиров. Влиянии подчас действительно революционном, хотя сегодня мы воспринимаем многие из этих невероятных для своего времени сдвигов в области человеческих обычаев само собой разумеющиеся.

Автор напоминает нам о множестве фактов из истории дохристианских обществ, которые открывают глаза читателя на то, сколь радикальны были проповедуемые Христом этические нормы.

В Римской империи младенцев, родившихся ослабленными или с какой-то патологией, просто топили в канализации. Совершенно здорового ребенка могли оставить без попечения (т. е. обречь на смерть), если семья не желала разделения имущества между наследниками или если родившийся ребенок был девочкой. Во времена античности, если женщина подвергалась насилию, возмещение ущерба полагалась не ей, но ее мужу или отцу (т. е. собственнику). В Израиле лишь в исключительных случаях — за отсутствием других показаний — могли принять свидетельство женщины. Во II веке нашей эры одна из максим римского юридического обихода гласила: «Один закон для тех, кто знатен, другой — для тех, кто беден».

Нежеланные дети, женщины, рабы, чужаки и пришельцы, бедняки, инвалиды — вот далеко не полный перечень членов общества, с которыми в античном мире не было принято церемониться. Слабому надлежало умереть или быть вытесненным на обочину жизни, став в социальном смысле «кормом» для более сильного. Христос же увидел в этих людях носителей божественной славы, способных расшевелить нашу дремлющую совесть и все еще неизжитый эгоизм.

В своем исследовании Ортберг движется по шкале времени от сегодняшнего дня и ценностей, которые мы считаем само собой разумеющимися, до той поры, когда эти ценности были чем-то новым и не очень понятным. На множестве примеров он описывает, как посаженные Иисусом семена прорастали спустя столетия и постепенно низвергали существующий миропорядок. Мысль автора легко перемещается от Мартина Лютера Кинга до Баха и от геноцида в Руанде к Августовому миру. Иисус оставил следы Своего влияния в самых, казалось бы, неожиданных местах.

 «Неужели наш мир все еще не догнал Иисуса?» — задается вопросом Джон Ортберг, описывая дикость нравов в развивающейся Индии и других подобных местах. В современной России нет практики самосожжения вдов на погребальных кострах, но выступление инвалида-проповедника сопровождается самыми циничными комментариями в социальных сетях, и та самая колонка — не что иное, как попытка пошире распахнуть окно Овертона. К счастью, неудавшаяся.

Книга Джона Ортберга, помимо прочих ее достоинств, дает читателю возможность поразмышлять, к какому полюсу он сам и его окружение ближе? К тому ли, к которому была впервые обращена проповедь Иисуса, или к просвещенному и освященному влиянием Распахнувшего небеса?

Еще читать