О книге Адама Макхью «Искусство слушать» (Виссон, 2017)
Адам Макхью написал целую книгу об умении слушать Бога. Немного в шутку он признается, что из-за этого его считают самым отъявленным харизматом пресвитерианской церкви. Но на самом деле он пошел гораздо дальше. В своей книге «Искусство слушать» Адам Макхью призывает слушать не только Создателя. В собеседники человеку он предлагает также Священное Писание, мироздание, других людей и собственную жизнь — со всеми ее звучащими в голове голосами, подавляемыми и отвергаемыми эмоциями, привычными сценариями и всем тем, что часто управляет нашей жизнью, но совсем не осознается или же осознается в очень малой степени. Возможно, все это покажется кому-то довольно радикальным. Но на самом деле, если разобраться, ничего радикального в том, чтобы слушать мироздание или собственную жизнь, нет. Это не более радикально, чем слушать другого человека. И не более неразумно, чем подчиняться всему вышеперечисленному, не понимая, кто или что тобой управляет.
Стиль этой книги неровный, довольно разный в разных главах. Из некоторых глав можно только попытаться извлечь идеи, в них содержащиеся. А другие хочется цитировать чуть не абзацами из-за их удивительной поэтичности. Глава, посвященная общению с мирозданием, — настоящая поэма в прозе. Размышления о разных видах молитвы и некоторых духовно-психологических практиках хочется подробнейшим образом законспектировать. Там, кстати, звучит такое модное нынче слово, как «осознанность», известное не только в христианских кругах. Развитие в себе этого состояния предлагается в качестве лекарства от общей для всех людей болезни, имя которой «спешка». Ее симптомы — своеобразное несварение нашего интеллектуального желудка. Мы попросту не успеваем переварить обрушивающийся на нас ежечасно со всех сторон поток информации и впечатлений. Мы постоянно смотрим какое-то дергающееся, довольно примитивное кино и слушаем какофонию разнообразных и чаще всего громких звуков. Рецепт спасения от этой болезни простой и очевидный: затормозить, остановиться. Начать слушать отдельные звуки, видеть и осознавать, что происходит вокруг и внутри. Начать различать детали, отдельные предметы, чтобы увидеть общую картину.
О неумении слушать
Автор начинает свое повествование с тезиса о том, что мы все не умеем слушать. Мы строим жизнь так, чтобы избежать диссонанса, вызванного противоположным мнением. Для иллюстрации этого тезиса достаточно посмотреть на христианский сегмент Интернета. Некогда сплоченная Библией всемирная семья верующих разбрелась по разрозненным лагерям и партиям. Созданная для диалога между людьми с разными взглядами, сеть на самом деле объединила людей сходных воззрений и укрепила их в свойственных им стереотипах. И здесь важна именно готовность слушать голоса, которые отличаются от нашего, иначе мы не сможем развиваться и совершенствоваться.
О слушающем Боге
Бывает ли так, что Бог не слушает людей? Конечно. Из Писания следует, что Он отказывается слушать угнетателей, мошенников, гордецов, ханжей, людей неискренних и несправедливых. Однако не все так просто. Все христиане переживали состояние, которое мистик XVI века святой Иоанн Креста называл «темной ночью души» — когда кажется, что Бог нас не слышит. Бог лишает нас ощущения близости с Ним, чтобы мы не искали блеска и опьянения от Его величия, а искали Его Самого.
О слушании Бога
Часто люди задаются вопросом: «Почему я не могу услышать голос Бога?», хотя правильнее спросить: «Почему я не хочу слышать голос Бога?» Слушание выявляет наши слабости, и мы возводим защитные сооружения, прибегаем к психологическим и богословским объяснениям. Некоторые считают, что нам необязательно прислушиваться к голосу Бога, потому что в Библии уже все сказано. Конечно, Библия заслуженно занимает священное место, но это не значит, что мы должны заглушить голос Бога, который продолжает обращаться к церкви и сегодня. Библия подобна камертону, который помогает настроиться на тон божественного голоса. Мы не должны ограничивать общение с Господом или каналы, по которым Он передает нам Свою волю. Адам Макхью считает, что различные христианские церкви можно классифицировать по тому, как, с их точки зрения, к нам обращается Господь.
"Некоторые считают, что Он объявляет Свою волю во время церковных служб, другие полагают, что наиболее полно она проявляется в таинствах. Согласно одной церкви, Бог разговаривает с людьми через духовных лидеров, согласно другой — Он проявляет себя в общей воле людей. Некоторые утверждают, что мы слышим голос Бога благодаря Священному Писанию, другие верят, что Его заветы звучат и в священных преданиях. Одни слышат Его голос во время молчаливого уединения, другие говорят, что Он заявляет о Себе громогласно. В некоторых церквах верят, что Бог говорит с людьми беспрестанно, в других полагают, что Он чаще молчит".
Автор уверен, что богословские аргументы, выдвигаемые против идеи того, что Бог и сегодня обращается к людям, скрывают за собой страх. На протяжении веков люди совершали преступления от имени Бога. Из-за этого мы пришли к простой и проверенной формуле: «“со мной говорил Бог” означает “я сошел с ума”». И все же мы не можем допустить, чтобы страх помешал нам слушать голос Бога, лишив нас испытаний, радости и ликования. Коллективная мудрость наших предков показывает, что мы можем проверять истинность услышанного с помощью трех фильтров: соответствия Священному Писанию, одобрения обществом и спокойного размышления.
Речь Господа обладает действенностью. Бог не просто делает то, что говорит, — то, что Он говорит, становится реальностью. Наше умение слушать должно обрасти плотью, как обращенное к нам Божье Слово. Мы должны чутко внимать Иисусу, как атлеты на беговой дорожке прислушиваются к звуку выстрела стартового пистолета — с напряженными мускулами, готовые к действию.
Умение слушать требует готовности сердца, открытости, смирения, терпения и доверия. Следует помнить, что мы не стремимся к сильным переживаниям, но ищем Самого Господа. Важнее всего наши отношения с Говорящим.
В православной традиции есть молитва, которую называют Иисусовой. Автор придумал похожую молитву и назвал ее Самуиловой молитвой (см.: 1 Цар. 3:9).
«Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» — это первое, что я говорю, проснувшись утром, и последнее, когда ложусь спать. Я повторяю эти слова в течение дня. Ее цель — не в том, чтобы убедить Бога обращаться ко мне чаще, — она позволяет сблизиться с Ним. Я стал молиться не о том, чтобы получить желаемое, а о том, чтобы научиться жить в согласии с Господом".
О слушании Священного Писания
Библия — глубоко личная Книга, место встречи Господа и верующих. Слово — это семя, которое высадили в наши сердца, оно проникает в нас, органически прорастая в нашей душе.
Склонные к популизму богословы призывают нас видеть в Библии «божественный учебник», или «аптечку скорой помощи», или нечто вроде музея. У всех этих подходов есть нечто общее: они уберегают нас от личной встречи с Богом. Библия — это место встречи, и не только с авторами-людьми, но и с Автором. Когда слово произносит Бог, оно включает в себя частицу Его Самого.
Слушая Библию, я слушаю человека, а не препарирую текст. Такой подход называется «реляционным» («выражающим отношение»). Вместо того чтобы пытаться извлечь из Священного Писания принципы и Бога, мы пробуем «вовлечься» в него сами. Внимательное слушание помогает проникнуть в Библию и встретиться на ее страницах с Богом. Так чтение Библии становится равноценным молитве.
Еще один подход к Библии, предполагающий общение с Господом посредством Священного Писания, — это его чтение по методу жившего в XVI веке католического святого Игнатия Лойолы. Он предложил способ чтения Библии, который назвал «созерцательной молитвой». Это упражнение требует задействовать воображение. Человеку предлагается погрузиться в евангельскую историю и почувствовать себя жителем Палестины I века. Однако не следует при этом с помощью воображения приукрашивать происходящее.
Классическое определение понятия lectio divina, что в переводе означает «божественное чтение», дал живший в XII веке монах Гвиго II. Основная идея этого подхода состоит в том, что когда мы погружаемся в текст и медленно несколько раз его читаем, Святой Дух может подсказать нам некое слово, фразу или мысль, которые должны стать основой молитвы и размышления. Одно из слов может броситься нам в глаза — это знак, что с нами заговорил Господь и что мы должны всем сердцем Ему внимать.
Отцы Церкви, жившие в IV–V веках н. э., не отделяли интеллектуальные поиски от духовных и настаивали на том, что самый важный компонент правильного чтения Библии — личность слушателя. Например, Афанасий Великий провозглашал, что изучение и правильное понимание Священного Писания требует жить благочестиво и сохранять душевную чистоту.
"Мы не понимаем написанного в Библии, потому что не умеем жить в соответствии с тем, что в ней написано. Причина не в слабости человеческого разума, а в том, что холодны наши сердца. Мудрость появляется благодаря послушанию".
О слушании мироздания
Существует древний кельтский обычай, который требует изучать не один, а два священных текста: Библию и так называемую Большую Книгу, то есть мироздание. Автор уверен, что Иисус не просто так сказал ученикам: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28–30). Он знал, что один из лучших способов побороть тревогу, которая шепчет о нищете, — это насладиться изобилием природы. Мироздание полно даров, которые достаются нам просто так. Лилии растут без всякой причины. Водопады струятся, потому что так надо. Утки ковыляют и крякают, ибо такова их природа. Им нет дела до моих беспокойных мыслей. Они живут в большом мире, а мир людей очень мал.
Адам Макхью предлагается выделить долгие прогулки в отдельное духовное упражнение. Они призваны убедить нас замедлить шаг и успокоиться. Необходимо отстраниться от всех внутренних и внешних раздражителей и приступить к lectio divina — «божественному чтению» великой книги мироздания.
"Первые десять минут я жду, пока туман в моей душе рассеется, а мысли и сердце успокоятся. …Затем я начинаю уделять внимание всему, что вижу и слышу, — большому и маленькому, шумному и молчаливому. …Я просто стараюсь замечать все, что происходит вокруг. Перечитав книгу мироздания или пробежав ее глазами, я начинаю обращать внимание на то, что кажется мне особенно привлекательным, красивым, музыкальным. …Запомните, что привлекло на прогулке ваше внимание. Оно поможет вам начать диалог с Тем, Кто придумал и воплотил в жизнь увиденное вами".
Ритм мироздания. Наш Бог музыкален. В стихах о создании мира слышится четко различимый ритм: шесть дней мы посвящаем работе, один день — отдыху.
"Такое чувство, что Бог писал триумфальную песнь на поверхности мироздания. Мы живем в мире, лишенном статики: он пульсирует в ритме утра и вечера… пробуждения и засыпания, труда и отдыха, осени и зимы, зимней спячки и распускания почек, посева и урожая. Ритм мироздания не умолкает ни на минуту".
"Человеческая жизнь подразумевает ритмичное движение в такт биению пульса мироздания. Пытаясь поставить себя над миром, а не играть роль его полноправных жителей, мы игнорируем естественный ход жизни, и время начинает стремительно сокращаться: часы, дни и недели сливаются, и мы перестаем понимать, где начало, а где конец".
О слушании людей
Для того чтобы научиться слушать, требуется честная самооценка. Почему мы вступаем в разговор? Мы хотим донести свое мнение или хотим, чтобы нас выслушали? Не пытаемся ли мы убедить собеседника в собственной привлекательности и популярности? Или убедить окружающих в правильности своего образа мыслей? Время от времени все мы так поступаем. Вместо того чтобы войти в мир собеседника, мы втягиваем его в свой мир.
"Умение слушать — священный дар, помогающий людям оставаться самими собой. Мы позволяем им думать, чувствовать и верить так, как они считают нужным и правильным, а не нападаем на них и не пропускаем их слова сквозь фильтр своей критики. Мы пытаемся их понять на их условиях, а не на своих".
Сonversatio divina — практика «божественного общения». А если посмотреть на задушевные беседы как на молитву? Когда люди решаются проникнуть под поверхность будничной жизни, их разговор происходит при участии Святого Духа. Основу общения должна составлять вера в то, что Бог присутствует при посвященных Ему беседах, а также при некоторых беседах, когда мы совсем о Нем не думаем. Мы слушаем не только собеседника, но и голос Бога, который сливается с человеческими голосами и иногда их заглушает.
О слушании страдающих
Этот вид коммуникации автор выделяет в отдельную главку, и недаром. Ведь служение страждущим — один из основных видов деятельности христианской церкви. И, конечно, мы не умеем делать этого точно так же, как не умеем делать всего остального.
Нередко мы бываем навязчивы. Но говорить о религии со страдающим человеком навязчиво — это значит пытаться утешать его как бы заранее. Боль бывает невыносима, она не пустяк, от которого можно избавиться с помощью заготовленных ответов и поверхностных разглагольствований о Боге. Слушая страдающих людей, нужно дать им возможность рассказать о своем горе, выплакаться, выплеснуть сомнения и злость. Мы поступаем неправильно, пытаясь уменьшить значение эмоций, которые испытывает собеседник. Не надо говорить человеку, что он должен чувствовать. Не мешайте ему испытывать и выражать любые чувства. Ваша обязанность — просто быть с ним рядом, поддерживать его.
Боль требует сопереживания. Слово «эмпатия» в переводе с греческого состоит из слов «в» и «чувство». Сопереживая другому человеку, мы стремимся войти в его мир. Когда умер Лазарь, Иисус его воскресил. Но сначала Он заплакал.
Некоторые люди пишут нечто вроде завещания с призывом не реанимировать их в случае, например, клинической смерти. Автор полагает, что все люди, переживающие сильное горе, тоже составили подобное завещание, только речь в нем идет об эмоциях. Нам не следует защищать их от боли или даже эмоциональной смерти, которая может наступить из-за разбитой мечты, расставания или утраченного чувства неуязвимости. Мы не можем перенестись из Вербного воскресенья в Пасху, минуя Страстную пятницу.
Слушая свою жизнь
В этой главе автор признается, что в его голове постоянно звучат голоса. Нет, он отнюдь не болен шизофренией. Эти голоса звучат в голове каждого вполне здорового человека. Голоса начальников, обвинителей, соблазнителей, голоса, похожие на родителей, исповедующие здравый смысл и закатывающие истерики. Разве у вас не так?
Христиане должны стремиться к самопознанию, потому что, не познав себя, невозможно познать Господа. Наши мысли, эмоции, импульсы, желания, ценности, страсти, мечты, вопросы и телесные реакции свидетельствуют о сути нашей жизни. Мы можем игнорировать их или избегать, но тогда мы будем действовать под их влиянием, двигаясь, словно лунатики, бессознательно. Подводные течения часто обладают огромной мощью. Мы боимся обнаружить спрятанные в глубине души неоплаканные утраты, тайные грехи, боль, гнев, страх, не говоря уже о несбывшихся мечтах и желаниях, поэтому мы торопимся убежать как можно быстрее и как можно дальше. Чтобы услышать голоса, Иисус удалился в пустыню, а мы убегаем из нее прочь, к развлечениям.
Принудительное молчание. Для того чтобы сознательно искать тишины, требуется смелость. Слушать себя без шума и отвлекающих факторов, без признания коллег и родственников, без блеска личных и профессиональных достижений, находиться в хрупкой и суровой реальности собственного «я» — пугающий опыт. Благодаря ему вы разрешаете говорить вашим поступкам, эмоциям, воспоминаниям и телу. Вы должны узнать, какой вы на самом деле. Добро и зло, небеса и ад живут в душе каждого из нас. Американская активистка Мэриан Райт Эдельман написала: «Учитесь сохранять тишину, чтобы услышать в своей душе истину; только так вы научитесь слышать ее в душе другого человека».
Возлюби голоса врагов. Для того чтобы научиться правильно себя слушать, нужно помнить, что услышанное нельзя тут же оценивать, судить или отвергать. Вы даете голосам разрешение говорить, чтобы разобраться в происходящем, а не нападать на них или пытаться их заглушить. С ними даже можно попытаться подружиться. С некоторыми голосами подружиться сложно — сомневающимися, соблазняющими, обвиняющими, но все они могут нас чему-то научить. Негативные голоса говорят неприятные нам вещи, потому что отражают наши психологические травмы. Если мы попытаемся их понять, узнать, откуда они взялись и почему говорят именно так, они не получат над нами власти.
Слушая свои эмоции. Эмоции — это подаренные Богом приборы, измеряющие состояние наших душ. Попытки игнорировать эмоции или избавиться от них свидетельствуют об инфантилизме и ведут к нездоровым последствиям. Некоторые христиане принимают эмоции чуть ли не за голос искусителя в пустыне. Если их не заглушить, они заставят тебя сбиться с истинного пути. Однако автор уверен, что голос эмоций — это не голос сатаны. Чувство страха или гнева —не козни дьявола. Слушать свой гнев не то же самое, что разрешить ему говорить за вас. Не нужно укладывать свои чувства на операционный стол и их отрезать. Это приведет к тому, что мы ампутируем себе сердце.
Различение голосов требует особого внимания к так называемым привычным сценариям, то есть привычным соображениям о себе и своей судьбе, которые, словно фильмы, проигрываются у нас в голове. Сценарии часто формируются еще в детстве, когда значимые для нас люди объясняют нам, кто мы такие, каковы наши сильные и слабые стороны, кто наши друзья и враги, а также как стать успешными и счастливыми. К сожалению, часто на нас оказывают огромное влияние те сценарии, в которых полно лживых идей. Например: меня любят, только если я веду себя хорошо. Или: чувство безопасности и уверенности в себе можно купить за деньги. А также: для того чтобы стать успешным, я должен делать то, чего от меня хотят. И т. д.
Умение слушать себя и других, быть внимательным к собственным желаниям, мотивам и чувствам, знание себя и других людей, умение останавливаться и прекращать назойливый поток собственного сознания, оставаться в тишине и уединении насущно необходимо всем людям, и христиане не исключение. Именно отсутствие такого рода знаний приводило — не раз в истории Церкви — и продолжает приводить к тому, что за голос Бога принимаются какие угодно другие голоса. Что ж, никогда не поздно начать учиться.
Цитаты из книги
"Смартфоны и социальные сети меняют природу человеческого мозга, создавая новые нейронные связи. Мы думаем, что используем гаджеты, но они тоже используют нас. Исследования неврологов убедительно доказывают, что современные технологии меняют мозг человека таким образом, что ему становится трудно сконцентрироваться на одной задаче. Мозг привыкает одновременно обрабатывать несколько задач, застревает в постоянном поверхностном внимании".
"Природа Бога такова, что Он не может не вступать с нами в диалог. По правде говоря, мысль об этом рождает в нас и радостную уверенность, и тревогу. Мы чувствуем себя одновременно и в тепле материнского лона, и на краю открытой всем ветрам скалы".
"Если мы ограничим проявления Бога откровениями, записанными на папирусе тысячи лет назад, наша вера станет такой же пыльной, как семинарские экземпляры Библии. Библия заслуженно занимает священное место, но это не значит, что мы должны заглушить голос Бога, который продолжает обращаться к церкви. Даллас Уиллард справедливо замечает, что Библия — «постоянный адрес проживания Божьего Слова», но я бы добавил, что Бог вечно находится в разъездах".
"К моему огорчению, божественные указания редко назовешь предельно ясными. Бог скорее указывает на следующий шаг, а не на горизонт безоблачного будущего".
"В Слове проявляется личность Господа, и оно становится частью личности человека, меняясь вместе с ним и вместе с ним проживая его жизнь".
"Священное Писание не партитура, которую мы бесконечно воспроизводим, чтобы запомнить наизусть. Главные описанные в Библии события — это аккорды и ритмы, вдохновляющие нас на создание собственных прекрасных произведений в ее тональности".
"Небо, земля и море — увлеченные и верные проповедники, потому что они беспрестанно возносят хвалы Создателю. Они стоят за древними кафедрами, свидетельствуя о неограниченной власти, изысканной красоте, нежном милосердии и творческой игре Создателя".
"Наши религиозные и политические воззрения, которые, как мы полагаем, основаны на логике и объективных фактах, являются глубоко личным делом. Под идеологическими установками скрываются отношения, эмоциональные привязанности и личный опыт. Когда человек критикует наши политические или религиозные взгляды, он критикует не их, а нас и нашу веру в то, как устроен мир и протекает человеческая жизнь… Если нам хочется избежать многословных дискуссий, мы можем узнать, почему человек придерживается тех или иных взглядов".