Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Неизвестный Андерсен / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Рецензии / Неизвестный Андерсен
Неизвестный Андерсен
Неизвестный Андерсен

Эти 10 малоизвестных произведений великого датского сказочника не печатались в советских изданиях из-за своей ярко выраженной христианской направленности

05.12.2017
1491

Ганс Христиан Андерсен внес в копилку литературных шедевров более чем сто семьдесят разнообразных сказок и историй, на которых было воспитано не одно подрастающее поколение во всем мире. Кто с детства не знает этих названий: «Снежная королева», «Дикие лебеди», «Оле-Лукойе», «Русалочка», «Пастушка и трубочист», «Свинопас», «Стойкий оловянный солдатик», «Дочь болотного царя»… Книги Андерсена переизданы бессчетными тиражами, его сочинения положены в основу множества фильмов, спектаклей. Вместе с тем в творчестве известного сказочника есть произведения, которые малоизвестны широкому кругу читателей, а отдельные так и совсем не известны. 

Они заметно выделяются, стоят особняком в ряду других произведений, не потому что слабы в литературном отношении, а в силу, если так можно сказать, своей ярко выраженной христианской направленности, игнорируемой людьми с сугубо светским мировоззрением.

 

Десять таких сказок представлено в сборнике «Лучшие христианские сказки», подготовленном к печати издательством «Виссон». Из них, пожалуй, лишь «Девочка со спичками» — хорошо знакомое название. Остальные мало что скажут любителям популярных сказок. Тем не менее это были одни из самых любимых «духовных деток» (так Андерсен называл свои произведения), появившихся на свет в основном на заключительном этапе его литературной деятельности. В них автор открыто выражает свое мировоззрение, сформированное годами лишений, поисков себя в творчестве и Бога в судьбе, как своей, так и окружающих его людей.

Прочитав эту подборку, кто-то скажет: так ведь вся она о смерти. И будет по-своему прав. Поистине, в каждой из десяти сказок Смерть или ангел Смерти едва ли не главное действующее лицо.

Вот умирает могущественная королева, и подданные, чтобы спасти ее, стараются принести к изголовью еще молодой по сути женщины самую прекрасную розу («Прекраснейшая роза мира»). Последним приходит сын королевы. «Ребенок присел у постели больной и прочитал из книги о Том, Кто добровольно умер на кресте ради спасения всех людей, даже ради не родившихся еще поколений!

 — Нет выше этой любви! – сказал мудрец.

И на щеках королевы заиграл румянец, глаза широко раскрылись.

 — Я вижу ее! — сказала она. — Вовек не умрет тот, кто увидел перед собой эту розу, прекраснейшую розу мира!

Когда сын ее читал Книгу, королева увидела, как из листов ее будто бы выросла прекраснейшая роза мира, живое подобие той, что выросла однажды из крови Христа, пролитой на кресте!».

Заметим, Андерсен не только говорит о страхе смерти, но и прямо, без метафор и аллегорий, указывает на средство спасения от него, источнике вечной жизни – о Том, Кто добровольно умер на кресте, о пролитой крови Христа, о Книге (Библии) для познания важных истин.

Герои этих удивительных сказок один за другим уходят к Богу. Когда речь идет о старенькой бабушке или пожилом человеке, нам кажется это вполне закономерным и понятным. Разумеется, близкие усопших будут скорбеть об утрате, и это тоже в порядке вещей. Но вот Андерсен показывает во всех подробностях, как в канун Рождества умирает несчастная крошка («Девочка со спичками») или дитя, еще не познавшее жизни («Ангел»). Наше сердце волнуется от чудовищной несправедливости, от того, что ничего нельзя изменить. Но автор спокоен. Более того, он будто бы даже удовлетворен таким исходом и призывает нас присоединиться к тому чувству умиротворения и тихой гармонии, которое царит в его душе.

Сам автор так объясняет это («В день кончины»):  «Самый торжественный, великий день для человека — день его кончины, священный день великого перерождения». По Андерсену, если ты веруешь во Христа, то смерть – это не пугающий персонаж с косой, заставляющий одним напоминанием о себе трепетать человеческую душу. Скорее, это желанный гость, который перенесет земного страдальца в мир, где нет больше слез, несправедливости и боли. Едва ли не все человеческие устремления и усилия на земле превращаются в прах и пепел, всё суета сует. Нетленна лишь любовь, дарованная Богом, она одна способна унести нас в высшие обители к милосердному Отцу, Который радостно встретит настрадавшуюся душу, раскрыв Свои объятия.

Именно об этом он пишет («Ангел»): «В ту же самую минуту они очутились на небе у Бога, где царят вечные радость и блаженство. И Бог прижал к Своему сердцу умершее дитя — у него выросли крылья, как у других ангелов, и он полетел рука об руку с ними. Бог прижал к сердцу и все цветы, но поцеловал только бедный увядший полевой цветок, и тот присоединил свой голос к хору ангелов, которые окружали Бога; одни летали возле Него, другие подальше, третьи еще дальше и так до бесконечности, но все были одинаково блаженны».

Что еще характерно для этих сказок? Во многих из них есть прямые ссылки на Библию, Священное Писание, Псалмы. Это именно та самая Книга, с которой Андерсен сверял правильность своих выводов и утверждений, так же, как строители выверяют непогрешимость вертикали своим отвесом. И если в предлагаемых читателю сочинениях инструмент познания истины, которым пользовался автор, указан  прямо, то стоит ли сомневаться, что и в других своих работах он не изменял ему. Вертикаль библейской истины – это тот стержень, на котором без преувеличения держится всё творчество великого сказочника. Для того чтобы убедиться в этом, стоит познакомиться с десятью сказками данного сборника.

 

www.visson.net

 

Еще читать