Рецензия на книгу Денниса Кинлоу "Начнем с Христа"
Случается, что не привлекая своим названием, книга захватывает с первых страниц и не отпускает до самого конца - именно таков труд доктора богословия Денниса Кинлоу «Начнем с Христа».
Отдельное спасибо необходимо сказать переводчику и всему коллективу, подготовившему издание книги на русский язык.
Во-первых, за то, что передано чувство Бога, которое Кинлоу выражает через доступный богословский язык.
Во-вторых, за удачную передачу духовного настроения автора, которое актуализирует христианскую традицию для русскоязычного читателя с самых первых строк, сохраняя интеллектуальное-нравственное напряжение до конца чтения.
Читатель оказывается органично включен в ткань диалога с христианской традицией, носитель которой, избегая лубочности и схоластики, актуализирует христианское понимание Бога и Его замысел о человеке.
Д-р Д. Кинлоу не директивен, но текст погружает в реальность, и читатель (особенно воцерковленный) сразу же чувствует свою сопричастность к этому тексту, этому слову и к Тому, Кто является автором слова.
Автор предлагает удачный триптих библейских метафор, раскрывающих Божий замысел о человеке: метафора царства и суда, метафора семейных отношений и метафора брачных отношений. Каждая из приведенных метафор, помимо своего богатого богословского содержания, включает в себя и важные психологические аспекты.
Так, метафора царства и суда затрагивает тему самосознания личности, которая не мыслится без понимания своих законных прав и обязанностей. Однако мало знать свои права и обязанности. В процессе социализации их необходимо еще усвоить и реализовать. Так формируется противоядие против токсичной незрелости, которая, отравляя личность, подталкивает ее к бегству от ответственности за свой выбор.
С другой стороны, права и обязанности есть не только у меня, но и у других, и в таком случае в мире, живущем в условиях продолжающейся ошибки, неизбежен конфликт. Опыт жизни подсказывает, что «выживает сильнейший». И тогда слабый человек из зоны суда направляется в сторону царства, туда, где ему может обеспечить безопасность Тот, Кто сильнее его обидчика.
В условиях поврежденного мира человеку невозможно построить справедливое и безопасное общежитие, поскольку грех разделяет, а не объединяет людей. И только в Боге человек находит объективную справедливость и безопасное место покоя.
Метафора семейных отношений в русле святоотеческой традиции осмысливается как онтологическая реальность. Само бытие Бога содержит в себе каждый из прообразов семейных отношений, реализуемых в дольнем мире. Человек на протяжении своей жизни способен войти в опыт ребенка и родителя, брата или сестры. Во всех подобных, самых светлых и глубинных прообразах семьи, по меткому замечанию д-р Д. Кинлоу, «не Бог похож на нас, а мы похожи на Него».
Правда, есть еще один опыт – опыт одиночества. Одиночество – последствие неверного выбора человека. Оно не развивает, а сужает личность и крадет у нее возможность раскрыть себя, вступив в отношения с другими или служа им. Автор настаивает: «Личность не существует в одиночестве».
Д-р Д. Кинлоу отсылает читателя к христианскому богословию, в котором, к примеру, учение о Личности Сына раскрывается через учение о Троице. Сын, как и все личности, существует внутри взаимоотношений. Таким образом, личность обретает себя и находит полноту бытия только в контексте взаимоотношений.
На протяжении своей жизни человек, травмируясь одиночеством, чувствует сердцем и понимает умом: это что-то чужое и лишнее. Осиротелость и одиночество – неологизмы, возникшие вследствие ошибки непослушания. Они не замысел Бога, а рукотворная трагедия человека.
Человек совершил трагический выбор, отвернувшись от своего Бога. Он отказался от «источника всякого блага» в пользу «личных интересов». Таким образом, по верной мысли д-ра Д. Кинлоу, произошла досадная, но «сознательная переориентация» и «смещение центра тяжести в человеческой психике». С тех пор человек тиражирует подобную ошибку и в отношениях с близкими, отворачиваясь от своего человека: родителя, супруга, ребенка.
Наконец, метафора брачных отношений раскрывает понятие выбора как Божьего дара, данного человеку.
Человек должен сделать свой выбор и затем на протяжении всей жизни ежедневно подтверждать верность своему выбору, к примеру, в условиях брачного союза со своим супругом.
Такого же отношения к верности своему выбору, только уже в условиях завета, от человека ожидает и Бог. Бог верен и требует верности от того, с кем Он стал близок.
Человеку необходимо «верное представление о Боге», без которого многочисленные страхи будут останавливать человека от осмысленных и ответственных отношений с Творцом. Именно неверное представление о Боге привело человека к ошибке, породило в нем страх и подоткнуло к бегству в одиночество.
Замысел же Бога в том, чтобы человеку «войти в общение любви», исцелившись от страха и получив прощение.
Бог есть Любовь, Он отдает Себя каждому, кто готов Его принять, – именно в этом, по словам д-ра Д. Кинлоу, и заключается Благая весть, обращенная к нам.
Издательство Библейско-богословского института святого апостола Андрея
www.standrews.ru
Телеграм канал газеты "Мирт" - https://t.me/gazetaMirt