Главная / Статьи / Рецензии / Четыре ступени духовной жизни Эвелин Андерхилл
Четыре ступени духовной жизни Эвелин Андерхилл
Четыре ступени духовной жизни Эвелин Андерхилл
Рецензия на книгу Э.Андерхилл "Золотая секвенция, или гимн Святому Духу"
01.12.2019
238

Мы привыкли сводить духовную жизнь к простым и действенным формулам: нужно читать Библию, молиться, посещать церковь и участвовать в служении. Вот стандартный набор советов, как вырасти духовно. На темы духовного роста написаны десятки, а то и сотни книг, в каждой из которых есть советы о том, как углубить и упорядочить духовную жизнь. Однако рационализация духовной жизни не всегда идет ей на пользу.

Вот тут и появляются писатели и теологи, которые пытаются понять сакральные механизмы духовной жизни. Одним из таких писателей является Эвелин Андерхилл, книга которой «Золотая секвенция, или гимн Святому Духу» вышла в 2019 году в издательстве «Мирт».

Андерхилл известна своими многочисленным работами на тему религии и духовных практик, в частности христианского мистицизма. Опубликованная в 1911 году самая известная ее работа «Мистицизм» оставалась одним из самых востребованных трудов по мистицизму и издавалась на русском языке. Именно на эту книгу до сих пор ссылаются те авторы, которые пишут на тему истории западноевропейского мистицизма.

Эвелин Андерхилл родилась 6 декабря 1875 года в Вулвергемптоне (Великобритания). Она получила домашнее образование, за исключением трех лет обучения в частной школе в Фолкстоне. Позже она изучала историю и ботанику в Лондонском Королевском колледже для женщин и удостоилась почетной докторской степени богословия в Абердинском университете.

В 1907 году  вышла замуж за друга детства Хьюберта Стюарта Мура и в этом же году Андерхилл стала христианкой, что полностью перевернуло ее жизнь. Несмотря на то, что она была англиканкой по своему вероисповеданию, на нее оказали сильное влияние католические мистики, работы которых она усиленно штудировала.

Андерхилл стала первой женщиной, читавшей лекции духовенству в Англиканской церкви и официально проводившей ретриты в церкви. Она также стала первой женщиной, которую пригласили читать лекции в Оксфордском университете для смешанной аудитории, мужчинам и женщинам. Эвелин изучала античную литературу, прекрасно ориентировалась в духовных практиках и, помимо теологии, была сведуща в философии, психологии и физике. Андерхилл получила должность редактора престижного журнала «The Spectator». 

Прежде чем уверовать в Христа, Андрехилл проделала долгий путь от агностицизма, что было принято в ее семье, к философии неоплатонизма, от которого ее серьезно потянуло к католицизму, вопреки возражениям мужа. В конечном итоге, Андерхилл приняла англиканство. Однако главную роль в принятии Христа сыграла встреча с католическим богословом-мистиком бароном Фридрихом фон Хюгелем, на работы которого Эвелин обильно ссылалась во всех своих текстах.

Учитель Андрехилл был во всех отношениях личностью оригинальной. Будучи богословом-самоучкой, не имея высшего образования и не закончив ни одного богословского образовательного учреждения Римско-католической церкви, тем не менее, Фридрих фон Хюгель наряду с Джоном Генри Ньюманом, упоминается как один из самых влиятельных католических мыслителей своего времени.

В 1920 году он получил почетную степень доктора богословия Оксфордского университета. Хюгель был вовлечен в богословские дискуссии, связанные с влиянием модернизма на богословскую мысль. Его богословская деятельность характеризовалась поиском примирительных отношений исторического христианства с исторической наукой, экуменизмом, философией религии и мистицизмом. Именно он повлиял на взгляды Андрехилл, в результате чего она уверовала в Христа.

После его смерти в 1925 году Андерхилл в своих трудах все чаще писала о Святом Духе. Она стала выдающейся личностью в Англиканской церкви – как помощница капеллана, проводящего духовные практики. Она была духовной наставницей для сотен людей, приглашенным оратором, радиоведущей и сторонницей созерцательной молитвы.

Эвелин Андерхилл умерла в Лондоне 15 июня 1941 года.

Книга «Золотая секвенция, или гимн Святому Духу» как раз и относится к текстам, посвященным христианской пневматологии, то есть учению о Духе Святом. Но не нужно искать в этой книге теологических разработок и оригинальных теорий. Скорее, как утверждала сама Андрехилл, «в ней представлены лишь метания моих собственных мыслей за последние несколько лет».

Условно говоря, эта книга – это попытка рассказать о личном духовном опыте, весьма сдобренная цитатами из трудов католических и протестантских мистиков от Святого Иоанна Креста до Майстера Экхарта и Элизабет Лизье (она в большей степени известна тем, что обратила в христианство своего мужа – врача и лидера французского атеистического антиклерикального движения).

Так в чем же уникальность книги Андрехилл? Что ее выделяет из того богатого корпуса текстов христиан-мистиков, дошедших до наших дней?

Сразу скажу о неоспоримых плюсах книги. Андерхилл пишет о сложных сторонах духовной жизни предельно просто и ясно. Именно эмоциональный, полный понятных метафор язык позволяет погрузиться в текст без предварительных заигрываний автора с читателем, обоснованием актуальности темы и длительного, часто утомительного введения в материал.

Второе неоспоримое качество книги — это практическая ценность духовных практик, о которых рассказывает автор. Просто и доступно Андерхилл проводит своего читателя, поясняя тот или иной аспект духовной жизни, подкрепляя цитатами из текстов христиан-мистиков.

Но тут же мы сталкиваемся и с трудностями, которые усложняют восприятие текста. Это обилие персоналий, на тексты которых ссылается автор, очень субъективная выборка и явное предпочтение духовным католическим практикам – все это может осложнить восприятие тем, о которых Андрехилл так свободно говорит. Но если вам все же интересна сама тема, то вы очень быстро преодолеете эти  калитки, ведущие к храму. 

Андерхилл делит путь духовного возрастания христианина на четыре ступени.

Первой ступенью является «принятие Духа», первый контакт с Духом Святым, полностью переворачивающий нашу жизнь. Сама Андерхилл обозначает это переживание как «пророческий «дар» Духа, тот важнейший переход от душевного к духовному, от psyche к pneuma».

Автор помогает читателю понять, что первый шаг в духовной жизни – это одновременно столкновение с иной живой и свободной Реальностью и совершенной Личностью, которая нам помогает лучше осознавать самих себя и свои проблемы. Более того, мы свои настоящие проблемы начинаем видеть только после этого духовного прозрения. Это происходит в результате Откровения Духа человеку.

Вторая ступень духовной жизни — это осознание духовной реальности, в которую погружается христианин.  Именно тогда человек видит свою трагическую двойственную природу гражданина двух миров: материального и духовного, человеческого – даже слишком человеческого – и Божьего.

Это важная ступень на пути к обретению человеком духовной зрелости. Андерхилл считает, что в этом христианину помогает духовный баланс, обретаемый через взаимоотношения с Духом Святым. Это «постоянное равновесие самоподчинения и инициативы, активного действия по Божьей воле и устремленного к Богу недвижного созерцания, в самых разных степенях и формах – это и есть признак духовной зрелости».

Третья ступень – это путь очищения, когда человек, приближаясь к Богу, все больше осознает свою греховность. Именно тогда христианин понимает, что очищению должны подвергнуться все сферы его жизни. Он проходит по пути очищения чувств, интеллекта (то, что Писание называет «обновлением ума»), памяти и воображения, воли и любви.

Благодаря этому, как пишет Андерхилл, «чистый и гибкий разум в простоте принимает все, что Бог-Дух дает ему посредничеством этих странных каналов, не полагаясь на стимулы знамений и символов, не удовлетворяясь фотографией взамен живого Присутствия и не принимая даже самые лучшие и прекрасные записи за подлинную песнь самого Орфея».

И вот  тогда мы вступаем на четвертую ступень духовной зрелости, попадая в сферу молитвы. Проходя через поклонение, христианин учится двигаться через свои желания к тому, что хочет Дух Святой. Именно из этого прорастает вся остальная молитва. Поклонение приводит нас к истинному покаянию, приобщению к Божьей реальности и становится нашим основным духовным действием. 

Андерхилл пишет:

«Если человек по-настоящему научился поклоняться, поклонение, все более и более завладевая его молящейся душой, поведет его дальше, к самопожертвованию. Тогда глубинная молитва, в которой мы забываем о собственных заботах и погружаемся в самые основы души, будет все более и более напоминать очень простой акт самозабвенной любви».

Конечно, читая книгу Андерхилл, невольно задаешься вопросом: а возможно ли такое глубинное погружение в духовную жизнь? Насколько вообще наша обычная жизнь, в которой есть свои заботы, тяготы, радости и приобретения, может быть пронизана такими духовными практиками? Скорее, это способствует больше монашескому образу жизни, которая сосредоточена на созерцательной молитве.

И все же я думаю, что в любом случае книга поможет читателю обогатить свою личную духовную жизнь, поможет понять действие Духа Святого в молитве и в осознании той духовной реальности, с которой мы сталкиваемся каждый день, хотим мы того или нет.

Приобрести книгу:
- бумажную https://mirt.ru/zolotaya-sekventsiya/
- электронную https://mirt.ru/zolotaya-sekventsiya-ebook/

Телеграм канал газеты "Мирт " - https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

Еще читать